Главные вкладки

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".
    тест на тему

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon n.g.lutskanova_otsenka_urovnya_shkolnoy_motivatsii_doc.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

    Диагностика мотивационной сферы

    Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г.Лусканова, рацпредложение № 138 от 07.06.1985 г.).

    Анкета  "Оценка уровня школьной мотивации".

    Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.
    Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

    -ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
               -нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
               -ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
              Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
               Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

    1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 
    2. 20-24 балла  - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
    3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
    4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

       Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

    Вопросы анкеты:

    1. Тебе нравится в школе?

    -не очень
    -нравится
    -не нравится

    1.  Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    -чаще хочется остаться дома
    -бывает по-разному
    -иду с радостью
     

    1.  Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

    -не знаю
    -остался бы дома
    -пошел бы в школу

    1.  Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    -не нравится
    -бывают по-разному
    -нравится

    1.  Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    -хотел бы
    -не хотел бы
    -не знаю

    1.  Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    -не знаю
    -не хотел бы
    -хотел бы

    1.  Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    -часто
    -редко
    -не рассказываю

    1.  Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    -точно не знаю
    -хотел бы
    -не хотел бы

    1.  У тебя в классе много друзей?

    -мало
    -много
    -нет друзей

    1.  Тебе нравятся твои одноклассники?

    -да
    -не очень
    -нет
    Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.


    № вопроса

    Оценка за 1 ответ

    Оценка за 2 ответ

    Оценка за 3 ответ

    1

    1

    3

    0

    2

    0

    1

    3

    3

    1

    0

    3

    4

    3

    1

    0

    5

    0

    3

    1

    6

    1

    3

    1

    7

    3

    1

    0

    8

    1

    0

    3

    9

    1

    3

    0

    10

    3

    1

    0

    Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

    1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
    2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

    Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня  мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

    Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

    Исследование уровня школьной мотивации

    Данный материал нашла в ресурсах Интернет, может быть кому-нибудь пригодится в работе. Такое тестирование проводится в 4 классе, когда учащиеся готовятся к переходу в среднее звено....

    Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках

    В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулиров...

    Исследование уровня школьной мотивации

    Исследование уровня школьной мотивации в 4 классе...

    Исследования уровня школьной мотивации.4 класс

    В презентации изучается мотивы учения у четвероклассников с помощью вопросов....