Доклад для РМО «Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»
материал

Доклад на районное методическое объединение учителей начальных классов на тему: «Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов»

Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Наиболее благоприятным для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Он имеет большие возможности для систематической и последовательной реализации учебно-воспитательного процесса. Считаю, что подготовка доброжелательного образованного человека возможна лишь в единстве интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. На мой взгляд, методическая система должна быть тесно связана с формированием нравственных качеств младших школьников через урочную деятельность.

Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей  происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития.

Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому основной духовно-нравственный материал учителя начальных классов должны включать в различные уроки:

  • на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
  • на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
  • на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
  • на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.

В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке литературного чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора, чтение произведений о подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли: «А как бы сделал я? Смог бы я поступить так, как тот или иной герой?» Анализ произведений помогает прочувствовать ту или иную ситуацию, помочь детям в выборе поведения.

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».

Поэтому главная задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.

Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и задач необходимо разнообразить работу, используя различные приёмы:
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами.

 Используется чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».
2) Ритмичное чтение.

3) Работаем со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой найти свою историю, проанализировать её.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок.

5) Широко можно использовать работу в парах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по цепочке.

С целью обогащения словаря учащихся можно использовать задания следующего характера:

-работа с пословицами и поговорками;

- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;

- подбор к данным словам синонимов и нахождение их в текстах, выполнение творческих работ.
На своих уроках можно использовать различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

– новизна, практическая значимость подаваемого материала;

– четкое структурирование;

– логичное, яркое, контрастное выступление;

– ритмичное чередование видов деятельности;

– опора на индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения:

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5.Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой».

Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу.

  • Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника, поэтому проводить их советуют не слишком часто.
  • Выразительное чтение учителя – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
  • Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас р...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас р...

Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов

В данном материале говорится о том, что одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческихдуховных ценностей и ориентиров. В статье описаны основные направления деятельности п...

Развитие нравственных качеств личности средствами учебных предметов.

Развитие нравственных качеств личности средствами учебных предметов...

Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития высокомотивированной личности обучающихся средствами учебного предмета

Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Агарина Наталья Ивановна, я работаю учителем начальных классов  и по совместительству учителем немецкого языка со 2 по 6 класс. Я хотела бы представить ...