Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе
статья

Карасева Ирина Владимировна

Известно, что в первый класс среднестатистической российской школы в лучшем случае поступает только треть детей, не имеющих никаких проблем со здоровьем; у остальных двух третей те или иные проблемы наличествуют уже до школы. К опять же среднестатистическому выпускному одиннадцатому классу картина меняется с точностью до наоборот: только треть выпускников проблем со здоровьем не имеют, тогда как у двух третей такие проблемы могут быть диагностированы и констатированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗСТ) В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) в современном образовательном учреждении должны представлять собой единый комплекс, объединяющий все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и приумножению физического и психического здоровья учащихся, формирование которого должно быть полностью детерминировано двумя основными целями:

  1. Исключению из образовательного процесса всех устаревших или устаревающих методов, схем и моделей обучения, вызывающих физические, либо психофизиологические перегрузки здоровья школьников любого характера и генеза.
  2. Повышению общей эффективности процесса обучения при условии максимально бережного отношения к здоровью учащихся, как к основному ресурсу, обеспечивающему эту эффективность.

В основе практической реализации всех типов ЗСТ в школе должны находиться, во-первых, цели внедрения ЗСТ на тот или иной конкретный участок реализации процесса обучения и, во-вторых, общеметодолодогические принципы здоровьесберегающей педагогики.

Основным принципом, подобно сфере здравоохранения, должен стать принцип «не навреди», то есть, - исключение нанесения какого-либо вреда или ущерба физическому и психическому здоровью школьников в процессе обучения.

Известно, что в первый класс среднестатистической российской школы в лучшем случае поступает только треть детей, не имеющих никаких проблем со здоровьем; у остальных двух третей те или иные проблемы наличествуют уже до школы. К опять же среднестатистическому выпускному одиннадцатому классу картина меняется с точностью до наоборот: только треть выпускников проблем со здоровьем не имеют, тогда как у двух третей такие проблемы могут быть диагностированы и констатированы.

Вывод: школа вносит вполне определенный вклад в эту негативную динамику роста заболеваемости и патологий подрастающего поколения. Следовательно, в школе в этом направлении следует непременно что-то менять, и идеология здоровьесбережения должна стать одной из основ этих перемен.

Имея уже достаточно продолжительный опыт учителя начальных классов среднеобразовательной школы, я давно обратила внимание на то, что после пятнадцати минут учительского монолога внимание учащихся первого класса начинает незримо, но неумолимо и быстро рассеиваться, а через двадцать минут урока в режиме только монолога более половины класса «заваливаются на парту». Естестственно, что в таком положении ребенок уже практически ничего не усваивает.

Многолетний опыт учителя начальных классов позволил автору данной статьи относительно быстро перейти от теории здоровьесберегающих технологий к различным вариантам их практического применения. Ребенок, попадая в начальные классы средней школы, сталкивается с такими видами социальных интеракций, которые на первых порах воспринимаются им непривычно и требуют определенного периода для адаптации. Задача учителя – всемерно облегчить этот процесс и сократить время «притирки».

Наиболее результативными, исходя из имеющегося опыта, оказались средства двигательной активности, в основе которых – те или иные формы движения, физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, эмоциональная разрядка, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. Последние два вида наиболее эффективны для тех образовательных ситуаций, когда у пишущих школьников массово возникают феномены миоспазма пальцевых, кистевых, лучезапястных мышц, и дети начинают недвусмысленно трясти обвисшей кистью. С этой целью школьникам полезно преподать урок массажа и самомассажа, позволяющих быстро и эффективно снимать болевые ощущения.

Если позволяет тема занятия и погода за окном, крайне эффективно проводить уроки на свежем воздухе, - например, на школьном дворе или в близлежащем парке (имеется рядом со школой). Внеклассные в самом буквальном смысле этого слова уроки не требуют применения никаких технических средств, зато по уровню эффективности и наглядности превосходят их все вместе взятые. Школьники под руководством учителя и при его наставничестве учатся воспринимать окружающий мир по-другому, открывая его для себя с прежде непознанных сторон.

В рамках ЗСТ-практики в течение урока учителю, помимо собственно процесса обучения, приходится в перманентном режиме контролировать соблюдение элементарных санитарно – гигиенических норм, в числе которых - выполнение норм труда и отдыха, положения тела, сохранения осанки, контрактуры рук при письме, а также рабочих характеристик классного помещения, как то: качества воздуха, качества и интенсивности освещения, проветривания, влажной уборки. В сфере непрерывного контроля учителя должны оставаться нормы соблюдения  общего режима занятий, режима питания школьников, правил личной гигиены, мытье рук, наличие носовых платков.

К числу этого блока реализации ЗСТ следует также отнести оказание первой медицинской помощи, соблюдение графика прививок в мед.кабинете школы, а также профессиональную оценку режима нагрузки школьников и его ограничение с целью всемерного избегания переутомления школьников.

ЗСТ-методы организации образовательного процесса предполагаю учет со стороны учителя особенностей возрастной физиологии младших школьников (слух не достигает параметрического оптимума), от 5 до 8 лет идет снижение на три тона. Голос учителя должен быть четкий и в меру громкий. Полезны игры в тишину “Слушаем тишину” и соответствующие упражнения для учащихся.

Нагрузки во время школьных занятий могут угрожать зрению учащихся, особенно тем из них, кто уже имеет к моменту начала обучения те или иные проблемы с его остротой. Первичная стадия развития завершается лишь в 10 лет, а до 9 лет формирование продолжается. Читать в это время лучше по линейке. Поставленные перед необходимостью отвечать учителю во время занятия, младшие школьники учатся связно и внятно излагать свои мысли. Однако, вследствие недостаточной сформированности специализированных функциональных центров ЦНС, ребенка в этом возрасте могут преследовать как речевые дисфункции, так и возрастные логоневрозы. В обоих случаях таким школьникам нужна логопедическая коррекция.

Такие проблемы еще более осложняются, если уже в начальных классах школьники по специализированным программам подключаются к изучению иностранного языка, психолингвистика которого, несовпадающая с родным языком в части особенностей фонетики, просодики, артикуляции, может потребовать дополнительной адаптации речевого аппарата, а именно, - формирования изначально непривычных  речевых навыков, и, следовательно, дополнительной нагрузки на изучающего иностранный язык.

В рамках концепции ЗСТ учитель должен стоять на страже не только физиологического, но и психологического благополучия своих учеников, особенно актуального именно для младших школьников. Согласно имеющейся статистике, около 60% школьников начальных классов входят в группу риска по параметрам соматической и психофизиологической дезадаптации, при этом негативные факторы дезадаптации формируют у 35% таких школьников ярко выраженные расстройства нервно-психической сферы, школьные страхи, нежелание учиться и вообще посещать школу. Если же на это накладываются те или иные индивидуальные дефекты или дисфункции основных сенсорных систем, то они только усугубляют эту ситуацию.

Из собственного практического опыта преподавания можно совершенно определенно утверждать, что, по факту возникновения перегрузок тех или иных индивидуальных возможностей конкретных учащихся начальных классов, учитель в рамках концепции ЗСТ обязан не только принимать меры для отдыха, релаксации и восстановления этих возможностей. Кроме того, следует вносить коррективы в собственно учебный процесс, причем, необходимость такой коррекции тем более актуальна, чем большее количество учащихся такие перегрузки испытывает. Из собственных наблюдений можно утверждать, что реализация активности учителя в этой сфере должна преследовать три основные цели:

  1. замедление нарастания эффекта утомления
  2. активизация физиологических обменных процессов
  3. повышение работоспособности учащихся.

Самым простым и доступным способом является как можно более активное внедрение самых разнообразных игровых практик, моделей и схем обучения, позволяющих младшему школьнику в наиболее доступной и привычной для него форме адаптироваться к особенностям образовательного учреждения и, в то же самое время, наиболее естественным и эффективным путем усваивать учебную информацию в игровой форме. Организация коллективных игровых обучающих практик, соревновательных моделей, учебной работы в парах и группах, викторин и конкурсов позволяет активизировать познавательные способности учащихся, зажечь в них интерес именно посредством игровых и соревновательных форм, тем самым не перегружая имеющиеся у них психофизиологические задатки.

Концепция ЗСТ предъявляет требования к деятельности учителя и в части формирования у учащихся основ соблюдения здорового образа жизни путем трансляции соответствующих знаний и личного примера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Здоровьесберегающие технологии в ГПД начальной школы.

Организация сохранения здоровья учащихся начальных классов в ГПД....

Доклад:"Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе."

Основные  принципы здоровьесбережения на  уроках  в начальной  школе.  ...