Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Степановна Попова

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Указанная программа должна быть направлена на:

-  освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;

-  обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;

-      приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

-      формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;

-  приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;

-      формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

-        формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды.

-  выбор варианта поведения.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее - Воспитательная компонента), являющейся составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся и предусматривающей расширение и конкретизацию ее содержания.

На основе данной программы коллективом нашей школы бала разработана программа развития воспитательной работы в условиях ФГОС.

Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Задачи:

  1. формирование единого воспитательного пространства в школе, путем использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;
  2. обеспечение условий для позитивной социализации подрастающего поколения его духовно-нравственного становления, способного реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личностного прогресса.
  3. обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.; разработка и научно-методическое обеспечение эффективных механизмов профилактики девиантного поведения и позитивного влияния на детей групп риска;
  4. реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  5. формирование в школе позитивного информационного пространства детей; повышение ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде, информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс;
  6.  обеспечение условий для стимулирования педагогов инновационной и инициативной деятельности в области воспитания;
  7. реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности педагогов школы, укрепление ее кадрового потенциала, социального статуса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

Нормативно-правовое-разработка нормативной базы на общешкольном уровне, определяющей механизмы реализации в соответствии с государственной политикой в области образования.

Организационно-управленческое-организация межведомственного взаимодействия общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ.

Кадровое-повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательного учреждения на основе потребностей рынка труда.

Информационное-организация информационной поддержки мероприятий Программы (СМИ, сайт общеобразовательного учреждения).

Мониторинговое-направлено на создание системы организации и проведения мониторинга по реализации в общеобразовательном учреждении.

Финансовое–организация финансовой поддержки реализации Программы.

Материально-техническое-обеспечение оснащениянеобходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

По каждому из направлений составлен перспективные план работы учреждения

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;

- развитием системы дополнительного образования учащихся;

- повышением педагогической культуры родителей;

- взаимодействием общеобразовательного учреждения с общественными и традиционными религиозными организациями;

- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;

- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;

- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.

Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;

- развитием системы дополнительного образования учащихся;

- повышением педагогической культуры родителей;

- взаимодействием общеобразовательного учреждения с общественными и традиционными религиозными организациями;

- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;

- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;

- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ:

- Гражданско-патриотическое;

- Нравственное и духовное воспитание;

- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

- Интеллектуальное воспитание:

- Здоровьесберегающее воспитание;

- Социокультурное и медиакультурное воспитание;

- Культуротворческое и эстетическое воспитание;

- Правовое воспитание и культура безопасности;

- Воспитание семейных ценностей;

- Формирование коммуникативной культуры;

- Экологическое воспитание.

Также в рамках реализации программы развития предусмотрен ряд мероприятий:

В сфере гражданско-патриотического воспитания:

-  организация межпоколенческого взаимодействия;

-  организация краеведческой деятельности;

-  организация профориентационной работы;

-  организация туристско-экскурсионной деятельности;

-  организация работы школьных музеев;

-  организация экологического всеобуча.

В сфере нравственного и духовного воспитания:

-  организация нравственного просвещения;

-  организация приобщения к культурам народов Российской Федерации;

-  организация формирования культуры толерантности;

-  организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.

В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:

-  организация знакомства со спецификой различных профессий;

-  организация повышения мотивации к обучению;

-       организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.

В сфере интеллектуального воспитания:

-  организация развития техносферы в образовательных учреждениях;

-  организация повышения мотивации к научным исследованиям;

-       организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.

В сфере здоровьесберегающего воспитания:

-    организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;

-  развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;

-  развитие условий для занятий физической культурой и спортом.

В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:

организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;

-  организация интернационального воспитания;

-    организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.

В сфере культуротворческого и эстетического воспитания:

-      организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

-  развитие эстетического воспитания;

-  создание условий для посещения музеев, выставок и др.

В сфере правового воспитания и культуры безопасности:

-  организация повышения правовой грамотности обучающихся;

-  создание условий деятельности органов ученического самоуправления;

-      обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.

В сфере формирования коммуникативной культуры:

-  организация повышения уровня межкультурной коммуникации;

-  создание условий для безопасной коммуникации;

-  организация риторической компетентности обучающихся;

-  создание условий для развития школьных средств массовой информации.

В сфере экологического воспитания:

-  организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;

-     создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий;

-  созданий условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.

Нравственное и духовное воспитание

Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, дисциплинированного человека – труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков

Интеллектуальное воспитание

Цель: создание условий дляразвития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).

Здоровьесберегающее воспитание

Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта.

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса, раскрытия потенциала каждого ребенка во внеурочное время с предоставлением возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, организация культурного досуга учащихся.

Правовое воспитание и культура безопасности

Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности.

Воспитание семейных ценностей

Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.

Формирование коммуникативной культуры

Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Экологическое воспитание

Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно- воспитательного процесса в условиях ФГОС

Доклад со слайд-шоу. "Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС"....

« Воспитательная работа в условиях ФГОС»

Данный материал можно использовать как выступление на педсовете...

Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...

Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС

1.Проблемно-диалогическая технология.2.Технология продуктивного чтения.3.Технология оценивания учебных успехов....

Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в условиях ФГОС

10 часов внеурочной деятельности, предусмотренные новым стандартом. Их реализация, с помощью собственных ресурсов, а также ресурсов учреждений дополнительного образования. Социализация личности....

Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, прео...