УРОКИ – ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал

Соловьёва Валентина Николаевна

УРОКИ – ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_-_proekty.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              МБОУ "СШ п. Железнодорожный"

                                                                                               Соловьёва В.Н.

УРОКИ – ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

       Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

      Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

      Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
           Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки - проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

       

       Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

      Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

         Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ.

       На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.

        Итог проектной работы – это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, выполненные для учеников младших классов. В этой книге собирается весь материал, отобранный учениками. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников.

В этом учебном году проведена работа над проектами  «Ёлочка – зелёная иголочка», «Лес – наш друг» и ведётся работа над проектом «Первоцветы».

Слайды:

Проект  «Ёлочка – зелёная иголочка»

Методическая основа проекта –

 осуществление прогулок и экскурсий в парк, сквер. Вся работа ведется в процессе чувственного познания, на конкретном наглядном материале.

Первое направление «Что такое лес»

Программные задачи: 

Уточнить представления детей о лесных растениях.

Учить различать деревья, кустарники и травы по листьям, плодам и шишкам.

Расширить представления о ели как основном представителе смешанного леса. Подвести детей к формированию понятий «хвойные», «лиственные» деревья. Воспитывать эстетические чувства, умение видеть красоту природы в период золотой осени.

Второе направление «Мусор – спутник жизни человека»

Программные задачи:

Систематизировать представления детей о мусоре как отбросах жизнедеятельности людей. А именно: предметы, изготовленные человеком из природного сырья, становятся мусором, который сгнивает. Предметы, изготовленные человеком из пластика и искусственных материалов не сгнивают.

Вызвать желание сделать окружающую среду чище.

Третье  направление «У нас в гостях лесник»

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления детей об использовании и охране лесов человеком. Воспитывать ответственное отношение в использованию живых елочек.

Четвёртое  направление «Из чего вырастают ёлочки»

Программные задачи:        

1.        Закрепить представления о размножении растений, умение сеять семена.

Познакомить  детей со строением еловой шишки. Показать, где у нее находятся   семена.  Рассказать, как с помощью ветра они распространяются.        

  1. Совершенствовать умение сравнивать природные объекты между собой по различным признакам (по строению листьев,        семян; по способу их распространения).        
  2. Вызвать у детей желание и интерес к выращиванию елочек из семян.        

(Подробная информация работы по направлениям  на слайдах)

Проект «Первоцветы»

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;
  2. Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.

2. Развивающие:

  1. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
  2. Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

3. Воспитательные: 

  1. Воспитание гуманного отношения к природе.
  2. Экологическое и нравственное воспитание.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: 

 Детские рисунки первоцветов с рассказами о цветах, цветные карандаши, бумага для создания рисунков.

Предварительная работа.

 На уроках изобразительного искусства ученики рисуют первоцветы и самостоятельно составляют рассказы о цветах, используя справочную литературу.

На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Первоцветы».

Проводятся экскурсии с целью изучения и охраны первоцветов, произрастающих в данной местности. Перед экскурсиями проводятся беседы  о видах первоцветов и об охране первоцветов, о Красной книге России и края.

Весь накопленный материал: рисунки, работы учеников, рукописные рассказы используется для создания рукописной книги «Первоцветы».

     Реализуя данные проекты, младшие школьники смогут значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. При этом невозможно переоценить роль учителя в организации работы учеников на каждом этапе. В самом деле, возраст учащихся ещё мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не смогут сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их решению. Большинство предложений пока будет исходить от учителя, мастерство которого будет состоять в том, чтобы сделать это как можно ненавязчиво. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение должно быть максимально тактичным. В этом случае результаты проектов окажутся полезными и приятными как для учеников,  так и для их учителя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС

Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС...

Статья «Разные формы проведения уроков-проектов в начальной школе»

Я считаю, что участие детей в учебной проектной деятельности дает возможность ребенку проявить свою самостоятельность, активность, любознательность, а также взаимодействовать со сверстниками и взрослы...

"Упражнения и игры на внимание" -занятие по внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я» учителя начальной школы МОУ Лицей Павловой Светланы Аркадьевны, работающей по проекту «Эффективная начальная школа», 2 класс.

Цель занятия: развивать познавательные способности, находить и анализировать закономерности, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.Постановка проблемы вводи...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проект "Урок как сценарий"

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...