Современные подходы к диагностике нарушений развития у школьников с интеллектуальной недостаточностью в контексте реализации ФГОС
статья по теме

Машина Любовь Сергеевна

Современные подходы. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к диагностике нарушений развития (любой процесс или функция) у школьников с интеллектуальной недостаточностью (ОВЗ, ЗПР, ОНР) в контексте реализации ФГОС для детей с ОВЗ (для детей с УО)

Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.

Подходы к определению понятия «воспитание».

Центральной категорией коррекционной педагогики выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности этого явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.

  1. Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. Итак, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
  2. Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Большинством ученых воспитание определяется как управление развитием личности.
  3. Воспитание - это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической, это целенаправленная помощь ребенку в его вхождению в современную культуру. Причем культура формировалась много веков, а ребенок должен усвоить ее за короткие сроки. Воспитание - это, организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества.
  4. Воспитание с позиции профессионально-педагогической- это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

В контексте профессиональной деятельности педагога ребенок может рассматриваться как объект и субъект педагогического процесса, в этой связи существует два подхода к определению процесса воспитания.

В основе первого подхода– взгляд на ребенка как наобъект воспитательного воздействия. Важнейшими факторами развития ребенка признаются внешние воздействия, формирующие личность.

Воспитание– процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

В основе второго подхода– взгляд на ребенка как насубъект воспитательного воздействия. В данном случае признается способность и право ребенка на саморазвитие, приоритетность субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе.Воспитание– активная деятельность человека по саморазвитию.

Анализ существующих подходов к определению воспитания позволяет сформулировать его эксплицитное определение: воспитание - субъектно-объектные отношения, главной целью которых является формирование у объекта воспитательного воздействия устойчивых механизмов регуляции активности.

Общие характеристики процесса воспитания.

1. Двусторонний характер процесса воспитания.

Сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника. Характер этого взаимодействия в разных условиях неодинаков и определяется степенью активности и ролью ребенка в воспитательном процессе:

- Целенаправленное воспитательное воздействие на личность учащихся.

- Совместная целенаправленная деятельность, обеспечивающая формирование определенных качеств личности ребенка.

- Создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию.

2. Многофакторность процессавоспитания: результаты воспитания зависят от многих, нередко противоречивых факторов.

3. Длительность– процесс воспитания осуществляется практически в течение всей жизни.

4. Перспективность– формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности.

5. Ступенчатость воспитательного процесса - в ходе воспитательного воздействия осуществляется переход ребенка от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек социально одобряемого поведения. Однако, данная последовательность носит умозрительный характер: не все дети ведут себя правильно, зная правила поведения и умея правильно себя вести.

6. Системность воспитательного процесса. Воспитание как система характеризуется совокупностью основных элементов: объект, субъект, цель, задачи, принципы, содержание, методы, результат воспитания.

 Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Существуют разные подходы к определению цели воспитания:

1.С точки зрения социального подхода, цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.

2.Психологический аспект цели воспитания

Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования к личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека (формулируется в понятиях качеств личности: ответственность, аккуратность, трудолюбие и т.д.).

3.Культурологический аспект цели воспитания отражает понимание воспитания как социокультурного воспроизводства человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.

Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания.

В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:

А) по возрасту

Б) по социальным условиям

В) по реализованным целям.

Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику.

Таким образом, цель воспитания - противоречивый социально-педагогический феномен.

Цель воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.

Цель воспитания реализуется в ходе решения ряда задач:

  1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
  2. Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни, труду (социально-бытовая адаптация).
  3. Формирование механизмов регуляции поведения в меняющихся условиях среды и в разных видах деятельности.
  4. Формирование умения жить и работать в коллективе.
  5. Воспитание у ребенка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.

Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Ключевые слова: двигательные способности, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, двигательный контроль.

Уровень здоровья населения нашей страны значительно снизился и продолжает снижаться, и только в последние годы общество заметило огромный социальный слой людей, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья . Среди них большое число составляют дети с ограниченными возможностями здоровья. В государственном докладе 2000 г. "О положении детей в Российской Федерации"  показана довольно неблагополучная демографическая ситуация в стране. На фоне продолжающегося снижения численности населения (на начало 2000 г. население РФ составляло 145,6 млн человек, т.е. уменьшилась за год на 768,4 тыс. человек (- 0,5%) продолжает возрастать число детей в возрасте 0 - 16 лет, отнесенных по состоянию здоровья к людям с ограниченными возможностями. Если в 1995 г. их число было равно 453,6 тыс. человек, то в 1997 г. составило 563,6 тыс. человек (+ 19,5%), а в 1999 г. - 592,2 тыс. человек (+ 4,8%), и это только дети, которые состоят на учете в органах социальной защиты.

В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, как и ранее, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди детей-инвалидов самая многочисленная группа - дети 10 - 14 лет (47,1%), затем - 5 - 9 лет (29,4%) и 0 - 4 лет (4%).

К обучению детей этой категории нужен особый подход, т.е. они относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями .

Один из принципов "Декларации прав ребенка" (провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) гласит . . . "Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим образования и забота, необходимые ввиду его особого состояния". В статье 5 Закона РФ "Об образовании" от 13.01.1996 г. говорится: "Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия при получении ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов".

В процессе педагогической реабилитации данной категории детей одну из ведущих позиций занимает двигательная реабилитация, в основе которой лежит физическая (двигательная) активность ребенка .

Содержание физической активности человека составляет его систематическая мотивированная деятельность, направленная на развитие, поддержание и совершенствование его кинезиологического потенциала на разумно необходимом и достаточно высоком уровне в зависимости от текущих или долгосрочных задач .

Рассматривая организм человека как самостоятельную живую систему, необходимо указать, что физическая активность является "биологически необходимым действием" всего растущего организма для его дальнейшего развития и формирования. "Судьбу индивидуума в борьбе за существование решают его действия - большая или меньшая степень их адекватности во все усложняющемся процессе приспособления. Рецепторика здесь представляет собой уже подсобную, обслуживающую функцию . Рассматривая это положение Н.А. Бернштейна применительно к детям, имеющим выраженные нарушения в состоянии здоровья, следует отметить, что различные заболевания накладывают специфический отпечаток на развитие и формирование как двигательной системы ребенка, так и его системы сенсорики (по Н.А. Бернштейну - рецепторики). Все это ставит перед физическим воспитанием детей данной категории совершенно иные задачи, которые, по нашему мнению, не изменяя основной стратегии физического воспитания, приобретают несколько иные направления.

Вопросы двигательной реабилитации (а в некоторых случаях и абилитации) детей, имеющих отклонения в cостоянии здоровья, являются, на наш взгляд, одними из основных, которые стоят перед процессом образования, в том числе и физического, данной категории детей . Средства физической культуры можно рекомендовать и использовать практически всем категориям детей, имеющиx отклонения в состоянии здоровья. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка, ему можно рекомендовать специальные комплексы физических упражнений, которые   будут оказывать положительное влияние на психосоматику ребенка . К сожалению, в современной литературе нет четко выраженных форм и методов контроля за уровнем двигательной активности, степенью развития физических (двигательных) способностей детей, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья, xотя проблема тестирования уровня физической подготовленности человека в настоящее время - одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания .

Исследования физических способностей человека показали, что у детей одного и того же возраста и пола они весьма различны. Это касается детей, которых мы относим к категории "здоровых", что же касается "проблемных" детей, то встает вопрос: насколько им подходят рекомендуемые тесты физической подготовленности и насколько корректно их использование для данной категории детей.

Структура каждого физического качества очень сложна и компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом . Рассматривая двигательные способности как специфические индивидуальные особенности человека, определяющие уровень его двигательных возможностей, следует отметить, что в занятиях с детьми, имеющими отклонения в развитии, возможно применение и общих тестов, а также использование наиболее доступных им специфических тестов. Определение точности движений у детей, имеющих заболевания органов зрения, и у детей с заболеваниями органов слуха, нельзя проводить по одной методике. Это объясняется неодинаковостью развития их сенсорных систем и, естественно, различным становлением двигательных способностей .

По нашему мнению, при определении двигательных способностей детей, имеющих различный уровень психосоматического развития, cледует исходить из принципов комплексного подхода. Определяя физические способности ребенка, необходимо учитывать его психофизиологические особенности (свойства нервных процессов, темперамент, особенности регуляции и саморегуляции психических состояния и др.) . Это поможет в наибольшей степени не только выявить двигательные способности ребенка, но и оценить его потенциальные возможности, которые могут быть или не реализованы или вообще не замечены.

При оценке двигательных способностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, по нашему мнению, следует опираться на две группы тестов, определяющиx кондиционные (энергетические) возможности детей и их координационные способности. Каждая из этих групп тестов определяет специальные возможности человека, в частности, координационные тесты в большей степени оценивают психофизиологические механизмы управления и регулирования движений, а кондиционные - морфофункциональные факторы.                                      

И все же первоначальное тестирование детей данной группы необходимо начинать с более простых и доступных им тестов. Их можно отнести к категории "общих" тестов. На последующих этапах тестирования можно рекомендовать использование "специфических" тестов, которые в наибольшей мере отражают двигательное развитие группы детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Мы провели начальное тестирование детей с заболеваниями по зрению и слуху, и сравнили его результаты с показателями здоровых детей. Все дети с заболеванием по зрению отнесены к IV группе здоровья (всего 41 ребенок: 4 - 5 лет - 19 человек; 5 - 6 лет - 22 человека). Все детей с заболеваниями по слуху также отнесены к IV группе здоровья (среди них 21% имеют инвалидность), всего 56 человек: 4 - 5 лет - 24 человека; 5 - 6 лет - 32. Большая часть тестов была апробирована преподавателями физического воспитания в процессе занятий физической культурой. Результаты тестирования показали довольно существенные расхождения в развитии двигательных качеств у различных групп детей. У детей, имеющих заболевания по слуху, в обеих возрастных группах лучше показатели быстроты движений (тест "челночный бег", "перестукивание"), в то время как скоростно-силовые показатели (прыжок в длину с места, метание набивного мяча сидя) лучше у группы здоровых детей. У мальчиков 4 - 5 лет с заболеваниями по зрению лучше силовые показатели (динамометрия), это особенно выражено в сравнении с детьми, имеющими заболевания по слуху (некоторые показатели различаются более чем на 100%). Но динамическая выносливость (поднимание туловища) у детей, имеющих заболевания зрения, значительно хуже. Следует отметить, что у девочек 4-5 лет и мальчиков 5-6 лет показатели теста "перестукивание", характеризующего быстроту движений, у детей с заболеваниями органов слуха значительно лучше, чем у других групп детей. В результате тестирования двигательных способностей мы выявили существенные различия в развитии двигательных качеств детей различных групп здоровья. По нашему мнению, это можно объяснить особенностями психосоматического развития вследствие снижения функций конкретной сенсорной системы.

Выводы. Анализ систем тестирования и оценки развития двигательных способностей детей позволил заключить, что имеющиеся тесты разработаны и используются в основном для здоровых детей. Но при определенной адаптации большую группу тестов можно использовать для детей, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья. Для достижения целей физического воспитания данной социальной категории детей требуется особый педагогический подход. Это выражается в разработке специальных программ физического (двигательного) развития данной категории детей, что дало бы возможность более полноценно формировать их двигательные качества, в том числе и не имеющие ярко выраженной природы. 4

Литература:

1. Антонюк С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4 - 6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья // Российские морфологические ведомости. 2000. № 1 - 2, с. 193 - 197.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры. 2000. - 276 с.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина. 1966. - 166 с.

4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методика развития. - М.: Терра спорт. - 2000. - 192 с.

5. Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников. - М.: Издательство АСТ. - 1998. - 270 с.

6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: ФОН. 1995. - 174 с.

7. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. - М.: СпортАкадемПресс. 2000. - 440 с.

8. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2000 года. М., 2000. - 107 с.

      9. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности современных педагогическихз технологий для повышения качества образования в школе в контексте реализации ФГОС нового поколения

Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени....

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...

Современный урок в контексте реализации ФГОС

Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в  статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельнос...

«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения....