Главные вкладки

    Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.
    статья

    Мишина Юлия Олеговна

    Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ Удельнинская гимназия

    Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Проектные технологии.

     

    Мишина Юлия Олеговна,

    учитель начальных классов

         Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

         Работая  над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.E:\мой класс\2 класс\фото проекта  Зимние забавы\DSC08005.JPG

    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

    Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

    Проектная деятельность не является новшеством. Она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика. Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года.

         Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

         Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки.

         Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

    Основные требования к проекту.

    1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

    2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

    Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

    5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

    Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.E:\мой класс\3 класс\фото проекта Рус. нар. игр\DSC08858.JPG

    То есть проект – это “пять П”:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Шестое “П” проекта – его Портфолио,  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

    Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

    Классификация проектов по целям и задачам:

    Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

    При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

    Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

    По комплексности (по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов:

    1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

    2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. E:\мой класс\2 класс\фото  Групповая работа\DSC08001.JPG

    Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.

    Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

    Классификация проектов по продолжительности:

    Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

    Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

          Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

    Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

    Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

    Презентация проектов.

    Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии.

    Виды презентационных проектов:

    - Деловая или ролевая  игра.
    - Демонстрация видеофильма.

    - Диалог   персонажей.
    - Доклад.

    - Сообщение.

    - Компьютерная презентация.

    - Иллюстрации
    - Инсценировка .

    - Научная конференция.
    - Отчет исследовательской  работы.
    - Пресс-конференция.
    - Путешествие.
    - Реклама.
     
    - Соревнования
    - Спектакль.
    - Спортивная игра.
    - Телепередача.
    - Экскурсия.

         В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Вид продукта определяет форму проведения презентации.E:\мой класс\2 класс\фото  Защита проектов\DSC08089.JPG

         Итак, благодаря использованию в учебно – воспитательном процессе метода проектов,  учащиеся  овладевают навыками работы с различными источниками информации, в том числе информационно  -  коммуникативными технологиями; развивают познавательные и творческие навыки,  умение ориентироваться в информационном пространстве, коммуникабельность и умение сотрудничать;   учатся  проводить исследования, анализировать результаты.  

         100%  моих учащихся включены в проектно – исследовательскую деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

    МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

    Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов.

    Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

    Современные образовательные технологии в работе учителей начального звена.

    Данная презентация подготовлена для для представления опыта работы учителей начальной школы на зимнем школьном педсовете (2014-2015 уч.год)...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

         Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

    «Современные образовательные технологии в работе учителя начальных классов»

    Применение технологий в работе учителя начальных классов...

    Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»

    Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результат...