Методические рекомендации при проектировании проектов
проект (3 класс)

Брагинец Жанна Яковлевна

1 Алгоритм разработки и этапы работы над проектом

 

Помни! Проект - это «продукт», результат проектной деятельности, разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_oformleniyu_proekta.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по оформлению проектных работ для обучающихся начальных классов

1 Алгоритм разработки и этапы работы над проектом

Помни! Проект - это «продукт», результат проектной деятельности, разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат.

Когда выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Ниже мы представили этапы работы над проектом.

Выбор темы

Тема –   это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Формулировка темы проекта

  Это то, что ты планируешь исследовать. Тема должна заинтересовать.

Примеры : «Опять, задача! », «Помогает ли музыка учиться??», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

Определение цели проекта

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

Постановка задач проекта

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

Высказать одну или несколько гипотез

Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

Работа с информацией

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

1) Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
  • Сравнение.
  • Обобщение.
  • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

  • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
  • Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
  • Анкетирование.
  • Тестирование.

3) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Так, если это творческая работа, то видом творческого продукта будут: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.

В этом стихотворении пять строк.

  1. Запишите тему стихотворения одним словом.
  2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
  3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
  4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
  5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.

Вывод.

Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.

2 Требования к содержанию проектной работе

После того, как вы собрали материал, провели исследование и готовы оформить свою работы, то ознакомьтесь с требованиями к содержанию проектных работ и основными структурами проектных работ:

Структурными элементами проектных работ являются: титульный лист; введение; термины, определения и сокращения (при необходимости); основная часть (1, 2, 3 разделы); заключение; список использованных источников; приложение (если имеется).

2.1 Титульный лист

На титульном листе приводят: полное наименование школы; учебный предмет; тема работы; наименование письменной работы; автор письменной работы; наименование города и текущий год.

Полное оформление титульного листа приведено в приложении (Приложения А).

2.2 Оглавление

Элемент Оглавление размещается после задания на выполнение работы

и должен охватывать все ее части и рубрики. В оглавлении в хронологической последовательности даются все названия структурных элементов работы с указанием номеров страниц, на которых они помещены. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы письменной работы, на которой начинается данный структурный элемент.

Пример оформления элемента Оглавление приведен в Приложении Б.

Элемент Оглавление размещают с новой страницы. Слово Оглавление записывают в верхней части, посередине страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Межстрочный интервал элемента Оглавление – одинарный, шрифт 12 пт.

2.3 Введение

Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.). Введение размещают на следующей странице после страницы, на которой заканчивается элемент Оглавление. Слово Введение помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Введение составляет до 2 страниц, в нем не следует давать определений, таблиц, графического материала. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность темы;

2 формулировку проблемы, которая требует решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени;

3 постановку цели и задач исследования;

4 обоснование предмета и объекта исследования;

5 указание методов исследования;

6 описание логики исследования;

7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

8 структуру работы с указанием количества использованных источников.

2.4 Основная часть

Основная часть может состоять из нескольких разделов (обычно двух-трех). Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Первый раздел должен обеспечивать теоретическую основу для последующего изложения. В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).

Во втором разделе приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модернизации) объекта исследования. Предложения должны быть теоретически обоснованы, подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами (если таковые имеют место).

По результатам исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать соответствующе заключение (резюме).

2.5 Заключение

В заключении объемом до 2 страниц в тезисной форме отражаются основные результаты в соответствии с принятой структурой, целями и задачами, формулируются выводы, указывается степень достижения поставленной цели. Если в процессе исследования были сформулированы конкретные предложения, направленные на улучшение деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов.

2.6 Список использованных источников

Список должен содержать литературные источники всех видов и давать представление об уровне теоретической и практической проработки проблемы. В список должна быть включена литература, на которую имеются сноски в работе. Каждый источник в списке должен быть пронумерован.

2.7 Приложение

В приложении помещаются материалы, которые невозможно использовать в тексте в силу их громоздкости, справочного характера или первичной информации.

3 Основные требования к оформлению проектной работы

3.1 Текст набирается на компьютере, печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (размер 210 на 297 мм) в соответствии со следующими требованиями:

интервал междустрочный – полуторный;

шрифт – Times New Roman;

размер шрифта – 14 пт (в таблицах допускается 10-12 пт);

выравнивание текста по ширине;

размеры полей: левое – 25-30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм.

3.2 Нумерация страниц начинается с титульного листа, используются

арабские цифры, соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Порядковый номер страницы на титульном листе не ставится.

3.3 Если в письменной работе содержатся рисунки и таблицы, то их необходимо выносить в приложение. Приложения и список использованных источников необходимо включать в сквозную нумерацию. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы.

3.4 Общий объем работы составляет: 7-10 страниц. Первой страницей проектной работы является титульный лист, второй – оглавление.

3.5 Все листы работы и приложений (если они имеются) аккуратно подшиваются (брошюруются) и переплетаются в следующей последовательности:

титульный лист (Приложения А);

оглавление (Приложение Б);

введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу (если это требует работа) и методы исследования (способы проверки);

термины, определения и сокращения (если имеются);

основная часть – описание поэтапного решения задач;

заключение (выводы, предложения) – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации;

список использованных источников (Приложение В);

приложение.

3.6 В процессе выполнения работы необходимо обратить особое внимание на культуру письма, не допускать грамматических, орфографических и синтаксических ошибок.

4 Защита проекта

После того, как проект уже оформлен, его необходимо представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других, при помощи доклада. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

Написание доклада – сложный процесс. Необходимо подобрать точные слова, которые надо говорить на защите, и связать их с презентацией. После шлифовки этого текста надо несколько раз его прорепетировать с демонстрацией презентации.

План защиты проекта такой:

  1. Тема проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Гипотезы (если это требуется в работе).
  5. Методы и средства исследования.
  6. Актуальность проекта.
  7. Этапы работы.
  8. Полученные результаты.
  9. Выводы.

Текст выступления

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего доклада (выступления). Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта …

Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: …

Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Продуктом данной работы будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому что …

Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

Подготовительный этап:

  • выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
  • сбор информации ( _ недели).

Практический этап:

  • эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
  • изготовление продукта ( _ недели).

Обобщающий этап:

  • подготовка выступления (1 неделя);
  • подготовка к презентации проекта (1 неделя);
  • защита проекта (1 неделя).

Основная часть

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом я / мы приступил(и) к …

Я / Мы завершил(и) работу тем, что …

Заключение

Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

Это произошло потому, что …

Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …

Работа над проектом показала, что …

Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

Самоанализ выступления

Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

Так, при защите проекта необходимо использовать определенные фразы – клише:

- Я начал свою работу с того, что …

- Потом я приступил к …

- Я завершил работу тем, что …

- В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

- Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

- План моей работы был нарушен, потому что …

- Мне удалось достичь цели проекта, потому что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения

Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....

Методические рекомендации по созданию проектов учащимися

В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....

Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов

Современная школа - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Большую часть ...

Метод проектирования в начальной школе ( методические рекомендации)

Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимании учащихся, для чего им нужны получаемые ...

Методические рекомендации "Организация сетевого проекта с целью подбора, апробации и применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы школа-ВУЗ"

Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы ...

Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов

Методические рекомендации по проектированиюпредметно-развивающей среды в кабинете начальных классов...