Представление собственного инновационного опыта
учебно-методический материал

Соловьёва Оксана Владимировна

Работая много лет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

     В межаттестационный период работаю над темой: «Проектно-исследовательская работа как условие развития творческой личности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного опыта

учителя начальных классов

Соловьевой Оксаны Владимировны

                                   

                               

2019г.

Содержание:

1.Актуальность темы

2.Сущность и история проектной деятельности

3.Идея проектной деятельности

4. Цели и задачи проектной деятельности

5. Направления работы с младшими школьниками

6.Этапы индивидуальной и групповой работы

7. Новизна опыта

8.Методическое обоснование опыта

9.Результативность использования проектно-исследовательской деятельности

10.Заключение (факторы успешности опыта)

11.Список литературы

   

     

     Я, Соловьева Оксана Владимировна, учитель начальных классов.

Педагогический стаж работы: 24 года. Имею первую квалификационную категорию.

     Работая много лет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

     В межаттестационный период работаю над темой: «Проектно-исследовательская работа как условие развития творческой личности».

1.Актуальность темы:

     Считаю данную тему актуальной и важной.

Педагогическая деятельность – одна из видов человеческой деятельности, которая основана на выполнении социального заказа. Общество видит в наших учениках людей, способных к самоопределению и самореализации на основе полученных качественных знаний, умений, навыков. В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности:

  • владение универсальными способами деятельности;
  • владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда;
  • способность к самообразованию;
  • воспитанность.

Таким образом, основная задача современного учителя – найти такие педагогические технологии, формы и методы работы, которые позволили успешно реализовать государственный заказ и общественные потребности. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:

  • формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
  • развивать в первую очередь обще учебные умения и навыки: само оценочные, исследовательские, рефлексивные;
  • формировать компетенции, т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Среди таких методов ведущее место принадлежит методу проектов.

Неслучайно метод проектов называют педагогической технологией XXI века. В пользу метода проектов говорит его универсальность: его можно применять, работая с разными возрастными категориями обучающихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности.

2.Сущность и история проектной деятельности
    Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы « Технология» Под методом проектов в образовательной области «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
    Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.


3.Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения слова проект: 1) разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь; 2) предварительный текст какого- нибудь документа; 3)план, замысел.4) « брошеный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности.

Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя достается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

4. Цели и задачи проектной деятельности

Цели и задачи проектной деятельности вытекают непосредственно из возможностей информационно – образовательного пространства школы и психо – возрастных особенностей младших школьников. Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования: 

  • создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. 
  • создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы стоят такие задачи:

- воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

– готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

– развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

– овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

– развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

– пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

В этой связи важно, чтобы обучающийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов УМК «Школа России»

  1. Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
  2. Математика . М.И. Моро.

      3.   Русский язык В.П. Канакиной.

      4..  Окружающий мир А. А. Плешаков.

По УМК «Школа России» работаю не первый год, основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

В УМК «Школа России» проектно - исследовательская деятельность выступает как основная форма организации деятельности школьников. Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

      Данную технологию я использую, в первую очередь, для повышения качества обучения. Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта работы по использованию методов проектов на уроках и внеурочной деятельности.

     Смысл учительской жизни – учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно это определяет мою позицию и мои принципы как учителя. Во главе воспитания стоит личность ребёнка. Ориентация на личность с высоким уровнем формирования  различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально – педагогических  и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося.

      Личностно- ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся  и повышении активности учебного процесса.

       Необходимым компонентом личностно- ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль - «исследователи».

      Чтобы сделать процесс обучения личностно- ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Дети привыкают сами добывать знания, а не получать готовые выводы учебника.

…..Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:

-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?

-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?

-Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы?

     Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

   В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы.

   Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности.

    Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

     В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу:

 сформировать у учащихся потребности и желания реализации:

- самоорганизации;

- самодеятельности;

- самоуправления;

-самообучения.

      Моя задача - сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.

      В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса.

       Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

      В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

      Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

     В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных  познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

      В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются  в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

      Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа  - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

     В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и в неурочное время. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

    Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

    Исследовательская работа  - работа, связанная с решением  творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка  исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

     Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

       Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта.

         Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

      В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.

Проектная деятельность:

  1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
  2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
  3. Оценочные умения.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером , деловое общение.
  5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
  6. Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
  7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская деятельность:

  1. Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
  2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
  3. Задавать вопросы.  ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
  4. Давать определение понятиям.
  5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
  6. Делать выводы и умозаключения.
  7. Классифицировать материалы.
  8. Работа с текстом.
  9. Доказывать и защищать свои идеи.

5. Направления исследовательской деятельности:

Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности  обучающихся строю по трем направлениям.

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;

– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.

    Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

   Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

     Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

6. Этапы индивидуальной и групповой работы:

   1. На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

     Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение морской свинки потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку.  Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

     2. На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.

     А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар.

     Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.

   3. Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.

    4. Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.

    Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

   5. Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст  выступления.  

   6. На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.

 7. Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года.       Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.

     Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы.

    Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.

 Дальше работа отправляется  на конкурс.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
  • планирующий — подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности;
  • информационно – операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 

рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности. 
В зависимости направленности проекта могут быть выделены следующие этапы работы над проектом младших школьников:  
Стадии работы над проектом - это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

7. Новизна опыта состоит в адаптации проектной, исследовательской, проблемно-диалогической технологии в начальном образовании. Эффективность педагогического опыта подтверждается повышением учебной мотивации, снижением тревожности у младших школьников, способностью обучающихся к переносу полученных знаний в принципиально новые условия.

8. Методическое обоснование опыта

     Я начинаю исследовательскую работу с первого класса.

Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках  «Природа и человек». Это уроки -  исследования: «Свойства воды», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», проведение опытов.

     В первом классе занятия носят пассивный характер (сама рассказываю детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), а во втором классе получение знаний идет методом поиска – исследования.

      Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.

      Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.

        В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие  исследовательских умений.

       В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности  школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

9. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе

     Одна из задач учителя  - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.

      Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.

Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.

    Темы исследовательских проектов: «Почему меня так назвали?», «Мое родословное дерево», «Как вырастить растение», «Домашние животные», «Сохраним природу», «Цифры в нашей жизни», «История моей фамилии», «Тайна соли», «Новогодняя елка», «История праздника Нового года», «Красна книга», т.д..

Достижения обучающихся:

Ф. И. обучающегося

Класс

Название конкурса, конференции

Дата

Результат

1

Леонов Илья

4

«Алые паруса» -

«Новогодняя елка»

2017

Свидетельство о публикации в электронном СМИ

2

Максакова Валерия

I муниципальная научно-практическая конференция младших школьников

«Исследование, эксперимент, открытие»

07.02.

2019г.

Сертификат     участника

3

Сурина Марина

4

«Экологический урок»

Красная книга

2018

участие

4

Соловьева Снежана

1

« Слава отцов-крылья сыновей»

2019

участие

10. Заключение

     Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий формируется у детей интерес  к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаются  для детей условия, способствующие развитию у младших школьников  навыков исследовательской работы.

      У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

      Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. За короткий период времени повысился уровень сформированности ключевых компетенций: решение проблем (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации), коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация – работа в группе). Возрастает уровень самостоятельности и активности учащихся, умение их адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

11.Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009

12. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников.                                                                                 Рекомендации и проекты, 2010.


Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта

В этом документе представлен инновационный опыт учителя начальных классов....

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление

публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного инновационного опыта

  Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Представление собственного инновационного опыта

Проблемно-диалогическая технология...