Инновационный опыт
статья

Князева Надежда Леонидовна

Опсание собственного инновационного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_knyazevoy_n.l.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Описание собственного инновационного опыта

учителя начальных классов МБОУ « Зубово – Полянская гимназия»

Князевой Надежды Леонидовны

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно–коммуникационных технологий в начальной школе».

Основные цели современной системы образования – это интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Они направлены на подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Важнейшим условием достижения указанных целей является усиление личностной направленности образования, что влечет за собой изменение содержания, методов, средств и форм организации обучения.

Личностно ориентированное обучение тяготеет к проектно-исследовательскому методу, который позволяет учащимся активно осваивать мир, опираясь на свой собственный опыт, расширяя его в ходе проектной и исследовательской деятельности. Итогом обучения ученика начальных классов является саморазвивающаяся, саморегулирующаяся личность с гибкими осознанными знаниями.

Инновационными средствами в условиях современного образования выступают информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют развивать творческую активность учащегося, расширяют сектор их самостоятельной работы за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Обладая такими уникальными качествами, как интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность, они вносят определенную специфику в известные обще дидактические методы обучения.

Для того чтобы перечисленные выше средства и методы вошли в повседневную практику работы педагогов, необходимы целенаправленное освоение и интеграция учителями современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Учителя нашей гимназии принимают участие в семинарах и вебинарах различного уровня по повышению ИКТ-компетенции. В рамках этих семинаров педагоги учатся включать исследовательские проекты учащихся в учебный процесс. Также, организовывать самостоятельные исследования школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий помогает научное объединение учащихся гимназии «Интеллект».

Наличие теоретической базы опыта.

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии проявляется повышенный интерес к проблеме организации исследовательского обучения и методу проектов (Н. Г. Алексеев, М. В. Кларин, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддьяков, Е. С. Полат, А. И. Савенков, Л. Ф. Фомина и др.).

 А. И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения, предлагает рассматривать исследовательское поведение как «…вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации».

Многие авторы указывают на то, что в процессе исследовательской деятельности последовательно реализуются следующие этапы: постановка проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

А. В. Леонтович под методом проекта понимает «…способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности». Он отмечает, «…проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом».

Е. С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Ведущая педагогическая идея.

 Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы».

Исследование и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, поэтому при работе с детьми полезны и проектные методы и методы исследовательского обучения.

Оптимальность и эффективность средств.

Отмечается большое разнообразие учебных проектов:

  • от проекта на несколько уроков в рамках учебной темы до проекта на весь учебный год;
  • индивидуальные и групповые проекты;
  • общешкольные по составу участников;
  • проекты, предназначенные для изучения разных тем одного предмета, а также монопредметные, межпредметные и надпредметные.

Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут получать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыков решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, особенно подготовительный этап. Требуется хорошо продумать структуру, обозначить цели, обосновать актуальность предмета исследования для всех участников, обозначить источники информации, продумать методы, результаты.

В начале работы над любым проектом всегда стоит проблема мотивации – какими должны быть задания, чтобы школьники с интересом участвовали в процессе. Нужно четко сформулировать основополагающий вопрос. Например: Для чего нужно знать свою родословную? Зачем и кому нужна презентация, посвященная истории школы? Кто кого? Зачем нужны людям картины? и др.

После постановки проблемы идет поиск фактов для лучшего его понимания и возможностей ее решения. Учащиеся используют разнообразные издания и информационные ресурсы сети Интернет, а учитель при этом выполняет функцию координатора и партнера, старается увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.

На следующем этапе происходит формулирование учащимися гипотез, которые возникают как возможные варианты решения обозначенных проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

Основная часть работы над проектом представляет собой самостоятельную работу учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе: результатом обсуждения до консультирует, внимательно следит за ходом обсуждения.

Отчеты о проделанной работе представляются учащимися в виде мультимедийных презентаций, буклетов или сайтов. Основная цель этой работы систематизировать полученные данные и представить их в наглядной и доступной форме с учетом логики проведенного исследования.  

Представление результатов исследования проводится на последнем учебном занятии при изучении темы.

 Официальное представление и защита полученных результатов проводится на ежегодной Республиканской научно –практической конференции исследовательских работ « Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Результативность опыта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • повышение мотивации учащихся;
  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебновоспитательного процесса.

При оформлении результатов исследования от учителя требуется умение не попасть под влияние техники, а представляя себе ее возможности, подчинить ее своему влиянию.

Показатели качества знаний учащихся за последние пять лет подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.

        

Показатели качества знаний учащихся за последние пять лет

Год обучения

класс

2014-2015

1 класс

2015-2016

2 класс

2016-2017

3 класс

2017-2018

4 класс

2018-2019

1 класс

%  качества знаний

-

60%

64%

64%

-

В результате повышения мотивации к изучению предметов дети стали активнее участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

Результаты участия детей в творческих конкурсах, конференциях:

Год

Уровень

Обучающиеся

2014

Муниципальный

Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня»

Афанасьев Никита- участие

2015

Конкурс новогодней игрушки «Креативная ёлка»

Малышев Сергей -призёр

2016

Конкурс «Защитим лес», номинация: лес в моей судьбе

Малышев Сергей - победитель

2017

Конкурс «Защитим лес»

Номинация: Сказка о лесе

Номинация: Лес в моей судьбе        

Пекин Владислав –победитель

Княжева Мария- призёр

Бычкова Алёна -призёр

2018

Муниципальный этап Епархиального историко –культурного конкурса посвящённого памяти священника – просветителя А.П. Архангельского «Мой храм»

Лысяков Александр -победитель

2019

Литературный конкурс в рамках оперативно – профилактического мероприятия « Что мы знаем о полиции»

Лысяков Александр -участие

Региональный

2015

Епархиальный  историко – патриотический конкурс, посвящённый памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова

Малышев Сергей -призёр

2018

Епархиальный  историко –культурный конкурс посвящённый памяти священника – просветителя А.П. Архангельского «Мой храм»

Лысяков Александр -победитель

2018

III Республиканская научно – практическая конференция исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Пьянзина Анастасия - победитель

Возможность тиражирования.

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на заседаниях кафедры Начального образования, педагогического совета, на семинарах различного уровня.

В 2015 году в рамках заседания кафедры Начального образования делилась опытом работы по теме «Принципы и методы работы с особенными детьми».

В 2016 году приняла участие в обсуждении «Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции педагога»

В 2016 году поделилась с коллегами опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на межшкольном семинаре « Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»

В 2017 году выступила на научно-методическом совете гимназии по теме «Здоровьесберегающая образовательная среда- одна из главных составляющих образовательного процесса».

В 2018 году разработала и провела открытый классный час «Прощание с Азбукой» в рамках Дней науки и творчества кафедры Начального образования в гимназии.

На межшкольном семинаре –практикуме учителей по теме «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний» в марте 2019 года провела открытый урок с элементами исследования «Космическое путешествие на планеты –гиганты. Обобщение и систематизация знаний».

В августе 2019 года на муниципальной методической конференции учителей начальных классов провела мастер –класс «Использование арт-технологий на уроках в начальной школе».

Для студентов Зубово-Полянского педагогического колледжа в октябре 2019 года провела мастер –класс по использованию приёмов исследовательской работы на занятиях по внеурочной деятельности во 2 классе «Путешествие пирожка».

Так же мои разработки, презентации, конкурсные работы учащихся размещены  на моём сайте и в личных кабинетах.

Портфолио                   https://yadi.sk/i/fM2_f_ufANnohQ

                 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МБОУ «Лицей №4»Рузаевского муниципального районаАкимовой Любови Николаевны «Великая цель образова...

Инновационный опыт

Урок -закрепления по теме" Сложение и вычитание в пределах 100"...

Инновационный опыт учителя МБОУ СОШ №2 г.Городца Федотовой Ирины Васильевны "Формирование читательской компетентности как основа развития младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы за 2 года по теме "Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов"....