«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»
материал

Дакаева Анастасия Руслановна

«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_klassnyh_1.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Выступление

на методическом объединении классных руководителей

на тему:

«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»

Подготовила:

учитель начальных классов

Дакаева Анастасия Руслановна

Смоленск, 2019

Введение

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.

  1. Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)
  2. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
  3. Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
  4. Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)
  5. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)
  6. Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)

Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:

  1. Форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия.
  2. Форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности.
  3. Гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.
  4. Форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:

  • обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
  • формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
  • содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
  • формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников;
  • развитие навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Формы проведения классного часа

  1. Дискуссионные формы.

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников.

Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи.

  1.  Ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.
  2. Школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.
  3. Школьники приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.
  4. Чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.
  5. Уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

• выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

• проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

• выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

• проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

Основные цели проведения дискуссии:

• выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;

• воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения. Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности.

Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Этапы подготовки конференции: 

1. Определение темы.

2. Оповещение о сроках проведения.

3. Программа (план) конференции.

4. Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.

5. Подготовка к конференции (работа с литературой).

6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.

7. Проведение конференции.

8. Подведение итогов. Обсуждение.

Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Гостиная - одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся. Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

  1. Мероприятия состязательного характера

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют:

• сформировать адекватную самооценку;

• развить волевые качества;

• воспитать эстетический вкус;

• самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Этапы подготовки и проведения викторины:

1. Выбирается тема.

2. Подбираются литература, игровые материалы.

3. Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.

4. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.

5. Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.

6. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.

Клуб веселых и находчивых (КВН) - юмористическая игра, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба - как для участников, так и для руководителей творческих коллективов.

Презентация - представление общественности чего-то нового с определенными целями.

Презентации бывают следующих видов:

1. Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта.

2. Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель - представить определенной узкой группе людей результаты работ.

3. Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы организации или личности.

Турнир - это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д.

  1. Творческие формы классных часов 

Праздник - это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны - от детского утренника до массового шествия.

Фестиваль - массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Цели и задачи фестиваля: 

• создание среды для творческого, профессионального общения детей;

• выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;

• приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов.

Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Определение темы, содержания выставки - отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях. Умственную деятельность учащихся активизируют выставки, построенные по аналитическому принципу: они не просто содержат сведения информационного характера, но и предоставляют учащимся возможность самим получить дополнительные знания.

 Устный журнал - интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность.

Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов - дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.

Спектакль - произведение сценического искусства.

4. Игровые формы классных часов 

Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического представления, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:

1. В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин "мастер").

2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" -комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.).

5. Мероприятия по психологическому просвещению 

Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе.

6. Формы работы с учащимися вне школы

Экскурсия - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах - при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история. Экскурсии способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

Этапы проведения экскурсий:

• доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;

• проведение экскурсии;

• обработка экскурсионного материала.

Формы закрепления полученной информации:

• беседа;

• коллекционирование;

• создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т. д.;

• оформление альбомов;

• подбор и чтение специальной литературы;

• игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

Оценка качества проведения классного часа 

Качество проведения классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности. Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

• Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.

• Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла классного часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.

• Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.

• Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.

• Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.

• Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.

• Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами. Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.

Литература:

  1. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2012
  2. Суняйкина Н.В. Формы проведения классного часа

https://infourok.ru/formi-provedeniya-sovremennogo-klassnogo-chasa-434354.html

  1. Типы и формы классных часов. Формы проведения классного часа

https://gippocrat-centr.ru/tipy-i-formy-klassnyh-chasov-formy-provedeniya-klassnogo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Выступление на тему «Формы проведения классных часов»

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы...

Учебно-методическое пособие "Формы проведения классного часа"

Данное пособие поможет разнообразно и интересно провести классный час....

"Руководители с различными формами проведения классных часов”

Что такое классный час? Из скольки частей  состоит,подробное описание каждой части. Наиболее распространенные формы.классных часов....

«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»

laquo;Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с ...

Современные формы проведения классного часа

Формы и приемы работы для проведения классного часа...