КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья на тему

Винокурова Анна Николаевна

 

          Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Меняются нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, в разврате, в разлогательстве …

         Значение духовно-нравственного воспитания личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его творческих сил. Именно такой период переживает ныне наша страна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_kultury_i_dukhovnogo_razvitiya_rs2.docx59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ и ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РС (Я)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) /ИНСТИТУТ/»

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

                                                                                                    Выполнила:

Винокурова Анна Николаевна

                                                                                      воспитатель 5 коттеджа

г. Якутск 2009 год.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                                          стр.

Введение                                                                                                          3-5

Глава I  Духовно-нравственное воспитание и его роль                        

в формировании личности

1.1. Формирование  духовности в человеке.                                                 6-7

1.2 Сущность и природа нравственности                                                      7-9

Глава II Формирование духовно- нравственных качеств

личности в кружковой работе

2.1. Методы и приемы педагогической работы                                          10-13

по формированию духовно-нравственных качеств

2.2. Духовно-нравственное  содержание кружковой работы                    13-18

Глава III Анализ и обсуждение результатов.                                         19-21

Вывод                                                                                                             22-23

Литература                                                                                                    24-25

          Введение.

          Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Меняются нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, в разврате, в разлогательстве …

         Значение духовно-нравственного воспитания личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его творческих сил. Именно такой период переживает ныне наша страна.

         Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения духовных ценностей на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями – культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредотачивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного воздействия духовно-нравственного фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе.

         Нравственное воспитание – способ обеспечения жизнеспособности общества.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных и духовно богатых кадров, обогащенных не только глубокими знаниями, но и прекрасными чертами личности.

         Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только дают правило поведения, утвержденные в современном обществе, но и дают представление о последовательности понятия данного поступка для окружающих людей.      Сегодня каждая школа как фактор образования нового человека должна тесно слиться с жизнью. Занятия в кружках дополнительного образования должны превратиться в частичку жизни, опыта,  как педагога, так и воспитанника.

          Индивидуальность человека, его внутренняя духовность и нравственность долгое время никого не волновали. Таким образом, уходила духовная опора, накапливалась в обществе безнравственность.

          Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного понять и проанализировать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей и формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

          Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения ребенка обеспеченного этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

          Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовного развития личности в процессе воспитательной работы, а так же определение места духовно-нравственного воспитания в кружковой работе. Для решения данной проблемы педагогу требуется умение направить свою деятельность на нравственное воспитание личности.

          Цель исследования: изучение возможностей кружковой работы в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка.

          Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание в кружковой работе.      

          Объект исследования – развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.

      В соответствии с проблемой, целью, объектом. Предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.  Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания детей и его роль в формировании личности.

2. Подобрать методы и приемы духовно-нравственного воспитания в кружковой работе.

3.  Провести анализ результатов кружковой работы по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Методы исследования:

  • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • Наблюдение за деятельностью детей; беседы лекции, диалог и т.д.
  • Организация мероприятий направленных на духовно-нравственное воспитание.

Доклад состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

 

   

   

   

        Глава I  Духовно-нравственное воспитание и его роль

        в формировании личности.

        1.1. Формирование  духовности в человеке.

        Содержанием духовного воспитания является система отношений

личности к ценностным ориентирам, когда в структуру личностных ценностей

входит «другой человек». О народности воспитания и образования по духу и форме говорил еще К.Д.Ушинский.

        Основой духовной культуры личности является интегральное качество внутреннего мира, которое состоит из таких компонентов как:

  • культура добра и любви;
  • культура гармонии, красоты, счастья;
  • культура эмоций, чувств, мыслей, поступков;
  • культура разума, интеллекта;
  • культура стыда, вины, греха, совести;
  • культура сострадания, сочувствия, сопереживания;
  • культура педагогической рефлексии.

          Духовное богатство современного человека включает в себя не только

народные методы и средства воспитания наших предков. Известно, что оно

включает в себя развитие человека в аспектах:

  • интеллектуального;
  • социального;
  • исторического;
  • этнического.

         Известный психолог и психотерапевт В.Франкл считает, что духовное

сущее – это соприсутствие духовного сущего и утверждает, что духовность возможна «лишь в той отдаче себя друг другу без остатка, которую мы называем любовью». В.Франкл определяет любовь как способность понять человека в его сути, в его конкретности, уникальности и неповторимости, понять его ценность и необходимость. Педагоги-гуманисты признают в человеке:

  • гениальность
  • потенциальность
  • чудо

          Таким образом, в основе духовных способностей лежат любовь и вера в талант, возможности, уникальность и универсальность ученика. Истинная духовность социальна и созидательна. Педагогу сегодня и в будущем предстоит возродить завещанную предками духовность и человечность.

          В процессе формирования духовности человека должна происходить, по

концепции Н.А.Бердяева, «гуманизация не только самого человека, но и гуманизация природной и социальной среды… Человечность есть раскрытие полноты человека. Это творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку…Человечность связана с духовностью…»

          Аверинцев С.С. в труде «Попытки объясниться: Беседы о культуре» пишет, что именно духовность как животворная душа, «порождающая и пронизывающая собой клетки социального организма» удержит человека и общество от распада и разложения.

      Таким образом, духовность и целостность человека рождают его

духовную культуру. Приоритетную ценность духовности в педагогике признает Б.З.Вульфов, который считает, что духовное – это «активная нравственная позиция, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, это человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость».

       

        1.2. Сущность и природа нравственности

        Нравственное воспитание  – важнейшие составляющие духовного развития личности. От его наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.          

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, встающих перед обществом и государством в целом.  В обществе сложилась отрицательная ситуация обвинения молодого поколения в бездуховности, в разврате, в разлогательстве… Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие идеалов, которые могли бы стать положительным примером для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе; резкое снижение физической подготовки молодежи.

         Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием. Умение радоваться жизни и мужественно переносить трудности должны закладываться в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, быть справедливыми нужно уметь проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества  человека, которые нужны каждому, но все они должны закладываться ребенку уже сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда яркое солнце, синее небо, зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей.  

         Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заранее учить детей «умению чувствовать человека».

         О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в обществе, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Совокупность нравственных взглядов и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

          О нравственности  человека обычно судят по его поведению. Но поведение – понятие широкое, охватывающее разные стороны жизнедеятельности  личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо найти наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения является поступок.

         Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека. Но всякое действие оправдывается  только при  условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, при этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и поступки.

         Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживания.

         Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а прежде всего через способность личности активно проявлять жизненную позицию, на ее готовность  утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Таким образом, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила общества отражают собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычные поведения формируют многократно повторенные действия.

         В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию морали, нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, его чувства, суждения,  в которых выражается нормативная регуляция отношений людей.

          В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества и большую роль в этом сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений.        

          Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его к действиям. Чтобы добиться от детей глубоко осознанного, обоснованного поведения, нужно вести  целенаправленную работу над формированием мотивов и их дальнейшим развитием. А поэтому, моральные мотивы не только основа духовно-нравственного развития, но и показательный результат воспитания.

       

          Глава II Формирование духовно- нравственных качеств личности

 в кружковой работе.

          2.1. Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств.

          Распространенные в недавние годы методы духовно-нравственного воспитания ориентировали педагога на словесные формы передачи ценностей. Поэтому, преобладала организация воспитательных работ отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненные ситуации, на личностно-возрастные особенности.

          Основным инструментом, посредством которого педагог направляет и организует деятельность – это задачи, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они внимательно слушали и понимали смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны воспитателя доступно и интересно, выполнение работы может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом воспитателя.

         Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных качеств личности только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее стремление к моральному развитию.

          Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные взгляды, отвечающие соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов   нравственного поведения прививаются через воспитание.

          Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам определенных норм и правил поведения.

          Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности ребенка состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню  принятия решений и нравственный выбор.

          В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания, которые одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам способы возможно, только в случае упорядочения, классификации педагогического воздействия.

          Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

          Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие процесс.

          Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

          Наиболее последовательной и современной представляется классификации таких групп методов:

          Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся (метод формирования сознания личности);

          Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

          Методы стимулирования поведения и деятельности.

          Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанника должны быть сформированы в процессе воспитания. Важной задачей является формирование смыслообразующих мотиваций. Выработать какое-либо качество возможно лишь добившись, прежде всего, ясного понимания значимости поведения, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения.

         Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Главное назначение этой группы – формирование устойчивых убеждений, понятий и суждений. Нравственная уверенность в общественной значимости определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.

         Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании приемов – в форме назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения диспуты.

         Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.

         Рассмотрим некоторые методы словесно-эмоционального воздействия, которые часто используются в нашей работе.

         Рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение событий, историй имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание, но и формирует у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным качествам.

          У рассказа на этическую тему несколько функций:

  • служить источником знаний;
  • обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;
  • служить способом использования положительного примера в воспитании.

          Рассказ может сопровождаться иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, народных умельцев.

          Разъяснение – применяется только там, где  воспитаннику действительно нужно дополнительно объяснить новые положения:

  • чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
  • для выработки правильного отношения воспитанников к определенному  поступку.

          Широко применяется метод этической беседы.  Он рассматривается и как метод привлечения воспитанников для обсуждения, анализа поступков, как форма принципов нравственности и их осмысления, и как согласование представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования устойчивых убеждений.

         Этическая беседа – метод последовательного обсуждения знаний, поступков, умений  воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, строит отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы – обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценовочных поступков. Обсуждая ситуации,  конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность.

         Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается воспринимаемым зрением. Быстро и без труда запечатлевается в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активизирует деятельность. Большую воспитательную силу имеет пример героев книг, выдающихся людей и т.д.

         Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на поступки и поведения людей, анализировать последствия неправильных поступков,  извлекать из них положительные примеры  необходимо для формирования нравственности.

 

         2.2. Духовно-нравственное содержание кружковой работы .        

   

         В воспитании высококвалифицированного профессионального музыканта одним из основных направлений работы является ориентация на духовные ценности и нравственное воспитание.

          Наша главная задача – создать условие для всестороннего развития личности ребенка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала. Именно этим целям отвечает воспитательная система нашего коттеджа.

          Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация соответствующего воспитательного процесса.

           Дополнительное образование детей в коттедже, как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления и содержания воспитательной работы. Функционирование кружков основано на гуманистической концепции взаимоотношений личности, природы и общества, на целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на сотрудничестве воспитателей и воспитанников.

          Занятия проводятся в коттедже с учетом свободного посещения детьми кружков без возрастного ограничения.

           Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить радость от общения.

          Поскольку путь приобщения ребенка  к музыке, к духовным ценностям есть процесс деликатный, тонкий, требующий времени, профессионального знания, душевной щедрости воспитателя, то мы рассматриваем один из возможных путей к нему в образовательной деятельности как путь  «через прекрасное – к доброму».

          Эстетическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания.

        «Эстетическое воспитание гармонизует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества». Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

          Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

          Работа,  проводимая исследователями в этом направлении, убедительно доказала благотворность влияния произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества, а также на эстетическое воспитание в целом.

          Так, например, на занятиях прикладного творчества по изучению «Дымковских игрушек», дети переносятся в мир народных игрушек, и каждая из них имеет определенную тему. Декоративное народное искусство является формой отражения окружающей действительности. Дети с удовольствием украшают фигуры, силуэты предметов орнаментами, элементы которых стилизованы по мотивам из окружающей жизни, природы. Дымковские игрушки, расписанные геометрическим орнаментом точками, линиями, кружочками и т.д., понятны содержанием, доступны своей простотой, техникой исполнения.  

           В процессе обучения лепке и живописи развивается умение видеть прекрасное в природе, разнообразие форм, цвета. Через зрительные ощущения, с одной стороны, уточняются представления о свойствах вещей и явлений, а с другой – воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям. Развиваются наблюдательность, зрительная память, образное мышление.

         Обаяние искусства дымковских мастеров – в искренности, непосредственности его содержания и в выразительности средств. Оно демократично во всех его проявлениях, для его восприятия не нужно специальных занятий и подготовки. Игрушки находят живой отклик у каждого человека, пробуждая чувство прекрасного.

           При изучении темы «Дымковские игрушки » дети узнают о его мастерах, об истории промысла; получают знания о технологии изготовления материала, о кистевой росписи. Но самое главное – понимают чуткого отношения к искусству, культурному наследию.  

           Кружок прикладного творчества приобщает школьников к традиционному искусству народных художественных промыслов.

          В условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности ребят.

           На эту особенность кружковой работы указывал В.Сухомлинский: «Целостность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».

          На занятиях мини-студии «Грация» с применением разнообразных форм работы,  преобладают методики акцентирующие стремление ребенка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Например, девочки моделируют друг другу прически увиденные в журнале, придумывают и рисуют образцы одежды, советуются друг у друга в выборе какого-либо стиля и т.д. Руководитель своевременно и грамотно помогает учащимся поощрением, одобрением, поддерживает его устремления.  

          Издавна девочки вместе с матерями, старшими сестрами, подругами занимались вышивкой, шитьем, вязанием. Важно, чтобы результаты труда радовали глаз и приносили радость – учили  девочек мамы-мастерицы. Наши мамы, бабушки – мастерицы по вязанию, шитью и девочки с радостью демонстрируют и надевают эти наряды.

          Танцевальное искусство является одной из своеобразных форм духовной культуры народа. По своей доступности, распространенности и охвату большого количества детей занимает ведущее место среди других форм дополнительного образования детей.

          Велико значение танцевального искусства в формировании вкусов, эстетических, этических запросов молодежи.

          Духовная культура каждого человека, его потребности и интересы формируются в борьбе вкусов и мнений, поэтому танцевальному  искусству принадлежит важная роль в формировании внутренней культуры молодых, которая выражается не только в эстетическом восприятии, но и в поведении, в отношении к другим людям.

          Цели и задачи танцевального искусства – помочь обрести гармонию духа и тела, раскрыть творческие возможности, заложенные в человеке природой, создавая содержательные произведения искусства, рассказать человеку об истинной человеческой красоте, помочь понять и увидеть красоту в окружающей действительности, возвысить  его гуманность.

          В связи с этим, одно из направлений работы студии – танцевальное.

          Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

          Например, в танце дети должны в движении передать образ, содержание танца. Разучивая танец педагог использует не только показ, но и слово – как в образной форме, так и в форме коротких, ярких рассказов о танце.

          С танцами «Сибэккилэр», «Вальс вежливости» дети выступали на общешкольных мероприятиях, а образный танец мальчиков «Хотой» покорил зрителей оригинальностью.

          На занятиях кружка «Кукольный театр» девочки сами ставят сказки и показывают детям из другого коттеджа.

            Существенную роль в духовном развитии детей играет кукольный театр. Известно, чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И кукольный театр такой образец для подражания дает детям в действиях сценических героев.

           Главная задача – создать условие для наиболее полного самовыражения молодого участника театра.

          Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что играя с куклой дети совершенствуют речевое общение, формируют стилистику языка, при общении с другими людьми уходит стеснение.

          Психотерапевтический эффект заключается в том, что проигрывая жизненную ситуацию с куклой, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения. Сила воздействия на личность этих, самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей столь велика, что нередко проявляется в его реальной жизни и деятельности.          

          В большинстве случаев кукольные пьесы ставятся по мотивам сказок. Это обусловлено тем, что мир сказок хорошо знаком и близок детям, они прекрасно знают их сюжеты. Это дает им возможность легко включаться в действие и играть роль. Это одна из причин широкого использования сказок.

          Уникальное средство воспитания духовности – детские творческие работы. Многие  видные педагоги рассматривали сочинения детей как форму самовыражения, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, если тема сформулирована широко и оригинально, что позволяет каждому раскрыть свои представления о мире, найти более близкий и знакомый образ, т.е. детям предоставляется  свобода в отборе содержания. А на занятиях по выразительному чтению  важно научить передавать эмоциональное состояние человека с помощью интонации, мимики, жеста, выражения глаз. Нельзя забывать и о том, что произведения устного народного творчества имели и имеют  огромное значение для воспитания ребенка. Большинство из этих произведений (колыбельные песни, небылицы, сказки и т. д.) являлись первыми творениями, услышанными ребенком. Их  изучение позволяют детям приблизиться к истокам самобытной  культуры родного народа, страны.

         

     

         Глава III. Анализ и обсуждение результатов.

         Правильно организованные и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

          Опыт организации кружковой работы свидетельствует о том, что введение соответствующей воспитательной, образовательной питательной среды, помогает детям развиваться, духовно и творчески обогащаясь многообразными нравственно-эстетическими впечатлениями.  

          В коттедже проводятся различные мероприятия по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка:

          Тематические вечера: «Моя родословная», «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать».

          Оформление планшетов "Генеалогическое древо моей семьи".

          Оформление плакатов на тему "Да здравствует вежливость и доброта".          

          Конкурсы рисунков: "Осенний вернисаж", "Зимы милые забавы", "О, весна! Без конца и без края".

          Хочется поделиться опытом проведения открытого мероприятия, которую провели совместно с 4 коттеджем, на тему: «Да здравствует вежливость и доброта!».

          Мероприятие проводилось в форме путешествия по станциям: «Неуважительная», «Культурная», «Добрая», «Конечная».

         Дети читали стихи о вежливости и доброте, танцевали «Вальс вежливости», пели песни, частушки на сатирические темы, играли инсценировки из жизненных ситуаций.  

          Такая форма проведения разнообразила традиционные методы проведения мероприятий. Дети активно включаются в процесс занятий, когда виден конечный результат.

          Мероприятие стало показом результатов занятий наших воспитанников в кружках и методом целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию личности.

          Наблюдения показали, что у девочек укрепились дружеские отношения, они умеют вежливо разговаривать между собой и со взрослыми, научились красиво держаться в танце, знают правила поведения.

          В ходе подготовки к мероприятию детям даны задания написать сочинение-рассказ на тему нравственности. Вот некоторые фрагменты сочинений:

         Васильева Настя – «Дружба начинается с улыбки».

«Однажды к нам в детский сад пришла новенькая девочка. Ее привела мама. Она не хотела оставаться в детском саду. Ее успокоила воспитательница и познакомила со всеми ребятами. После обеда мы вышли на прогулку. Там мы познакомились с Дианой. Она захотела покататься на санках и поэтому она подошла ко мне, улыбнулась и попросила санки. С этой минуты мы подружились ».

          Азаргинова Лиля – «Доброта».

«Доброта – это самое лучшее на свете. Доброта делает людей хорошими, благородными. За доброту отвечают добротой… Доброта – это когда помогаешь младшим, пожилым, больным, родным, близким…  Всегда стараюсь поделиться с друзьями чем-нибудь вкусным, думаю это тоже доброта… Давайте относиться друг к другу вежливо, внимательно и с добротой. Тогда мир будет прекрасным».

          Иванова Айна – «Умей быть щедрым».

«Щедрота души – это самая хорошая черта в человеке. Это не просто доброта, умение помогать, делиться с другими, но и не выставлять напоказ свои добрые дела, не гордиться, не хвастаться. Еще надо уметь прощать другим людям обиды, радоваться достижениям друзей, знакомых, родственников.

      Однажды летом в автобусе было очень много народу. Шофер открыл заднюю дверь, и одна старая женщина попросила стоящих в салоне автобуса пассажиров, поднять тяжелую коляску. Никто не  отозвался кроме одного молодого человека. Он с готовностью поднял тележку в автобус… На конечной остановке, старушка с удивлением обнаружила, что у молодого человека, который ей помог, нет одной ноги, а вместо ноги – протез.

Умение ненароком, не специально, безвозмездно помочь другим людям, даже если самому трудно, это тоже большая щедрота души. Щедрота души – прекрасное чувство».

          Леонтьева Милена – «Что такое аккуратность?».

«… Для нас школьников аккуратность очень важна. Ведь от этого зависит не только отношение к тебе окружающих, но и учеба. Порядок в портфеле – это еще не все. Аккуратными должны быть не только школьные принадлежности, но и записи в тетради, ведь от  этого зависит оценка.

Без аккуратности никуда!».

         Анализ сочинений детей показал, что они ярко переживают понятия дружбы, доброты, щедрости, аккуратности по отношению ко всему, что их окружает и это актуализирует, обогащает их нравственный опыт. Такие осмысления побуждают их к нравственно-духовной рефлекции и самоосмыслению.

         

Вывод.

         Личностью человек становится тогда, когда складывается устойчивая система взглядов, умение владеть собой, чувствовать определенную обстановку. Таким образом, вырисовывается мысль, чтобы сделать человека личностью, нужно его воспитать.

          Действительно, перед каждым человеком стоит проблема определения собственного бытия и жизненного пути, вот почему школа через дополнительное образование дает ребенку первоначальные истоки развития человека.

          Правильно организованная система дополнительного образования школы представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволяет в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс образования.

        Через организацию кружковой работы создается атмосфера, способствующая духовно-нравственному и творческому развитию личности и ребенка, и взрослого.

          Кружковая работа в коттедже дает детям положительный результат в общем развитии детей, расширяет кругозор, дает возможность повысить профессиональное мастерство, способствует развитию психических процессов: ощущения, восприятия, наблюдательности, мышления, воображения, художественной памяти.

         Таким образом, формирование духовно-нравственного сознания личности является основой процесса социализации молодого поколения, и это служит ведущей целью в работе по развитию личности ребенка.

         Целью нравственного воспитания является формирование

 ценностных ориентаций в гуманистическом аспекте.

Последнее  предполагает:

  1. Выработку понимания жизненной важности морали;
  2. Установку на выработку нравственного самосознания;
  3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
  4. Выработку моральной стойкости.
  5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

  1. Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое воздействие.
  2. Моральное принуждение как форма морального осуждения поступков.

         Духовное и нравственное развитие личности становится успешным там, где признание личности духовно развивающегося человека, его самочувствие является высшей ценностью, главным критерием эффективности работы, где педагогами создаются условия для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно, социально защищено, где обучение и воспитание подчинены главному – развитию духовно-нравственных начал каждой личности.

         Кроме педагогического воздействия, на формирование духовно- нравственных качеств, влияют многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свои взгляды нравственного сознания личности; социальная обстановка, которая оставляет свой отпечаток на формирование личности.

Литература.

  1. Андреева А.Д., Неустроева С.С.

«Образовательные проекты и концепции молодых педагогов Сайсарского округа Якутска». Якутск, 2002.

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М. : Рольф, 1999.
  2. Босиков В.А., Сафронова Т.П.; Якутск, Сахаполиграфиздат, 2006

Музыка. Исполнительство. Образование. //Межвузовский сборник трудов.

  1. Буева Л.П. «Духовность и проблемы нравственной культуры» // «Вопросы философии». 1996 №2
  2. Волков Г.Н.

«Вечность воспитания» // Народное образование, 1994, №4

  1. Гольдберг В.А.

 «Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие». М., «Новая школа», 2001.

  1. Григорьева А.И.

«Педагог в воспитательной системе школы» // М., 2001.

  1. Корякина Н.А.

«От духовной культуры предков к духовной культуре учителя»

Якутск. Издательство ДН «СПО МО РО(Я)»

  1. Каргина З.

«Дополнительное образование в школе: не используемый потенциал»

// Воспитание школьников. 2003 №5

  1.  Лихачев В.Т.

«Педагогика». М., «Прометей», «Юрайт», 1998

11.  Нович Р.Л.        

«Школа – культурно-духовный центр ребенка»// Ключ к успеху, №9 М., 2001

     

     12. Воспитание школьников. Научно-методический журнал. №5, №8,      

     №10 -2003, №2 -2004,  №4 - 2005, №7 -2006, №8, №10 -2007,№4, №1, №6 – 2008.

     13. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей

     старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2002.

     14. Энциклопедия современного учителя. М., «Астрель» 2000.

                                                                                   Приложение 1.

СЦЕНАРИЙ

Общешкольного мероприятия 4-5 коттеджей

«Да здравствует вежливость и доброта!»

Ведущий: Добрый день дорогие друзья!

Начинаем общешкольное мероприятие 4-5 коттеджей «Да здравствует вежливость и доброта!»  

(выходят Сандара и Нюргун)

Сандара:

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог.

Нюргун:

Этой мерой измеряются

Все земные труды,

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

(Все выходят, исполняется песня «Улыбка»)

Мичил:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»

Больше ведь мы ничего не сказали?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.

Вед.: Всем взрослым и детям хочется, чтобы все их друзья, все соседи, просто незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по доброму, с уважением.

Вед.: Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

(во время слов ведущих выходят Настя, Айна и Веня)

Настя: Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж и трудно.

Айна: Не трудно уступить место в автобусе взрослому человеку. Не трудно здороваться при встрече и говорить им «До свидания», а при расставании «Всего хорошего».

Веня: Не трудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.

Вед.: Не трудно помочь по дому старшим. И таких правил много. Вежливый человек должен все их выполнять.

Вед.: Сегодня мы с вами  совершим путешествие по стране «Вежливости».

И наша первая остановка – станция «Неуважительная».

Иногда, ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими, кричат на них. Им кажется, что поступают как взрослые.

        Послушайте стихотворение А.Барто «Признание». Читает Сергей Петров.

Вед.: Спасибо! Для того, чтобы выглядеть взрослей не обязательно вести себя недоброжелательно и невежливо. А потому, стоит хорошенько подумать, нужно ли так вести себя. Слова и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни нашим родителям, ни друзьям.

К вашему вниманию инсценировка «В автобусе» и «В магазине».

Вед.: Как вы думаете ребята, хотелось бы вам ездить в таком автобусе, с такими пассажирами или приятно было бы вам оказаться на месте обидчивого продавца или сердитого покупателя из разыгранной сценки…

 И старайтесь никогда не попадать в такие ситуации.

Вед.: На горизонте станция «Культурная».

Сейчас вы школьники, но уже и не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными. Многие ребята, к сожалению, очень грубы друг с другом, с родителями, учителями. Иногда в школе ведут себя хорошо, ну, а после школы… Об этом говорится в стихотворении А.Барто «Любочка». 

Читают Милена Леонтьева, Лиля Азаргинова.

Вед.: Свою песню дарят Мичил и Нюргун Неустроевы.

Вед.: И с такой хорошей песней мы оказались на станции «Добрая».

Для того, чтобы стать вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится радостнее, теплее на сердце у других людей. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки.

К нам в гости пришли Мальвина и Буратино. И они приглашают вас на разговор о вежливости.

( выступление кукольного театра).

Вед.: А сейчас, послушайте веселые частушки.

( все выходят на частушки).

Вед.: И вот, наконец, мы с вами на станции «Конечная».

Все вы ребята, должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете музыкантами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Вед.: Да здравствует добро, уважение и чуткость друг другу!

(Исполняется «Вальс вежливости»).

После танца все остаются на сцене. Мальчики выходят вперед, стихотворение

«Клянемся рыцарями быть!».

Вед.: Спасибо за внимание!

          Д о следующих встреч!

                                                                                                       Приложение 2.

Внеклассные мероприятия:

Традиции:  Празднование дни рождения детей в коттедже.

                    Новогодний праздник в коттедже.

Тематические вечера: "Моя родословная" - презентация семей Лили Азаргиновой, Милены Леонтьевой.

 Вечер, посвященный ко Дню матери  "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать".

Оформление планшетов "Генеалогическое древо моей семьи".

Оформление плакатов на тему "Да здравствует вежливость и доброта".      

 Шефская работа с 4 коттеджем: разучивание танцев "Вальс", "Хотой ункуутэ".

Участие  в общешкольном новогоднем представлении - циркачи, "Танец снежинок".

Конкурсы рисунков: "Осенний вернисаж", "Зимы милые забавы", "О, весна! Без конца и без края".

Семейные чтения перед сном.

                 Открытые мероприятия, проведение общешкольных

                                            мероприятий и др.

       Открытые мероприятия: 4-5 котт. "Да здравствует вежливость и  доброта!" - литературный монтаж о творчестве якутского поэта М.Ефимова.

       Участие в проведении общешкольного новогоднего мероприятия.  

       Выступление детей 5 коттеджа на родительской конференции.

       Выставка поделок из теста "Дымковские мотивы".

                                                                                                   Приложение 3.

                                    Из плана воспитательной работы

5 коттеджа

на 2008 – 2009 учебный год.

                                     

                                                    Сентябрь

с 8 – 9

сентября

Беседы: «Чем больше человек знает тем он        

               успешнее и счастливее»

               «Чистота – залог здоровья»

Воспитатели

с 15 – 21

сентября

Беседы: «Что в человеке самое главное»    

              выявление индивидуальных  

              особенностей

Конкурс сочинений: «Я – ученик ВшМ»

         

Кварчия Т.Н.

Никонова М.Р.

с 22 – 30

сентября

К празднованию юбилея школы:

     Продолжать конкурс сочинений «Я – ученик ВшМ»

     готовить выставку: «год за годом» - из моей истории обучения в ВшМ.

Родительское собрание:

  1. об адаптации воспитанниц на новый

    учебный год.

  1. добро ласка поощрение требовательность твердость ограничение желаний в воспитании подростков.

     Организация и систематическое проведение трудовых десантов по поддержанию чистоты вокруг коттеджа.

Никонова М.Р.

Винокурова А.Н.

воспитатели

                                                  Октябрь

                             С днем рождения родная школа!

1-12

октября

Фотовыствка из истории обучения в ВшМ «год за годом»

Оформить стенд: «Я - ученик ВшМ» по сочинениям детей.

Воспитатели

Винокурова А.Н.

13-20

октября

Презентация коттеджа.

Участие в праздничных мероприятиях посвященных 15-летию школы. Сольные выступления концерты.

Беседа: «Человек среди людей»  о культуре поведения и общения.

Воспитатели.

Никонова М.Р.

20-30

Октября

Участие  детей и воспитателей в праздничных юбилейных мероприятиях.

Обновление «Уголка здоровья»

Воспитатели.

Винокурова А.Н.

                             

                   

                                               Ноябрь

1-10

ноября

Беседы:

              1. Что такое культура Традиции  

              отечественной культуры»

             

              2. Что такое общество Культура и  

              Общество «Создала человека природа    

              Но развивает и образует его общество»

Никонова М.Р.

Кварчия Т.Н.

11-20

ноября

Беседы: 1. Уважение как норма. Кто легко  

              склонен терять уважение к другим тот

              прежде всего не уважает себя.

  1. Система ценностей моей семьи.

              История моей семьи моего рода.

     

     Создание детьми творческой работы:      

    «История моей семьи в истории народа»  

     фотоальбом.

Никонова М.Р.

Винокурова А.Н.

21-30

ноября

Беседы по профилактике табакокурения – как сказать «Нет!» или отстоять свое мнение.

Информационный стенд «школа – территория здоровья»

Беседа: «Почему люди употребляют

             психоактивные вещества. Вред  

             табачного дыма»

Выставка плакатов детей о вреде курения.

Письмо курящему человеку.

Кварчия Т.Н.

Винокурова А.Н.

                                               

                                         Декабрь

1-10

декабря

Беседы: «Мир наших увлечений»

Акция: «школа – дом второй».

Создание творческого проекта по разрешению проблем обучения в школе жизни в коттедже.

Кварчия Т.Н.

Никонова М.Р.

11-22

декабря

Подготовка к новогодним мероприятиям.

Новогодний праздник в коттедже «Семейный карнавал»

Встреча с родителями по итогам полугодия.

Участие всех детей на балу хорошистов и отличников.

Новогодний праздник в школе.

Винокурова А.Н.

воспитатели

                                                 

                                                  Январь.

15-20

января

Родительское собрание:

  1. Анализ успеваемости воспитанников за 1 полугодие и задачи на 2 полугодие.
  2. Беседа: «ограничение и дисциплина желаний – важное условие правильного воспитания и воспитание умения управлять желаниями.

Воспитатели

20-30

января

Диспут: «Что значит быть воспитанником ВшМ»

Беседа за чашкой чая: «Пусть таинственность и красота с тобою неразлучны» о женственности и девичьей чести.

Инструктаж по ТБ иППБ.

Никонова М.Р.

Винокурова А.Н.

                                                 Февраль.

1-10

февраля

Литературный вечер:

«олонхо – шедевр мировой культуры».

Совместно с 4 коттеджем.

11-22

Февраля

Выставка рисунков:

«гордость якутского фольклора – олонхо»

Винокурова А.Н.

21-28

февраля

Викторина посвященная ко дню защитников

Отечества.

Кварчия Т.Н.

                                                   Март.

1-10

Марта

«Мастерская 3олушки» - готовим своими руками подарки мамам бабушкам сестрам.

Кварчия Т.Н..

11-20

Марта

Вечер-конкурс для девочек в коттедже: «Хрустальный башмачок для 3олушки».

Винокурова А.Н.

21-31

Марта

Устный журнал: «домоводство».

Никонова М.Р.

Экологическая минутка: посадка на подоконнике семечек подсолнуха. Наблюдение за веткой вербы.

воспитатели

 

                                                  Апрель.

 

1-10

Апреля

«Все профессии нужны все профессии важны» рассказы родителей о своей профессии.

Воспитатели

11-20

Апреля

Вечер юморины:

 «Встречи со смешариками».

Винокурова А.Н.

21-30

апреля

Беседа о дне космонавтики.

Никонова М.Р.

 

                                                   Май                                                    

                                             

1-10

Мая

Беседа: «Великая победа нашего народа в Великой отечественной войне».

Кварчия Т.Н.

11-20

мая

Выставка работ: «Пусть всегда будет солнце».

3накомство с родным краем. Посещение краеведческого музея им. Э.М.Ярославского.

Винокурова А.Н.

Никонова М.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности

В статье раскрывается вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас р...

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...