Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
статья

Ольга Анатольевна Переводчикова

В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переводчикова О.А., учитель

ГБОУ школа№432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Статья

«Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой.

Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.

Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 года, при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru, руководствоваться специальными образовательными программами (программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009); программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009) и учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

Родителям (законным представителям) ребёнка с умственной отсталостью необходимо объяснить суть обучения по программе для детей с умственной отсталостью, какой документ получит после окончания обучения.

Если родители согласны с рекомендациями, данными ПМПК, они должны предъявить в школу копию заключения комиссии и написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребёнка на обучение по названной выше программе. Кроме того, желательно под роспись ознакомить их с тем, какой документ получит ребёнок по окончании школы.

Если родители не согласны с рекомендациями ПМПК и не желают, чтобы их ребёнок обучался по программе для обучающихся с умственной отсталостью, то копию заключения они не предоставляют, а педагоги продолжают учить ребёнка по общеобразовательной программе и адекватно оценивая. В этом случае желательно под роспись ознакомить родителей с тем, что если по окончании школы ребёнок не сможет сдать экзамены, то ему будет выдана справка, а не аттестат.

Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) - это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком. Этим должны заниматься вместе и учителя-предметники (вплоть до учителя ИЗО и физкультуры), и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель.

АОП кардинальным образом отличается от общеобразовательной! Она предполагает:

Другой учебный план, следовательно, другие предметы.

На первой образовательной ступени обучение осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, что позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.

На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают;

 Другое содержание, объём и глубина учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы);

Другие учебники.

Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организованно с использованием только специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253), представлено 71 наименование учебников для 1-9 классов для указанной категории. Обучающиеся с ОВЗ должны обеспечиваться учебниками бесплатно;

Другие методы и приёмы обучения;

Другие экзамены.

В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению по билетам;

Другой документ об образовании (не аттестат, а свидетельство установленного образца).

Необходимо продумать расписание уроков для ребёнка. Оно тоже будет совсем другое, нежели у всех остальных учеников в классе, поэтому очень важно составить его так, чтобы было всем удобно. Возможно, этот ученик будет посещать занятия у логопеда или психолога в то время, пока весь класс занимается физикой или химией, или он пойдёт на урок технологии. Допускается, чтобы ребёнок, обучающийся по АОП, находился вместе со всеми и на тех предметах, которые он не изучает, но только в качестве «вольного слушателя», если он соблюдает правила поведения и не мешает остальным детям и учителю. Естественно, оценивать его по этим предметам не нужно.

Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ:

учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащийся с нарушением интеллекта выполняет самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного;

затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с учащимся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы

урока

Методы и приемы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе для С(К)ОУ VIII вида

Оргмомент

Словесный (слово учителя)

Общий

Общий

Проверка

домашнего

задания

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная

проверка

Повторение

изученного

материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового

Словесный (беседа),

Объяснение нового

Объяснение нового

материала

практический (работа с учебником, по карточке)

материала

материала (обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление

Словесный (беседа),

Выполнение

Работа над

изученного

практический (работа с учебником, по карточке)

упражнений. Проверка

усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий

Общий

Инструктаж по

выполнению

домашнего

задания

Словесный

Уровень домашнего

задания для детей с

нормальным

интеллектом

Уровень домашнего

задания для детей с

нарушением

интеллекта

Оценивать ребёнка необходимо в соответствии с АОП. Если вдруг за четверть и за год у такого ребёнка выходят «двойки», то это не означает, что он не усвоил программу и должен остаться на второй год. Это значит, что АОП для него была составлена неправильно, без учёта его способностей и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к диагностике нарушений развития у школьников с интеллектуальной недостаточностью в контексте реализации ФГОС

Современные подходы. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс....

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается о методах, формах и приемах работы в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС...

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...