Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
статья (3 класс)

В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов» .

Колынюк Е.В.

 

Само понятие функциональной грамотности было введено в 1957 г. ЮНЕСКО.

Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Так как же научить  ребенка  работать с текстами?

Это проектная деятельность, которая формирует навыки работы с различными источниками информации.

Действительно, проектная деятельность напрямую способствует формированию функциональной грамотности, но во внеурочную проектную деятельность вовлечены не все учащиеся школы.

Возникает вопрос, какие еще ресурсы можно задействовать? Это урок – проект, на котором дети будут отрабатывать умение составлять не сплошные тексты.

Вообще четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В проектной деятельности удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они и делят тексты на сплошные и не сплошные.

Сплошные тексты нам хорошо известны. Это тексты-повествования, описания или рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе.

Выбор способа прочтения такого текста напрямую зависит от цели. В соответствии с целью и выбирается просмотровое, ознакомительное, изучающее или поисковое чтение.

Наши дети изучают такие тексты на уроках развития речи.

Работу со сплошными текстами при организации проектной деятельности можно разделить на два вида:

- обработка текста (посредством написания конспекта, составления плана и тезисов);

- поиск ответов на вопросы по тексту, в т.ч. на те, на которые нет прямых ответов.

При работе со сплошными текстами и большими объемами информации в проектной деятельности целесообразно использовать стратегию « пирамида Блума».

Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание

– то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.

Чаще всего пирамида Блума может использоваться при работе с проектами гуманитарного цикла.

Каковы же критерии отбора сплошных текстов для работы?

Еще К.Д. Ушинский говорил: «Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Действительно, первое учебное пособие, которое попадает детям в руки, - это учебник.

Отсюда, требования к текстам для работы:

1. Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе текста для работы

2. Текст должен быть понятным и доступным

3. Тексты не должны содержать фактических ошибок.

А каким способом обработки информации можно воспользоваться в случае работы с текстами сравнительно небольших объемов?

Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы во всех предметных областях помогают нам не сплошные тексты.

К не сплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы, кластеры – то есть все то, что содержится в разделе «Приложение» в проектной работе и это тот материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К не сплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.

При работе с не сплошными текстами необходимо, чтобы ребенок научился:

читать не сплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;

составлять не сплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

переводить не сплошные тексты в сплошные и наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования функциональной грамотности обучающихся.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизн...

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...

Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»

Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чи...

«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»

Знакомство с цифровыми  образовательными ресурсами и сервисами, которые помогут в формировании Функциональной грамотности младших школьников. Презентация...