Работа по формированию духовно-нравственных идеалов, экологическое воспитание школьников
проект

Ильина Альбина Владимировна

Отчёт о проделанной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_my_vmeste.v.docx20.74 КБ
Файл kogda_my_vmeste.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

 «Когда мы вместе…»

         Мы привыкли к тому, что нас окружают растения, животные, что каждое утро нас  радует своими лучами солнышко, а ночью мы любуемся  звёздным небом. Нам кажется, что всё это было, есть и будет всегда.  Мы привыкли использовать дары природы для своей пользы и редко задумываемся о том, что все мы – её дети.

         Поэтому так важно осознавать то, что с малых лет человек должен учиться любить, оберегать природу, разумно пользоваться её дарами. Все начинается с детства. 

Как учитель начальных классов, я понимаю, что конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

     Я с этого и начала. Весной мы вместе с детьми решили подарить школе несколько саженцев деревьев. И не просто подарить, а посадить их на школьном дворе. Конечно, большую помощь в осуществлении задумки оказали родители учеников. Прошло уже два года, деревца окрепли, подросли. И  дети до сих пор не забывают наблюдать за тем, как растут деревья, ухаживают за ними. Я думаю, что теперь никто из них и не подумает сломать ветку или погубить дерево.  

Так же уже традицией стало то, что зимой дети делают кормушки для птиц, вешают их на деревья возле школы и потом всю зиму наблюдают, как прилетают птицы.

           Дети нашего класса с удовольствием помогают животным из приюта «Остров спасения», два раза в год  дети наведываются в приют и передают подарки.

         Конечно самостоятельные наблюдения младшего школьника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае учитель должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. 

          Хотелось бы рассказать о том, как у нас прошёл  проект «Сделаем нашу планету чище». На этом мероприятии я подвела детей к мысли, что начинать нужно с себя, со своего дома, улицы, города. Мы задумались, а куда можно девать, то, что мы обычно выкидываем: бутылки, пакеты, фантики и т п. И решили провести в классе конкурс поделок и  костюмов из бросового материала, на котором дети совместно с родителями проявили фантазию и творчество.

        Замечательно прошёл классный час «Осень в природе» Дети готовили материал о растениях и животных, рассказывали, как они помогают родителям в осенней уборке на огородах и дворах. И в подарок получили вкусные дары осени: сладкие сочные яблоки.

     Очень хорошо использовать при формировании экологической культуры  метод проектов. В прошлом  году мы впервые попробовали запустить проект «Природа в опасности». Этой темой мы объединили уроки окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства. Класс разбился на группы: «Литераторы» писали сочинения, «Художники» рисовали рисунки,  «Корреспонденты»занималась подготовкой статей и выпуском классной газеты « Берегите животных!» Итогом стал красочный классный час , на котором дети пришли к выводу, что животных надо оберегать.

Традиционным  в нашем классе стало мероприятие  “Встречаем лето”. Этот праздник мы проводим в классе уже второй  год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения. Готовимся к празднику заранее. Родители — самые активные участники в подготовке и проведении этих мероприятий. В 1 классе мы провели праздник на территории школы. А в этом  году мы всем классов отправились на экскурсию в  парк, где родители организовали пикник и весёлые соревнования. Очень интересно, что родители предложат нам в следующем учебном  году!?

     Я считаю, что именно совместные мероприятия, не просто учителя с учениками, а ещё, что особенно важно,  и с родителями, являются важным  компонентом процесса формирования экологической культуры, который затем трансформируется в бережное отношение к природе.

         В прошлом учебном году я решила поделиться своим опытом работы  с  коллегами и приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Педагогический опыт. Идеи. Инновации» , где победила в номинации «Самый творческий учитель» с видеофильмом «Берегите природу».

Но самым главным в своей работе я считаю не конкурсы, которые очень важны и которые помогают поделиться опытом своей работы, не проведение мероприятий для «галочки». Мне очень хочется, чтобы дети поняли, что красота мира зависит от всех нас! Она внутри нас, в наших мечтах, поступках. Мы   все вместе, и каждый по отдельности вносим свой вклад в дело сохранения природы, но самое главное - мы делаем лучше и Себя. Ведь мы все часть Природы, а не сохраним Природу — не будет Нас.

Почему я стремлюсь помогать природе? Наверное, потому что люблю её. Мне нравятся все времена года. Зимой красивы деревья в снегу, можно кататься на лыжах и строить снежную крепость. Весной я люблю наблюдать за торопливыми ручьями, пробивающими себе дорогу сквозь потемневший снег. Мне нравится смотреть на берёзовую рощу и видеть ежедневные изменения молодых листочков. Я с удовольствием смотрю на пробивающиеся сквозь землю первые травинки. Летом я живу на даче. Там я фотографирую полевые цветы, грибы, ягоды, просыпаюсь от пения птиц. Ежедневно совершаю прогулки, открывая для себя новые уголки родной природы. Осенью в Костромском крае часто идут дожди. Но как хороша природа в сентябре! Деревья стоят в изумительных ярких нарядах. Муравьи готовят свои жилища к зиме. По небу  периодически пролетают стаи птиц, покидающих наш край. А затем снова наступает морозная зима.
Любить и наслаждаться природой стремятся многие люди. К сожалению, понять и защитить природу хотят далеко не все. Трудно зимой птицам. Голодно. Сегодня на Портале «Одарённые дети» проходит акция «Защитим птиц, сделаем им кормушки». Я уже сделал несколько съедобных кормушек. Завтра развешаю их на деревьях во дворе нашего многоэтажного дома. Завтра у меня день рождения, поэтому угощение птицам будет и в честь этого праздника. Сколько лет я пытаюсь переубедить ребят, собирающих и уносящих из школьного сада листья весной во время субботников. Листья перегниют и станут отличным питанием для деревьев. На даче я компостирую листья, пищевые отходы и старую траву, а осенью раскладываю готовый компост под деревья и кустарники. Полагаю, что этим я помогаю природе. Осенью ежегодно я сажаю деревья, выращенные из семян. Пусть будет больше зелёных растений и цветов. Красота мира зависит от нас с вами!

А закончить мне хотелось бы неоспоримыми словами академика и публициста, известного и признанного всем мировым сообществом, Дмитрия Лихачева: "Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вовлечение младших школьников в разнообразные виды деятельности по защите природы. МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска» Учитель начальных классов Ильина Альбина Владимировна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас р...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социальные изменения, происходящие в обществе, заставляют нас р...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитани...

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...