Выступление на РМО
статья

Виды работ на уроках русского языка, направленные на формирование коммуникативных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rabot_na_urokah_rus._yazyka_morozova_o.v.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работ на уроках русского языка, направленные на формирование коммуникативных умений

Морозова О.В.,

учитель начальных классов

Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, помимо прочего, учится излагать свои мысли, а не просто повторять («озвучивать») вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает в качестве одного из важных методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку.

Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная.

Считаю, что в начальном звене выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение (на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

Работу по формированию коммуникативных умений начинаю в 1 классе, предлагая ученикам разнообразные виды работ. Например:

Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА

Замените первый звук в слове на звук Х. Прочитайте новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

Я вставлю в середину слова МАКИ звук Й, и оно превратится в МАЙКИ. А теперь вы с помощью звука Й совершите эти превращения.

МАКИ, РЕКИ, ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

«Распутайте» слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КОСЫНКА, МОСАВАР, МОСАЛЕТ.

Игра «Договори слово»

СИ…(РЕНЬ) СИ…(ТО) СИ…(НИЦА) СИ…(НИЙ)

СИ… (РОП) СИ…(ЛА) СИ…(РЕНА) СИ…(НЯК)

Для формирования правильной речи я использую: договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);

согласование существительных и местоимений – «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);

употребление прилагательных – «Из чего предмет?» (деревянный карандаш).

Уточнение словарного запаса возможно через:

беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);

беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;

формирование значения слова.

Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.

Назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …

Назвать другой предмет с тем же признаком:

Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …).

Указать четвертое «лишнее» слово. Обосновать свой ответ.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;

понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

думать, ехать, размышлять, соображать.

В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:

свежая пища, запас корма, вкусная еда;

наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;

неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

ценный груз, тяжелая ноша, ручная гладь, громоздкий багаж.

Объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

приехал, прибыл, прикатил;

пришел, пожаловал, заявился;

бросился, ринулся, накинулся;

ворвался, вторгся, вломился;

отскочил, отпрянул, шарахнулся.

Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький.

… пенек опрокину … воз. … дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.

Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.

Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.

колонна< ворот< быки<

кошки< горн< овсянка<

Какими словами описывает автор дождь?

«Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк».  (Н. Сладков)

Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).

Заменить глагол бежит близким по смыслу:

время бежит,

река бежит,

зерно бежит из мешка,

молоко бежит из кастрюли.

Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю?

Тщательно продумывала отбор материала на уроках русского языка:

а) содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам.

б) обязательное введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств.

в) введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

Упражняла детей в произвольном перемещении слов внутри предложения, предлагая различные коммуникативные установки. Под коммуникативной установкой понимается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации. Выделение этого аспекта может быть достигнуто путем перестановки его в конец предложения.

Например: составь предложения из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти, расставив их в таком порядке, что было понятно:

а) что нашли на чердаке;

б) где нашли деревянную шкатулку;

в) что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке.

Использовала следующие приемы работы над предложением:

- распространение;

- дополнение неоконченных предложений;

- изменение порядка слов;

- восстановление деформированного текста;

- составление предложения по аналогии;

- увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания путем перечислением предметов, восприятием на слух синтаксической конструкции (чтобы, если, поэтому), наблюдением и выделением главного, установление причинно-следственных связей.

Совершенствовала речевое общение, коммуникативную адаптация через:

- развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторении вывода, послоговое похлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);

- понимание речи окружающих и своей собственной способствует учебное общение в паре. Предлагала задания вида: какое слово короче – хвост или хвостик? Кто длиннее – удав или червячок? Установление связей между понятиями ложка – каша, картофель – огород;

- развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого), построение ответа на основе слов вопроса.

Напомню, главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания; потребность высказываний; владение средствами языка.

Известно, например, что не менее 50% случаев неумения проверить правописание безударной гласной, звонких и глухих или непроизносимых согласных в 3-м классе объясняется не тем, что в словаре обучающегося нет проверочного слова, а тем, что оно мало активизировано и не может быть достаточно быстро использовано для проверки.

То же можно сказать и относительно недочетов в выборе слов: проверки показали, что ученик III класса, имея в своем словаре 2–3 синонима к слову большой (громадный, огромный, гигантский и пр.) в процессе конструирования своих высказываний, устных или письменных, использует, как правило, лишь доминанту синонимического ряда большой, т.к. синонимы не активизированы.

На уроках русского языка использовала коммуникативные методы, которые  имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий, упражнений:

- создание речевых ситуаций;

- ролевые игры, экскурсии, картины, специально организованные - наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений;

- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;

- рисование картин, ведение записей и дневников;

- создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;

- выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;

- «пробу пера» - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах (См. приложение №2).

По последней причине метод называют коммуникально-творческим.

Рассматриваемый метод предполагает систему умений обучающихся, реализуемых (формирующихся) в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений – сочинений и пр.  На практике я использовала следующие методы:

- методы обучения «по образцам»: это многочисленные виды пересказов, письменные изложения разнообразных типов. В арсенал методов «по образцу» входят более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, отработка произведения, интонаций, пауз, ударений.

В использовании имитационных методов наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности обучающихся. Образцовый текст выполняет задание основного составляющего в общем широком потоке языковых влияний на детей – влияний речевой среды на их формирующееся языковое чутье.

Метод конструирования текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: словарная работа, работа над словосочетанием, над предложением. Все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов, носят учебно-тренировочный характер. Метод конструирования текста располагает обширным набором речевых упражнений:

- толкование значений слов,

- работа с синонимами, антонимами, фразеологическими единицами,

- работа со словарями: толковым, словообразовательным, синонимическим, орфографическим;

- составление словосочетаний с конкретными слова – для текста или словосочетаний заданного типа;

- выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;

- введение, включение словосочетаний в предложение и текст;

- обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях; упражнения, предупреждающие подобные ошибки;

- составление предложений заданного типа, с использованием заданных слов – по теме сочинений, рассказа;

- составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

- распространение предложений, перестройка их структуры;

- выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;

- интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;

- свободное составление предложений, фраз;

- редактирование предложений;

- построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;

- исправление логических ошибок: повторов, нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков;

- моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т.е. редактирование своего текста.

        Для этого использовала разноуровневые и развивающие карточки, тесты, перфокарты, творческие задания. (См. приложение №3)

Творческие упражнения имеют целью -  свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план.

Варианты упражнений:

а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон;

б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы;

в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

Предлагая творческие задания, проводила специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце (замечу, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя),  незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)

От многозначности слов перешла к изучению омонимов, которые предложила в виде занимательного, игрового материала: «Несет меня лиса за темные леса...»; «Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса, коса».

Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой!

Вывод: чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....