Исследовательская работа учителя
опыты и эксперименты

Эмдэйн Клавдия Сандыковна

Исследовательская работа  по теме:

Изучение уровня познавательной активности учащихся на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx84.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Эмдэйн  Клавдия Сандыковна

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           МАО Иволгинская СОШ

Исследовательская работа  по теме: 

Изучение уровня познавательной активности учащихся на уроках

Цель: изучение уровня познавательной активности учащихся на уроках,

анализ динамики изменения   по повышению познавательной  активности.

Задачи: определение уровня познавательной активности для выявления

доминирующей направленности личности, способствующих повышению

познавательной активности;  

Форма проведения: групповая.

         Для диагностики выявления уровней развития познавательного интереса учащихся  мною  проведена анкета  «Определение уровня  познавательной активности на  уроках». Также метод наблюдения, данные которого дополнялись и конкретизировались с помощью индивидуальных бесед с учащимися, анкетирования и беседой с учителями работающими в данном классе. Экспериментальная часть моего исследования проводилась на базе Иволгинской средней общеобразовательной школы с учащимися 3-го «Г» класса  в количестве 17 человек. С ними же было проведено  анкетирование  на  выявление  познавательного  интереса к предмету каждого ученика.                                                                                                                     (Приложение №1)  В ходе наблюдения получены следующие данные. (Приложение №2)

           На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательных интересов находилось 30% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательных интересов оказалось 41% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.  На высоком уровне количество детей  составило (29 %) (поисково-продуктивном) уровне познавательных интересов. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать  познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

                                                                                                               Рисунок №1

 

       

        Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. "Интересно" или "неинтересно" – основные критерии оценки урока. На вопрос "Что тебе нравится в школе?" значительная часть школьников любого возраста отвечает: "Интересно учиться", "интересно каждый день узнавать новое..."

        В начальной школе мотив познавательного интереса является главным по отношению к другим мотивам: социальным (хочу быть полезным), образованным, умным, хочу все знать и т.д..

        Для получения данных об особенностях учебных интересов  учеников  в младшем школьном возрасте было проведено  анкетирование  на  выявление  познавательного  интереса к предмету каждого ученика.     (Приложение 3)

Направление интересов по предметам                                   Рисунок № 2.

Вопрос

                 Направленность интересов по предметам

Рус-ский язык

Мате-мати-ка

Литературное   чтение  

Окружающий мир

Технология

Изо

Му-

зыка

Физи-ческая культура

Какие из этих предметов вам нравятся?

4 человека

29%

10

58%

8

30%

4

29%

7

47%

10

58%

7

41%

8

47%

         Таким образом  считаю, что формирование интереса учащихся к изучению разных предметов – одна из главных задач учителя начальных классов.

        Особое внимание  следует уделить таким основополагающим предметам как  русский язык, окружающий мир и литературное чтение т.к. анкетирование показало, что у учащихся развитие познавательного интереса к данным учебным предметам очень низкое. На формирование интереса к предметам влияет много факторов:

-качество учебной деятельности учителя и его сотрудничество с учащимися. -применение новых дидактических технологий, проведение разнообразных активных форм и методов работы с учащимися;

-гуманизация отношений, уважение и любовь к каждому ученику, создание учителем ситуацию успеха;

-индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

        После выявления познавательных интересов школьников необходимо усилить работу с отдельными учениками или группами учащихся по выявленным критериям, например: сгруппировать по интересам, давать задания по уровню знаний.

        В результате моего исследования я рассмотрела понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявила особенности познавательного интереса младших школьников, рассмотрела развитие познавательного интереса учащихся начальной школы в системе общего развития . (Приложение №4)

Данная анкета была использована при индивидуальном обследовании детей. Этот вариант предъявления анкеты позволил получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, чем устный опрос. Мы просили школьников подчеркнуть все подходящие для них ответы.(Приложение №3)

При анализе ответов учащихся мы оценивали ответы в баллах:

  • - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивали в з балла;
  • - нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) Оценивался в 1 балл;
  • - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в о баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

       Аналитическая деятельность позволила выделить 4 основных уровня школьной мотивации:

1. 25--30 баллов - максимально высокий уровень. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности показали 8 человек, т.к. набрали свыше 25 баллов, что составило 36%.

        Таким детям было свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следовали всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.

2. 20--24 балла -- 6 человек показали уровень школьной мотивации «выше среднего», набрав более 20 баллов, что составило 26%.

Подобные показатели имели учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При обработке результатов методики учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и уровнем «выше среднего» отмечали положительное отношение к школе. Детям нравится учиться и они всегда с радостью идут  в школу. Также школьникам этой категории нравилось выполнять домашние. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе и об учебных занятиях.

3.15 --19 баллов -- средний уровень показали 3 человека, набрав свыше 15 баллов, что составило 12%.

У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствовали себя в школе, однако чаще ходили в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

4. 10--14 баллов -- низкий уровень школьной мотивации показали 6 человек, которые набрали выше 10 баллов, что составило 26 %.

Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной деятельности.

Им не всегда нравилось выполнять домашние задания, ученики хотели бы увеличить время на перемены. О школе, ученики этой категории, очень редко рассказывали родителям.                                                               Рисунок №3

        Таким образом, высокий уровень школьной мотивации показали 8 человек, что составило 36 % . Уровень «выше среднего» показали 6 человек, что составило 26 %. Средний уровень показали 3 человека, что составило 12 %. Низкий уровень показали 6 человек, что составило 26 %.

        Учебная мотивация влияла на познавательную активность и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Дети с высоким уровнем мотивации имели средний балл - от «4,6» до «5». Ученики со средним уровнем мотивации имели средний балл от «4» до «4,5». Дети с низким уровнем мотивации могли иметь те же баллы, что и школьники со средним уровнем. Мотивация учения складывалась из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений: потребности и смысл учения для школьников, их эмоции и интересы.

С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана такая экспериментальная ситуация: детям был прочитан рассказ:

        «Однажды, на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться», -- сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать и получать хорошие отметки»,-- сказал Яша. «А я люблю думать, рассуждать на уроках», -- заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», -- сказала Даша. Ваня вдруг заявляет, что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты. Неожиданно раздается тихий голос Вали: «А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что я иду на работу и ты иди в школу -- это твоя работа». «А что ты хочешь сказать? Для чего ты учишься?»

        После того, как был прочитан рассказ, детям был предложен бланк, на котором предлагался готовый перечень мотивов. Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует его желаниям и интересам (сделать два выбора). По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, определялся преобладающий мотив учения.

  • 1. Учусь, так как на уроке интересно (познавательный мотив).
  • 2. Учусь, так как заставляют родители (мотив избегания неприятностей).
  • 3. Учусь, так как хочу больше знать (познавательный мотив).
  • 4. Учусь, чтобы потом хорошо работать (мотив самоопределения).
  • 5. Учусь, чтобы доставить радость родителям (мотив благополучия).
  • 6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей (мотив престижа).
  • 7. Учусь, так как нравиться учиться (узко-познавательный мотив).
  • 8. Учусь, так как хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования).
  • 9. Учусь, чтобы не опозорить класс (мотив избегания неприятностей).

        По ответам детей и их выбору мы определили следующий круг мотивов:

        Познавательные мотивы - непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 18 человек из 23, что составило 78%.

        Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 9 человек из 23, что составило 38%.

        Мотивы самосовершенствования - выражались в стремлении у детей быть культурными, получить развитие в результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 4 человек из 23, что составило 16%.

        Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 8 человек из 23, что составило 34%.

        Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 3 человек из 23, что составило 12%.

        Мотивация избегания неудачи - дети старались избежать недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Она сопровождалась тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придавала их учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Этот мотив преобладал у 4 человек из 23, что составило 16%.                                                                          

                                                                                                       Рисунок №4

       

        Одним из постоянных мотивов для деятельности младшего школьника являлся интерес. Интерес определялся как положительное оценочное отношение школьника к его деятельности, к окружающему миру и конкретному учебному предмету и служил необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчался процесс развития у них познавательных функций и жизненно важных умений. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникало желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Например, на уроках окружающего мира дети любили исследовать карту и свои атласы; на уроках чтения ученикам нравилось читать о необычных историях, которые происходили с людьми или сказочными героями; на уроках изобразительного искусства дети сначала с живым интересом представляли картину, которую будут рисовать и рассказывали о ней; также им нравилось рассматривать  иллюстрации  уроках русского языка, чтения, изобразительного искусства и окружающего мира.

        В процессе учебной деятельности с учащимися был проведен анализ на выявление предпочитаемого места и интереса школьника к предмету. Детям предлагалось выбрать из предложенных предметов 3 наиболее предпочитаемых и проаранжировать их. Предлагались такие предметы: русский язык, чтение, окружающий мир, технология, информатика, изобразительное искусство, математика, английский язык и бурятский язык.

        В результате было установлено, что наиболее предпочтительны такие предметы: математика, русский язык, технология, чтение - на первом месте. На втором - ставили окружающий мир, изобразительное искусство, информатика. Остальным предметам: английский язык и бурятский язык  - определили третье место.

        После выявления наиболее предпочитаемых предметов выбранных учениками, нами была использована методика М.В.Матюхиной «выбор любимых занятий на уроке» для выявления уровня развития интереса к содержанию и процессу учения. По тому, какие занятия выбирает ребенок, мы судили о мотивах, поскольку, если даже мотив не осознается, он проявляется в переживаниях, в желании что-то делать или не делать.

        Обследование проводилось индивидуально, чтобы исключить влияние других детей. Каждому ученику класса предъявлялся бланк, в котором учащийся должен был подчеркнуть то, что он больше всего любит делать (сделать 4 выбора):

  • 1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
  • 2. Выводить правила на уроках математики.
  • 3. Выполнять упражнения по русскому языку.
  • 4. Узнавать, откуда произошли числа.
  • 5. Самому (самой) составлять упражнения по русскому языку.
  • 6. Решать задачи по математике.
  • 7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.
  • 8. Самому (самой) составлять задачи.

9. Узнавать правила написания слов.

  • 10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.
  • 11. Узнавать о математических действиях.
  • 12. Выводить правила на уроках русского языка.

Выбор учащимся 1-го и 10-го пунктов -- свидетельство того, что его привлекает занимательность на уроке;

  • 9-го и. 11-го -- факты;
  • 4-го и 7-го -- суть явлений;

3-го и 6-го -- сам процесс действий;

  • 2-го и 12-го -- поисково-исполнительная деятельность;
  • 5-го и 8-го -- творческая деятельность.

        В ходе исследования мы сделали вывод о том, что учащихся в большей степени привлекала занимательность на уроке, сам процесс действий, поисково-исполнительская деятельность, также они отмечали привлекательность творческой деятельности. Все это помогало планировать процесс обучения.

        На формирующем этапе экспериментальной работы мы использовали способы повышения эффективности учебной деятельности учеников: умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых при обучении на уроках математики и русского языка; умение оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов на уроках трудового обучения, информатики и окружающего мира; характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала, которые позволяли в данных условиях формировать положительную учебную мотивацию и достигать поставленных целей на уроках чтения.

        Все выше перечисленное и выборы детей обеспечивали планирование процесса обучения с целью повышения мотивационно- потребностной сферы школьников.

        Мы учитывали важность роли содержания учебного материала для повышения положительной мотивации учения. На уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики, трудового обучения, чтения, изобразительного искусства, использовалась информация, которая была созвучна потребностям учеников и подвергалась эмоциональной и умственной переработке. У учеников возникали и развивались такие важнейшие в учебной деятельности потребности, как потребность в познавательной деятельности, потребность в наблюдении явлений, потребность в самооценке своих учебных способностей.

        Содержание учебного материала было доступным для учащихся, исходило из имеющихся у них знаний и опиралось на жизненный опыт детей, но в то же время материал был достаточно сложным и трудным. Например, на уроках математики мы с учениками повторяли изученный материал, чтобы перейти к изучению новой темы. При подборе учебного и иллюстративного материала учитывались характер потребностей учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Например, на уроках чтения на доску мы вывешивали портреты писателей, а учащиеся рассказывали их биографию; на уроках окружающего мира дети с помощью иллюстраций рассказывали о жизни различных животных; на уроках русского языка иллюстрации помогали детям в выполнении сложных заданий.

        Каждый ученик, в том числе и неуспевающий, ощущал счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно опирался на прошлые знания учащихся. Но в то же время он нес новую информацию, в свете которой были осмыслены прошлые знания и опыт. При этом условии у учащихся возникала и развивалась личностная потребность в научном познании мира.

        Одним из путей формирования положительной мотивации к учебной деятельности являлась правильная организация учебной деятельности.

        Для того чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение, учебная деятельность строилась особым образом через 3 этапа.

        Мотивационный этап состоял из следующих учебных действий на уроках русского языка, математики, чтения, информатики.

1) создавалась учебно-проблемная ситуация, которая вводила учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация была создана разными приемами:

А) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно на основе изучения данной темы. Мотивационный этап предполагал начало уроков с объявление темы. Важно было заинтересовать учеников. Интерес вызывали неожиданные вопросы, проблемная ситуация, интересный рассказ, загадочная пословица на уроках русского языка.  Например, на уроках чтения детям предлагалось прочитать такую пословицу: «книгу читаешь - на крыльях летаешь». Школьники высказывали свое мнение и раскрывали смысл пословицы, что в последующем раскрывало тему урока.

        Всё это пробуждало живую работу мысли и захватывало их чувства и воображение. Активизировала внимание школьников фраза: «сегодня мы поразмышляем над важным вопросом». Например, на уроке окружающего мира: «в чем отличительные особенности лисы и песца?».

        Б) нашей беседой о теоретической и практической значимости предстоящей темы программы. Например, на уроке русского языка, перед изучением темы "безударные гласные в корне слова" учитель говорит: "представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа"; 2) формулировалась основная учебная задачи, как итог обсуждения проблемной ситуации. Это происходило, например, в такой форме: "таким образом, мы должны изучить способы проверки орфограмм".

        Учебная задача показывала учащимся тот ориентир, на который они направляли свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важным условие организации учебной деятельности являлось подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

        Учеников привлекали дела в которых было что-то яркое, необычное, соответствующее их интересам и желаниям. При проведении занятий улавливалось настроение детей, чередовались виды деятельности. Например, на уроках математики, после выполнения упражнения в ходе решения примеров, дети раскрыли слово «мадагаскар». Мы предлагали учащимся посчитать сколько сказочных персонажей было в этом мультфильме и кто был самым высоким (маленьким) из зверей?

        3) самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы являлись следующим учебным действием. Учитель сообщал, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создавалась установка на необходимость подготовки к изучению материала.   На уроках математики использовался следующий прием. В начале урока

детям напоминалось о том, что при подведении итогов предыдущего урока многим ребятам плохо удавалось выполнять примеры, связанные с вычитанием многозначных чисел. «так, может быть, нам сегодня следует потренироваться в решении именно таких примеров?» - задавался вопрос школьникам. Это предложение находило поддержки  у учащихся и в урок включалась работа, на которой отрабатывалось решение примеров на вычитание данного вида.

        Весь этот этап изучения темы влиял на становление положительной мотивации учебной деятельности.

        На втором этапе, операционально-познавательном, учащиеся усваивали содержание темы программы и овладевали учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависело от необходимости всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе. Все это способствовало становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

Активизация учебной деятельности.

Активизация учебной деятельности осуществлялась в разных формах учебной работы.

1. Занимательные задачи на уроках математики, информатики.

        Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным на этом этапе являлся познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он активизировал умственную деятельность, направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формировался разными средствами. Одним из них являлась занимательность. Элементы занимательности вызывали у детей чувство удивления, живой

интерес к процессу познания, помогали им освоить любой учебный материал. Например, на уроках математики рассказывалось о происхождении чисел и предлагалось детям составить задачу с этим числом.

2. Познавательные вопросы на уроках математики, окружающего мира.

        Одним из путей активизации деятельности учащихся являлось установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

        Например, такая задача на уроке математики: "брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брата?" учитель ставил дополнительный вопрос: "а через три года на сколько лет брат будет старше сестры?" он позволял выяснить постоянство отношений "старше - моложе", повышал интерес к задаче, делал ее значимой в практическом плане, познавательной.

3. Развивающие упражнения на уроках математики и русского языка.

        Развивающими были такие упражнения, которые оказывали "существенное влияние как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей".

        В процессе обучения математике включались упражнения для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

  • А) в чем сходство и различие равенств?
  • Б) разбейте выражения на три группы по общему признаку.
  • 4. Творческие задания на уроках русского языка, чтения.

        Различные творческие задания дети выполняли с большим удовольствием. Например:

А)  Аксаков так описывает осень: "... Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса..."

  • - представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какими красками вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.
  • Б) ученикам предлагалось продолжить рассказ: "Шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посмотрел я на дерево и так удивился..."

        Все приведенные примеры заданий способствовали развитию творческих способностей детей и их познавательной активности.

        Создание учебно-проблемных ситуаций на уроках математики, русского языка, информатики повлекло включение детей в учебную работу.

        Создание учебно-проблемных ситуаций начиналось с какой-либо практической работы

        Проблемное обучение способствовало поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

        Например, после изучения темы "Безударные гласные в корне слова" детям можно предложить оценить сочинение: "раннее зимнее утро. Мы ходем в лес. Кругом пушыстый снег. Ходим к высокой сосне. Как красива она в зимнемноряде! Ходим через авраг. Там колхозная птицефepмa. Ходим мимо нее - и снова в лес. Бирезки стаят словна сказачные". На основе анализа текста дети делали вывод, что в словах есть ошибки. Дети вносили в текст исправления в рассказ используя известные способы проверки орфограмм.

       На уроках мы решили использовать разно- уровневые задания. Всем детям мы объявляли о разной сложности упражнений и предлагали каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

        На уроках математики, русского языка, информатики мы давали установку: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам. Также проводилась воспитательная работа, в результате которой ученик утверждался в мысли, что только он сам может добиться успехов в учении, если работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

        Сначала мы помогали детям в выборе заданий. Некоторые переоценивали свои возможности, другие тратили много времени на выбор. Но так как упражнения на выбор давались почти на каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинал происходить достаточно быстро. Сначала приходилось объяснять, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем дети сами научились оценивать трудность задания для себя.

        Роль методов проблемно-развивающего обучения являлась важным аспектом в формировании мотивов учения. Формирование учебных мотивов происходило в процессе осуществления самой деятельности. Включаясь в учебную деятельность у учащихся возникала и формировалась устойчивая мотивация. Учебная деятельность вызывала у них интерес, они испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, возникали потребности и мотивы к этой деятельности.

        На мотивацию учения влияли коллективные формы учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, технологии. Например, ученики вместе отгадывали загадки, головоломки, ребусы и занимательные задачи.

         Организация учебной деятельности младшего школьника создавала благоприятные условия для усвоения знаний, для формирования учебно-познавательных мотивов и реализации широких социальных мотивов (мотивов самосовершенствования).

        Каждый ученик, работая коллективно в группе, находился в тесном общении с ребятами, наблюдал, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляла для них эта работа и сам начинал ее ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствовало включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становилось его потребностью и приобретало для него ценность, что приводило к становлению мотивации учения.

        На третьем этапе, рефлексивно-оценочном, учащиеся учились анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами.

        Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела была организована так, что учащиеся испытывали чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость от преодоления трудностей.

        В процессе учебной деятельности мы ориентировались на индивидуальные достижения учащихся.

        Перед каждым учеником ставились индивидуальные, ориентированные на его возможности цели и задания. По этим нормам оценивались полученные результаты. Поощрялись и подкреплялись достижения ученика, сравнивались с его же собственными результатами, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения являлось возрастание привлекательности

успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная работа.

        Похвала стимулировала ученика в случае, когда задание ощущалось учеником как достаточно трудное, и в поощрении учителя ученик «прочитывал» высокую оценку своих возможностей и способностей. Таким образом, похвала стимулировала положительную мотивацию.

        Мы использовали серию методик непосредственно связанных с учебным процессом и используемых как в целях диагностики учебных мотивов, так и в целях их формирования.

        На контрольном этапе  исследования мы провели повторную диагностику младших школьников по методике Н.Г. Лускановой для определения динамики учебной мотивации. Мы обнаружили, что высокий уровень школьной мотивации показали 7 человек из 8, что составило 32 %, а было 36%. Уровень «выше среднего» показали 10 человек из 6, что составило 44 %, а было 26%. Средний уровень показали 3 человека, что составило 12 %, было столько же. Низкий уровень показали 3 человека из 6, что составило 12 %, а было 26%.                                                                                  Рисунок №5

     

        Как видим, специальная организация работы обеспечила повышение мотивации. Однако, были и такие дети у которых учебная мотивация снизилась или осталась на прежнем уровне.

        Снизилась мотивация у одного человека. Уровень мотивации у этого школьника снизился по причине того, что за короткое время практики внимание уделялось детям с низким уровнем мотивации и осуществлялся личностно-ориентированный подход в большей степени с детьми этой категории. Со среднего уровня на уровень «выше среднего» поднялись 3 школьника.  Низкая мотивация на первом этапе наблюдалась у 6 учеников. С низкого уровня мотивации на средний уровень поднялись 3 человека с хорошей успеваемостью. У 2 школьников произошло снижение мотивации. Это наблюдалось по разным причинам у разных учащихся. Мы предполагали, что учебная мотивация снизилась по следующим причинам, низкая самооценка школьника, (неуверенность в своих силах), болезнь ученика. Один ученик остался на прежнем низком уровне мотивации.   Причиной являлась незаинтересованность родителей в успехе ребенка. У школьников с низкой мотивацией преобладали мотивы избегания неудач, отсутствовал мотив долга и ответственности.                                                       К этой категории детей мы использовали личностно-ориентированный подход. Эта работа включала следующие направления:

  • 1. Восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам через решение доступных задач, создание ситуаций успеха, поддержание уверенности в ученике.
  • 2. Ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности: составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, ориентация на предыдущие успехи.
  • 3. Расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий.

        И это имело хорошие результаты: из 6 школьников отношение к учебной деятельности изменилось у 3 в лучшую сторону. В связи с этим у учащихся данного класса возникал интерес к учебной деятельности.

Проявления инициативности   учащихся                                    Приложение №2            

Ф.И. учащегося

высокий

средний

низкий

1

Х1

+

2

Х2

+

3

Х3

+

4

Х4

+

5

Х5

+

6

Х6

+

7

Х7

+

8

Х8

+

9

Х9

+

10

Х10

+

11

Х11

+

12

Х12

+

13

Х13

+

14

Х14

+

15

Х15

+

16

Х16

+

17

Х17

 

+

                                                                                                                         Приложение №3

Цель  наблюдения: получить данные о том, к каким предметам проявляет больший интерес ученик, по каким предметам заинтересованность больше;                                                                          

Задачи:   1.выявить причину возникновения этих интересов;

                 2.широту интересов подопечных;

Форма проведения: групповая.

Материал: чистый лист.

Процедура исследования: после раздачи бланков и заполнения  личных данных. На доске пишутся названия всех предметов и задаётся  вопрос:

-Внимательно прочтите названия предметов, подумайте.                                        

-Какие из этих предметов вам нравятся?

        Каждый ученик на листке бумаги отвечает на вопросы. Собрать все ответы учеников, сгруппировать по вопросам и посчитать количество учащихся, заинтересованных отдельными предметами.                                                      

                                                                                                 Приложение №4

Развитие познавательной активности на уроке.

1.Интересно ли тебе на уроке в школе?  

А) да           Б) не всегда       В) нет

2.На уроках в школе, ты:

А) всегда сам активно работаешь                                                                                           Б) отвечаешь только тогда, когда спрашивает учитель                                                                                 В) не отвечаешь вообще

3. Что именно интересует тебя на уроках в школе?                                                 А) мне нравится отвечать у доски, выполнять упражнения                                                                                           Б) выполняю задания, потому что это нужно, нравится как объясняет учитель                                                                                В) интересно, когда на уроках играем

4.Когда учитель даёт задания самостоятельно ты:

А) быстро и самостоятельно с интересом выполняешь                                                                                           Б) выполняешь с неохотой      В) списываешь у соседа

5.Когда при выполнение самостоятельной работы, ты встречаешься с трудностями:

А) стараешься самостоятельно разобраться, бес помощи учителя.                                                                                           Б) зовёшь учителя.          В) прекращаешь выполнение задания

Развитие познавательной активности на уроке.

1.Интересно ли тебе на уроке в школе?   А) да                                                                                        Б) не всегда       В) нет

2.На уроках в школе, ты:

А) всегда сам активно работаешь                                                                                           Б) отвечаешь только тогда, когда спрашивает учитель                                                                                 В) не отвечаешь вообще

3. Что именно интересует тебя на уроках в школе?                                                 А) мне нравится отвечать у доски, выполнять упражнения                                                                                           Б) выполняю задания, потому что это нужно, нравится как объясняет учитель                                                                                В) интересно, когда на уроках играем

4.Когда учитель даёт задания самостоятельно ты:

А) быстро и самостоятельно с интересом выполняешь                                                                                           Б) выполняешь с неохотой      В) списываешь у соседа

5.Когда при выполнение самостоятельной работы, ты встречаешься с трудностями:

А) стараешься самостоятельно разобраться, бес помощи учителя.                                                                                           Б) зовёшь учителя.          В) прекращаешь выполнение задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя

Развитие творческого воображения средствами ТРИЗ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Научно-исследовательская работа учителя на татарском языке.

Научно-исследовательская работа учителя на татарском языке.Дидактическая игра в начальной школе....

исследовательская работа учителя «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные те...

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ «Учитель – фрон-товик, учитель-труженик»

У времени есть своя память, история... Мы много знаем о героях, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Но мало говорим о людях, работавших на благо страны после войны. Так, мы практически ...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...