Доклад по теме: Развитие положительных качеств личности у слепых и слабовидящих в их совместной деятельности через внеклассную работу
методическая разработка

Выступление на зсведании МО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие положительных качеств личности

у слепых и слабовидящих в их совместной деятельности через внеклассную работу

Доклад на заседании МО

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель - воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее -пробудить интерес к познанию.

Школа - это мир юности и надежд. Критический период детства наступает в школьные годы. Именно, в это время как никогда ребёнку нужна помощь педагога.

Для решения данной цели надо создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

Психолог C.JI. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности.

Иногда, способности считают врождёнными, «данными от природы». Однако врождёнными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

«Всякая школа славна не числом, а славой своих учеников». Наконец, после долгих лет наше государство взглянуло на своих детей не как на массу, а как на индивидуумов.

Свобода выбора видов деятельности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Я имею в виду именно творческие занятия, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам.

Такие школы, как наша должны рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Не

талантливых людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога - формирование и раскрытие индивидуальности учащегося.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. В своей работе особое внимание уделяем сплочению детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата.

Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Стараемся развивать самостоятельность и инициативу каждого ребенка.

Чтобы на мероприятиях все дети были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями, педагогу надо относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей. Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. В своей работе с детьми мы стараемся придерживаться принципа: всё, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

В детском коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого учащегося, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый учащийся выбирает то, что ему нравится, и что он умеет.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, обеспечивают гармоничное развитие личности.

Праздник для ребенка - это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник - это поэтапное творчество, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту.

В нашей школе живут и учатся дети из неблагополучных семей, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и поэтому наша задача создать у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства. Большое внимание уделяем вопросам формирования активной гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Иногда можно услышать такие слова: “Зачем он тратит время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! За что бы ни взялся - чепуха какая-то получается!..” Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня сочиняет стихи, в которых корявые рифмы; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой.... Нельзя смеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом. Но возможно, станет отличным рабочим, и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Стараемся создавать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения. Желание выразить свои чувства и мысли не может появиться у ребят, если нет интереса к данной теме.

Для себя мы нашли ответы на вопросы: «Как лишить скуки учащихся? Как заразить их собственным творчеством?». Всё

дело в атмосфере, в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце дня, недели или учебного года. Главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению творческих способностей.

Общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие педагога и учащегося, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение можно определить как совместную творческую деятельность учащихся и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания, опыта нравственных отношений.

Некоторых учащихся бывает трудно привлечь к общему разговору. Самолюбие, болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Мы относимся к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказываться. Необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка.

Важно не только содержание, но и интонация речи учащегося. Речевая интонация, тесно связанна с проявлением психической жизни ребёнка, она даёт возможность услышать много интересного. В эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздражённости выражается отношение ребёнка к окружающему миру. Наблюдение за развитием интонационной речи ребёнка является обширнейшим источником познания творческой деятельности детей.

Наша задача - развивать у ребят творческие способности, высокий художественный вкус, правильное представление о прекрасном, воспитывать всесторонне и гармонически развитую личность, расширять их знания.

Педагог должен быть творческим лидером. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперёд. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет.

Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание быть значимыми и полезными. Работая с учениками нашей школы, мы убедились, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья есть ученики, имеющие определённые способности.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями развития подтвердил идею Л.С. Выготского о том, что раннее включение ребенка в процесс коррекционно - воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.

В нашей школе созданы все условия, способствующие раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка: небольшая наполняемость классов; содержание воспитания, способствующее разностороннему воздействию на детей и включение их в разнообразные виды деятельности; многообразие форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные); участие в работе ребенком широкого круга специалистов Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться.

Анализируя нашу работу, можем сказать, что все дети многому научились, стали самостоятельнее, проявляют трудовое упорство в преодолении трудностей, на практических занятиях. Ребята научились самостоятельно выполнять сложную и кропотливую работу. У детей появилась усидчивость. Ручная работа особенно полезна для детей со сложной структурой развития, т.к. она помогает развивать у ребят мелкую моторику рук, и снимает излишнее эмоциональное напряжение.

Используемый на занятиях кружка природный материал способствует сближению детей с родной природой, воспитывает бережное, заботливое отношение к ней, помогает формировать эстетическое и экологически грамотное отношение к природе, учит жить в гармонии с окружающим миром.

В своей работе мы много времени уделяем развитию творческих способностей ребят, что способствует лучшему эстетическому восприятию ими окружающего мира. На занятиях по изготовлению творческих работ, совершенствуются трудовые умения и навыки воспитанников, дети учатся творчески подходить к любому виду труда. У ребят сформировалось положительно-эмоциональное отношение к любой трудовой деятельности.

Одобрение, похвала, советы как выполнить то, или иное задание, - всё это создаёт у ребят уверенность в себе, положительное отношение к работе. На протяжении всего учебного года привлекаем детей к самооценке, критике, самокритике, что формирует представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости.

Оценивая свою работу в целом, можем отметить, что у всех детей формируются творческие способности, большое желание трудиться, ответственное отношение за выполнение порученного задания. Дети стали добрее. У ребят формируется самостоятельность и ответственность.

Развиваются трудовые умения и навыки. Расширяется кругозор. Растут познавательные интересы. Появилось стремление к созиданию. Желание поддерживать порядок вокруг себя. Дети сплотились в дружный коллектив.

Дети заинтересованно участвуют в любой творческой деятельности.

Все мероприятия, проводимые нами направлены на создание благоприятных условий для развития творческой, высоко нравственной, всесторонне и гармонично развитой личности.

Каждый ребенок, а особенно дети с отклонениями в развитии, нуждается в создании «ситуации успеха», даже разовое переживание успеха может резко улучшить его психологическое состояние, ритм его деятельности и взаимоотношения с окружающими. Против несправедливости и невнимания ребенок с отклонениями в развитии беззащитен и реагирует на них потерей интереса, снижением активности в учении.

Нельзя забывать и о главном:

«Успешный ученик, может быть только у успешного учителя!».

В своей работе с детьми стараюсь применить следующие правила:

Воспитывать с любовью и во имя любви;

Творчески подходить к своей деятельности;

Помогать каждому воспитаннику пережить радость достижения, поверить в себя, почувствовать «ситуацию успеха»;

Создать каждому ребенку возможность быть успешным в той или иной деятельности и через это реализовать себя.

Система мероприятий по созданию успешной среды дает положительный результат, а в дальнейшем обязательно отразится на его личности становления. Это и будет самым важным результатом образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность во внеклассной работе в аспекте здоровьесбережения учителя и ученика

В докладе раскрывается тема совместной деятельности ученика и учителя во внеурочной работе в аспекте здоровьесбережения. Освещены дидактические принципы развивающего обучения....

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности.

Основной целью данной публикации служит раскрытие необходимости проведения внеклассной воспитательной работы в школе. Она формирует и развивает личность ребенка. Важной функцией является выработка у у...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...

Развитие положительных качеств личности детей в процессе коллективной деятельности.

А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо.Человек как личность, как гражданин рождается ...

Отчётное выступление по теме "Влияние внеклассной работы  на развитие социальных качеств личности"

Работа содержит презентацию- отчёт по результатам проведённой внеклассной работы, наблюдения за влиянием внеклассной работы на социальное развитие детей....

Доклад для РМО «Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»

Доклад на районное методическое объединение учителей начальных классов на тему: «Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»...