Инновационные образовательные технологии. Проектная деятельность в начальной школе.
проект

Соловьёва Валентина Николаевна

Инновационные образовательные технологии. Проектная деятельность в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Инновационные образовательные технологии.    

                                 Проектная деятельность в начальной школе

                                                     Слайд           Проектная деятельность – обоснованная,

                                                                                      спланированная, осознанная деятельность,

                                                                                       направленная на формирование у  школь-                                                                      

                                                                                       ников определённой системы интеллекту-

                                                                                      альных и практических умений.

Модернизация общего образования… Наша новая школа…Эти слова сейчас у многих на слуху. Как выжить школе при современном темпе жизни? Как и чему должен педагог научить ребёнка, чтобы он был социально успешным по окончании школы? И каким должен быть сам учитель современной школы, чтобы за ним шли ученики? Эти вопросы так волнуют наше общество.

       В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает основные правила но, когда  сталкивается с реальными жизненными ситуациями, не может применить эти знания. Так как в школе он не участвует в деятельности, показывающей применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

        Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

        В своей педагогической философии «И ростки доброты воспрянут» я говорила, что с помощью инновационных педагогических технологий помогаю ученикам открывать чудеса на уроках.

В обучении  младших школьников я использую метод проектов

 Слайд

Развитие исследовательских и коммуникативных умений,
навыков сотрудничества;
 развитие умений работать с информацией, формулировать
проблемы и находить пути их решения;
 развитие критического мышления.

Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. В проектной деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные умения.

Слайд.

  1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу.
  2.  Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; выбирать лучшее решение.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, планировать, анализировать собственную деятельность

6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

7. Презентационные умения и навыки: выступать перед аудиторией использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы.

     Она позволяет расширить цели и задачи занятий, изменить их форму. Уроки - проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

       Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Возраст учащихся ещё мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не могут сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их решению. Большинство предложений вначале будет исходить от учителя, мастерство которого будет состоять в том, чтобы сделать это как можно ненавязчиво.

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа станет для многих родителей интересным и захватывающим делом.  Слайд

 Родители вместе с детьми

 выполняют несложные исследования по наблюдению;

 делают фотографии.

 Помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов.

 Помогают ребёнку готовить защиту своей работы.

       Итог получится очень интересным, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

 Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. Слайд

 Этапы подготовки и планирования

 Формулирование темы, целей проекта;

    основных направлений деятельности.

 Форма представления отчёта.

 Определение состава групп.

 Распределение обязанностей между членами группы.

 Планирование хода дальнейшей реализации проекта.

Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Защита проектов органически вплетается в структуру урока, внеклассных занятий, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

        Итог проектной работы – это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями. В этой книге собирается весь материал, отобранный учениками.

Мои ученики работали над проектами «Азбука вежливости», «Ёлочка – зелёная иголочка», «Лес – наш друг», «Первоцветы». Я представила вашему вниманию итог работы над двумя проектами.

 Над проектом «Елочка – зелёная иголочка» мы начали  работать в октябре и закончили в мае.

Слайды:

Проект  «Ёлочка – зелёная иголочка»

Методическая основа проекта –

 осуществление прогулок и экскурсий в парк, сквер.

Вся работа велась в процессе чувственного познания, на конкретном наглядном материале по 4 направлениям:

Слайд                                    1.Что такое лес.

                                                           2.Мусор – спутник жизни человек.

                                                           3. Из чего вырастают ёлочки.

                                                          4. У нас в гостях лесник.

Слайд          Первое направление «Что такое лес»

Программные задачи: 

Уточнить представления детей о лесных растениях.

Учить различать деревья, кустарники и травы по листьям, плодам и шишкам.

Расширить представления о ели как основном представителе смешанного леса.

Формировать понятия «хвойные», «лиственные» деревья.

 Воспитывать эстетические чувства, умение видеть красоту природы в период золотой осени.

Работу мы начали с экскурсии в парк.

Слайд

Любовались красками золотой осени. Сравнивали деревья между собой. Затем рассматривали ель – представительницу хвойных деревьев. Собирали природный материал для поделок. Продолжили наблюдения и зимой.

Слайд

 В дальнейшем давалась  информация: как определить возраст ели, чем отличается ель от сосны, почему основу подлеска составляют ёлочки, как обрабатывают доски, что делают из древесины.

Слайд          Второе направление «Мусор – спутник жизни человека»

Программные задачи:

Систематизировать представления детей о мусоре как отбросах жизнедеятельности людей.

Вызвать желание сделать окружающую среду чище.

Работая по второму направлению, на основе наблюдений дети выяснили, что мусор по происхождению бывает: природным, бытовым, производственным.

Слайд

     Школьники делятся впечатлениями о том, что делают люди с мусором, кто и как использует природный мусор. Слайд

 В итоге, дети приходят к выводу: надо стараться, чтобы мусора было меньше.

 Слайд

Далее организуется работа «Вторая жизнь мусора». Накопленные представления становятся основой беседы: « Что делать, чтобы мусора было меньше».

В ней обобщаются представления о способах уменьшения мусора и выбираются те из них, в которых могут принимать участие дети.

Слайд          Третье  направление «Из чего вырастают ёлочки»

Программные задачи:        

1.        Закрепить представления о размножении растений, умение сеять семена.

Познакомить  детей со строением еловой шишки, с распространением семян.        

  1. Совершенствовать умение сравнивать природные объекты между собой по различным признакам (по строению листьев,семян; по способу их распространения).        
  2. Вызвать у детей желание и интерес к выращиванию елочек из семян.        

Работу мы начали с наблюдения за шишками, принесёнными в класс и шишками на улице. Сделали вывод, что шишки раскрываются, когда тепло.

Рассматривали строение шишки, семена.

Слайд

Обсуждали способы распространения семян, условия, при которых будет расти ёлочка.

Слайд

Потом посадили в баночки семена шишек.

 Слайд

Ухаживали за посевами. В конце учебного года всходы елочек дети взяли домой, чтобы продолжить уход. Скажу честно, после летних каникул только одной ученице удалось посадить около дома саженцы.

Слайд          Четвёртое направление «У нас в гостях лесник»

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления детей об использовании и охране лесов человеком.

Воспитывать ответственное отношение в использованию живых елочек.

Мы пригласили в гости работника лесхоза Семёнову Лайму Игоревну, которая очень интересно рассказала о работе лесничества в разное время года. Дети задавали много вопросов.

Слайд 

Лайма Игоревна принесла нам в подарок шишки и маленькие (сантиметров 10 – 15) ёлочки для посадки. Слайд

 Чему мы были очень благодарны. Слайд

И поделившись саженцами с другими классами, высадили их около школы.

Слайд

 Ухаживали за ними, поливали. В сентябре сразу проверили, живы ли наши ёлочки.

Я показала работу над одним  из проектов.

      Реализуя подобные проекты, младшие школьники смогут значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия.

     На районных семинарах, школьных МО мы делимся опытом с коллегами по внедрению новейших технологий. Ведь мы, учителя начальной школы, понимаем: на  современном этапе модернизации общего образования недостаточно дать только академические знания ребёнку, надо раскрыть способности каждого ученика, научить учиться, применять знания в жизни. А этому нужно учить уже в начальных классах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность – обоснованная, спланированная, осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Инновационные образовательные технологии Проектная деятельность в начальной школе

Слайд 2

 развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;  развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;  развитие критического мышления. Общие цели проектной деятельности:

Слайд 3

Рефлексивные умения: осмысливать задачу. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; выбирать лучшее решение. 3. Оценочные умения. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве. 5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, планировать, анализировать собственную деятельность. 6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения. 7. Презентационные умения и навыки: выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы.

Слайд 4

 выполняют несложные исследования по наблюдению;  делают фотографии.  Помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов.  Помогают ребёнку готовить защиту своей работы . Родители вместе с детьми

Слайд 5

 Формулирование темы, целей проекта; основных направлений деятельности.  Форма представления отчёта.  Определение состава групп.  Распределение обязанностей между членами группы.  Планирование хода дальнейшей реализации проекта. Этапы подготовки и планирования

Слайд 6

1. Что такое лес. 2. Мусор – спутник жизни человека. 3. Из чего вырастают ёлочки. 4. У нас в гостях лесник. «Ёлочка – зелёная иголочка»

Слайд 7

Программные задачи: Уточнить представления детей о лесных растениях. Учить различать деревья, кустарники и травы по плодам, листьям и шишкам. Расширить представление о ели как представителе смешанного леса. Воспитывать эстетические чувства, умение видеть красоту природы. «Что такое лес»

Слайд 8

Программные задачи: Систематизировать представления детей о мусоре как отбросах жизнедеятельности людей. Вызвать желание сделать окружающую среду чище. «Мусор – спутник жизни человека»

Слайд 9

Бытовой мусор   Природный мусор Производственный мусор 

Слайд 10

Вторая жизнь мусора

Слайд 11

1. Закрепить представления о размножении растений, умение сеять семена. Познакомить детей со строением еловой шишки, с распространением семян. 2. Вызвать у детей желание и интерес к выращиванию елочек из семян. «Из чего вырастают ёлочки»

Слайд 12

Из чего вырастают ёлочки

Слайд 14

Программные задачи: Уточнить и расширить представления детей об использовании и охране лесов человеком. Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру . "У нас в гостях лесник"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Технология проектной деятельности в начальной школе.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем  задачу не просто дать ученику определенный объем знаний и умений, а  организовать образовательный процесс на осно...

Технологии проектной деятельности в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках окружающего  мира...

Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...