Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках
методическая разработка на тему

Гагаева Елена Николаевна

В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулирования учебно-познавателной деятельности - эмоционального стимулирования, развития познавательного интереса, формирования ответственности и обязательности. Рассматриваются активные методы обучения и их классификация. Также в данной публикации уделяется значительное внимание условиям эффективности использования активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_doklad.docx354.15 КБ
Файл priemy_i_metody_motivatsii_detey.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

                               

Выступление на тему:

Приемы и методы мотивации детей,
испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках.

                                                      Составила:

Учитель высшей категории

                                                Гагаева Е.Н.

Симферополь, 2017

Приемы и методы мотивации детей,
испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках.

Мотивация- это в первую очередь результат внутренних человеческих потребностей и эмоций, интересов, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию деятельности..

Формирование мотивации- это, прежде всего,  создание условий для появления внутренних стимулов для обучения, понимание их самими учащимися и  дальнейшего самостоятельного развития  мотивационной сферы.

Приемы и методы мотивации:

1.Новизна получаемой информации.

2.Игра. По выражению Л.С. Выготского «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». Использование на уроках сказок максимально облегчают понимание и усвоение  материала, соответствующего уровню начального этапа обучения. Сказку ребёнок воспринимает как игру, смысл которой заключается в развитии не только творческих сил и возможностей, но и в отработке навыков и умений.

3.Кружковая работа. Она позволяет создать среду для совершенствования навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний. Участие в кружковой работе развивает творчество и фантазию школьников, дает им возможность практически применить знания, полученные на уроках.

4.Благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

5.Групповая работа и работа в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений.

Работа в паре особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

1.  Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

2.  Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.

3.  Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

 Учение лишь тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: конструировать, исследовать, открывать . А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Анализируя современные тенденции в использовании активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках, мы отмечаем, что приоритет должен отдаваться методам и средствам, направленным на стимулирование познавательной активности.

Важно иметь в виду, что именно в методах обучения обязательно проектируется познавательная деятельность учащихся. Именно с помощью методов через содержание учебного материала устанавливается глубокая связь между деятельностью учителя и познавательной деятельностью учеников.

В связи с этим, мы рассмотрим понятия «методы» и «средства» в аспекте стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Средства педагогические - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Средства педагогические программные - пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам.

Технические средства обучения (ТСО) - устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения путём демонстрации аудиовизуальных средств.

Стимул (от лат. stimulbs - острая палка, которой погоняли животных) - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через неё и определённую деятельность.

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребёнка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и даёт более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идёт более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Впервые группу методов стимулирования учебно-познавательной деятельности выделил Ю.К. Бабанский. Поскольку, по его мнению, любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет три составляющих - организацию, стимулирование, контроль.

Схема 1. Классификация методов стимулирования учебно-познавательной деятельности (по Ю.К. Бабанскому)

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Например, можно использовать специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.

Другим приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Поощрение и порицание в обучении. Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребёнка в момент успеха и эмоционального подъёма, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребёнка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др.

Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нём могут быт использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях.

1.        Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так, для отработки навыков устного счёта на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке.

2.        Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в начальной школе такая игра может охватывать весь учебный день.

К ним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы - игры. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросёнка» - Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросёнок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания они могут рассчитать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д.

. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы, по выражению А.С. Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т.е. на далекую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребёнка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы себе их представляем - с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности.

Постановки системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А.С.Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трёх уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причём на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к новогоднему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе по крымским горам и участие в отборочном конкурсе (по критериям успеваемости и поведению), подготовка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д..

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материал игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержание, создание ситуаций творческого поиска.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель может раздать по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин. все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитывают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать ещё.

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. В последние годы учителя всё чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание урока, используя именно этот приём. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры-путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. Контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей на звание «Лучшего штурмана Вселенной».

Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути формированию познавательного интереса.

Одним из приёмов, входящих в этот метод, можно назвать приём создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе окружающий мир это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе (селе)», «явления природы в сказках» и др. подбор занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам сами поручается подбирать такие примеры.

Занимательность может быть построены и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозностью цифр. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенными в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём чем больше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен происходить в рамках программ общеобразовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.

Методы формирования ответственности и обязательности.

Процесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать своё слово».

Методы и приёмы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчёркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

Формирование понимания личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения жизни младшим школьникам сложно. Тем более они ещё не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребёнка.

Понимание личностной значимости успешного учения во многом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приёмы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребёнка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом радости за успехи каждого учащегося.

Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жёсткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбирать наилучший. Чтобы облегчить проблему выбора, методы необходимо сравнивать по их эффективности.

Современная дидактика предлагает несколько классификаций методов. Рассмотрим основные:

. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

        объяснительно-иллюстративные;

        репродуктивные;

        проблемное изложение;

        частично-поисковые (эвристические);

        исследовательские.

. По степени активности (Е.Я. Голант).

        активные;

        пассивные.

Активные методы обучения - это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированы на самостоятельное добывание учащимися знаний, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, то в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности.

На сегодняшний день в педагогической теории и практике нет универсальной классификации активных методов обучения, которую можно было бы рекомендовать на все случаи. Мы в своём исследовании ориентировались на классификацию в зависимости от направленности на формирование системы знаний и овладение умениями и навыками:

  1. имитационные;
  2. связанные с моделированием деятельности;
  3. неимитационные.

Схема 2. Классификация активных методов обучения по направленности формирования системы знаний и овладения умениями и навыками

Имитационные методы обучения

1.        Игровые - это специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых ученику предлагается найти выход.

2.        Неигровые - это обычные учебные ситуации.

Методы обучения, связанные с моделированием деятельности

1. Деловая игра - это метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

. Упражнения - это многократное выполнение каких-либо действий для приобретения навыков и получения более совершенных умений. В зависимости от характера познавательной деятельности упражнения подразделяются на:

 - упражнения на подражание, когда учитель даёт образец выполнения, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями, а ученики следят за показом этого образца и затем воспроизводят его, стремясь при этом достичь наибольшего сходства с ним;

 - тренировочные упражнения, требующие от учащихся самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретённых под руководством учителя в условиях аналогичных тем, в которых они формировались;

 - тренировочные упражнения, требующие от учащихся применения ранее приобретённых знаний (умений, навыков) в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при их формировании;

 - частично-поисковые или творческие задания, требующие от школьников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действий.

Неимитационные методы обучения

1. Дискуссия (от лат discussion - рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо спорного вопроса) - характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

. Эвристическая беседа (от греч. heurisko - нахожу, открываю) - метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.

. Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности ученика во всех её структурных компонентах (от постановки проблемы до осуществления контроля).

Виды самостоятельных работ обучаемых:

1. Работа с печатными источниками

Работа с печатными источниками обычно занимает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся:

        Ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательно изучения.

        Повторное, сравнительно медленное чтение, разделение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчёт, чему научил учебник или его раздел.

        Конспектирование изученного текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти.

        Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные её положения и найти им практическое применение.

2. Самостоятельный поиск

Представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, на их индивидуальные возможности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе её результаты. Педагогическая функция поисковых заданий и проектов - в индивидуализации обучения, расширении объёма знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят учащихся в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий; рефераты по литературно-критическим источникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения совершенствованию технологических процессов.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

3. Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач - это вид самостоятельной работы учащихся, который весьма эффективен при условии чёткой организации и постоянном контроле этого процесса со стороны учителя.

. «Мозговой штурм» (банк идей) (анг. brainstorming) - метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательный способности учащихся.

5.        Исследовательский метод - метод проблемного обучения, предполагающий самостоятельное учебное исследование, которое учащиеся выполняют индивидуально или малыми группами, а затем докладывают о результатах на учебных занятиях и обосновывают или подтверждают, таким образом, изучаемый теоретический материал.

Проанализировав вышеизложенный материал, определим группу активных методов, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики:

1.        Имитационные методы (игровые, неигровые).

2.        Методы, связанные с моделированием деятельности (упражнения, деловая игра).

.        Неимитационные методы (самостоятельная работа, дискуссия, «мозговой штурм», исследовательский метод, эвристическая беседа).

Условия эффективности использования активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении

Эффективность использования активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении будет зависеть от реализации определенных условий и требований.

Рассмотрим (выделим) общие дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при выборе и применении методов.

. Цель обучения

. Уровень обучения, которого необходимо достигнуть

. Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать

. Сложность учебного материала

. Индивидуальные, психофизиологические особенности учащихся

6.        Время обучения

7.        Условия обучения

.        Взаимоотношения между учителем и детьми, которые сложились в процессе учебной деятельности

.        Количество учеников

.        Уровень подготовленности самого учителя.


Метод

Условия организации

1. Работа с печатным источником

Наличие: 1. Образца; 2. Опорного конспекта; 3. Алгоритма; 4. Плана работы; 5. Творческий, близкий к исследовательскому характер; 6. Побуждение потребности у обучаемых к самостоятельной работе постановкой перед ними учебных проблем; 7. Организация действенной помощи и взаимопомощи; 8. Методический контроль за самостоятельной работой и её эффективная оценка.

2. Эвристическая беседа

Наличие: 1. Алгоритма; 2. Плана работы; 3. Побуждение потребности у обучаемых.

3. Дискуссия

Наличие: 1. Алгоритма; 2. Плана работы; 3. Побуждение потребности у обучаемых.

Таким образом, выбор методов обучения не может быть произвольным, требует учёта вышеуказанных условий, которые в практической деятельности учителя начальных классов могут рассматривать как методические рекомендации по организации активных методов в процессе учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках.

Слайд 2

Основные понятия

Слайд 3

Приемы и методы мотивации

Слайд 4

Понятия

Слайд 5

Понятия

Слайд 6

Классификация методов стимулирования учебно-познавательной деятельности (по Ю.К. Бабанскому )

Слайд 7

Методы эмоционального стимулирования

Слайд 8

Методы развития познавательного интереса

Слайд 9

Методы формирования ответственности и обязательности

Слайд 10

Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер , М.Н. Скаткин ):

Слайд 11

Классификация методов по типу познавательной деятельности (Е.Я. Голант ):

Слайд 12

Классификация активных методов обучения по направленности формирования системы знаний и овладения умениями и навыками

Слайд 13

Виды самостоятельных работ обучаемых 1.Работа с печатными источниками 2. Самостоятельный поиск 3. Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач

Слайд 14

Условия эффективности использования активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении Метод Условия организации 1. Работа с печатным источником Наличие: 1. Образца; 2. Опорного конспекта; 3. Алгоритма; 4. Плана работы; 5. Творческий, близкий к исследовательскому характер; 6. Побуждение потребности у обучаемых к самостоятельной работе постановкой перед ними учебных проблем; 7. Организация действенной помощи и взаимопомощи; 8. Методический контроль за самостоятельной работой и её эффективная оценка. 2. Эвристическая беседа Наличие: 1. Алгоритма; 2. Плана работы; 3. Побуждение потребности у обучаемых. 3. Дискуссия Наличие: 1. Алгоритма; 2. Плана работы; 3. Побуждение потребности у обучаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....

Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».

Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом ...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....