Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе
статья

Герасимова Ирина Александровна

В материале сообщения дается краткая теоретическая информация о сущности системно-деятельностного подхода и его применении на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход

     на уроках в начальной школе

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Это задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

        Работать по ФГОС сложнее, чем раньше, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать.

Теперь одной из основных задач учителя является организовать урок так, чтобы любой, даже самый слабый ученик, включился в учебную деятельность, так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Появляются новые вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, как формировать и развивать универсальные учебные действия? В современном образовании на помощь приходит технология системно-деятельностного подхода в обучении.

Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Что касается личного опыта работа, следует отметить, что особое внимание я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта.

Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников.

Вот короткий пример:  в 3 классе в модуле по теме «Еда» дается мини-диалог о любимой еде. Я намеренно не читаю диалог, а задаю ученикам уже известный им вопрос: What’s your favourite food? (Какая твоя любимая еда?) Они охотно отвечают, задают друг другу этот вопрос. Я спрашиваю: ребята, а как спросить: А твоя? На секунду задумываются, потом предлагают разные варианты. Я стимулирую: хотите узнать? -  Да! – Тогда прочитайте про себя диалог и найдите правильный вопрос. Почти все молниеносно справляются с мини-задачей, и во время последующей отработки диалога никто практически не допускает ошибок. Поскольку информация найдена лично учеником, она достаточно прочно оседает в голове.

Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации.

В начальных классах самый доступный и эффективный метод- игра. Этот метод хорош тем, что в игру включаются все без исключения, даже самые слабые и немотивированные ученики, и во время игры ему приходится повторять. Вспоминать, проговаривать разные буквы, слова, фразы, а, значит, неосознанно запоминать.

Чтобы мотивировать детей часто использую соревновательный прием: кто быстрее и правильнее сумеет прочитать скороговорку; кто запомнит больше слов из ряда предложенных; кто быстрее закончит предложение (игра «Аукцион»), чья команда подберет больше слов для описания картинки, ситуации и т.д.

С целью мотивации правильного чтения читаю текст бегло, допуская ошибки. Цель учеников – заметить и исправить мои ошибки. На начальном этапе обучения чтению после коллективного прочтения и анализа текста и новых слов прошу найти прочитанное мною слово или фразу (дети должны быстро сориентироваться в тексте и показать пальцем нужное слово). Такие виды работы проходят всегда с большим интересом и в высоком темпе.

Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.

 Очень важным при организации практической работы я считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных.

Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Для тренировки данного умения использую игры «Глухой телефон», «Simon says”

Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. И уж точно учителю надо регулировать уровень шума в классе, работу в группах. Например, можно использовать цветовые сигналы: зелёный – работу выполнили, красный – просим помощи.

Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место на уроках. Необходимость применения средств ИКТ диктуется возрастными особенностями учащихся, ведь младшие школьники испытывают потребность в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений.

 Организовать творческую, самостоятельную деятельность позволяет метод проектов, который я также часто использую для закрепления какой-то темы и ее творческой интерпретации.

Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые свои мнения, что помогает найти выход.

Теперь подготовка к каждому уроку по ФГОС занимает довольно много времени. Ведь теперь мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся. Теперь это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы.

По словам германского педагога А. Дистервега, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.  

В заключение, я бы хотела сказать, что системно-деятельностный метод должен быть основным инструментом деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны на основе проведённого анализа принимать самостоятельные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

Презентация   подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  ...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...