Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
статья
В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья об обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Переводчикова О.А., учитель
ГБОУ школа№432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Статья
«Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой.
Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.
Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 года, при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru, руководствоваться специальными образовательными программами (программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009); программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009) и учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
Родителям (законным представителям) ребёнка с умственной отсталостью необходимо объяснить суть обучения по программе для детей с умственной отсталостью, какой документ получит после окончания обучения.
Если родители согласны с рекомендациями, данными ПМПК, они должны предъявить в школу копию заключения комиссии и написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребёнка на обучение по названной выше программе. Кроме того, желательно под роспись ознакомить их с тем, какой документ получит ребёнок по окончании школы.
Если родители не согласны с рекомендациями ПМПК и не желают, чтобы их ребёнок обучался по программе для обучающихся с умственной отсталостью, то копию заключения они не предоставляют, а педагоги продолжают учить ребёнка по общеобразовательной программе и адекватно оценивая. В этом случае желательно под роспись ознакомить родителей с тем, что если по окончании школы ребёнок не сможет сдать экзамены, то ему будет выдана справка, а не аттестат.
Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) - это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком. Этим должны заниматься вместе и учителя-предметники (вплоть до учителя ИЗО и физкультуры), и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель.
АОП кардинальным образом отличается от общеобразовательной! Она предполагает:
Другой учебный план, следовательно, другие предметы.
На первой образовательной ступени обучение осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, что позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.
На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают;
Другое содержание, объём и глубина учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков (знания обучающихся по этой программе за 9 лет обучения соответствуют приблизительно знаниям за 5-6 класс общеобразовательной школы);
Другие учебники.
Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организованно с использованием только специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253), представлено 71 наименование учебников для 1-9 классов для указанной категории. Обучающиеся с ОВЗ должны обеспечиваться учебниками бесплатно;
Другие методы и приёмы обучения;
Другие экзамены.
В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению по билетам;
Другой документ об образовании (не аттестат, а свидетельство установленного образца).
Необходимо продумать расписание уроков для ребёнка. Оно тоже будет совсем другое, нежели у всех остальных учеников в классе, поэтому очень важно составить его так, чтобы было всем удобно. Возможно, этот ученик будет посещать занятия у логопеда или психолога в то время, пока весь класс занимается физикой или химией, или он пойдёт на урок технологии. Допускается, чтобы ребёнок, обучающийся по АОП, находился вместе со всеми и на тех предметах, которые он не изучает, но только в качестве «вольного слушателя», если он соблюдает правила поведения и не мешает остальным детям и учителю. Естественно, оценивать его по этим предметам не нужно.
Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ:
учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащийся с нарушением интеллекта выполняет самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного;
затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с учащимся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.
Структура урока при внутренней дифференциации | |||
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по общеобразовательной программе | Организация работы по программе для С(К)ОУ VIII вида |
Оргмомент | Словесный (слово учителя) | Общий | Общий |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового | Словесный (беседа), | Объяснение нового | Объяснение нового |
материала | практический (работа с учебником, по карточке) | материала | материала (обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление | Словесный (беседа), | Выполнение | Работа над |
изученного | практический (работа с учебником, по карточке) | упражнений. Проверка | усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий | Общий |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный | Уровень домашнего задания для детей с нормальным интеллектом | Уровень домашнего задания для детей с нарушением интеллекта |
Оценивать ребёнка необходимо в соответствии с АОП. Если вдруг за четверть и за год у такого ребёнка выходят «двойки», то это не означает, что он не усвоил программу и должен остаться на второй год. Это значит, что АОП для него была составлена неправильно, без учёта его способностей и возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к диагностике нарушений развития у школьников с интеллектуальной недостаточностью в контексте реализации ФГОС
Современные подходы. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс....
Реализация ФГОС в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Доклад на педсовете...
Олигофренопедагогика: Воспитание и обучение детей с нарушением интелекта в условиях реализации ФГОС
Курсы повышения квалификации...
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
В статье рассказывается о методах, формах и приемах работы в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС...
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
Коррекционная педагогика...
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
Коррекционная педагогика...
Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...