Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»
консультация по логопедии (3 класс)

Прокопенко Надежда Анатольевна

Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.

Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществе -это психологическая способность школьника для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.g._pedsovet.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ

в рамках логопедического воздействия»

1 слайд:

   Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.

     Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществе -это психологическая способность школьника для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

 2 слайд:

  • общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
  • бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
  • коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
  • информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию через чтение.

3 слайд:

 Чаще всего учащимся с ОВЗ  мешают формированию грамотной устной и письменной речи, такие дисфункции которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

  • неустойчивое внимание,
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
  • недостаточное развитие способности к переключению,
  • скрытое левшество, леворукость ,
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
  •  нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
  • отсутствие чувства ритма,
  • снижение слуховой и зрительной памяти,
  • особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
  • дефекты произношения
  • недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
  • слабо развитое словесно-логического мышления,
  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

 

 Именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма и полноценного формирования функциональной грамотности у этой категории учащихся.

4 слайд:

   Поэтому свою работе стараюсь  развивать все компоненты  речи ребёнка и другие  познавательные  психические процессы, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

5 слайд:

В процессе логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность, как способность обучающегося вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками), через прочтение определённого материала

Другими словами формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.

6 слайд:

В работе с учащимися с ОВЗ   использую 2  этапа формирования  грамотности:

элементарная грамотность – умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающую реальность повседневной жизни.

 элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков родноязычного алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие (состоящие в основном из нераспространенных предложений) связные тексты и излагать их в письменной форме.

2 Уровень функциональной грамотности

Для реализации второго уровня – уровня формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях  использую:

  •  дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;
  • на занятиях диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
  • вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?»  при выполнении заданий  ребёнок вербализует (оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.

Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят; понимают, но не получается; кое-что начинает получаться; получается с каждым разом всё лучше и лучше.

 «Формирование функциональной грамотности у

Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях с учащимися с ОВЗ является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.

В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....

Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)"

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершен...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».  Функциональная грамотность младш...

Технологическая карта урока. Использование интегрированных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках преподавания физкультуры в начальной школы», 4 б класс

В технологической карте урока отображена функциональная грамотность. Виды грамотности: естественно-научная, математическая, читательская, креативное мышление, финансовая и ПДД. Обучающиеся определяли ...