Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
презентация к уроку

Титовская Олеся Анатольевна

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Слайд 2

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский

Слайд 3

Цель данной технологии - Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Слайд 4

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Слайд 5

Актуальностью технологии является: проводить уроки в оптимальном режиме; высокий уровень работоспособности обучающихся; усвоение знаний в процессе постоянного поиска.

Слайд 6

Если сравнить… ВЫЗОВ Ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциацию по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. ОСМЫСЛЕНИЕ На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. РЕФЛЕКСИЯ На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Слайд 7

Что принципиально нового несёт технология критического мышления ? Элементы новизны содержатся в методических приёмах , которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности .

Слайд 8

Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Ключевые слова Перепутанные логические цепочки Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний «Ромашка Блума » Игра «Верите ли вы,что …»

Слайд 9

Осмысление Кластер Инсерт Бортовой журнал Фишбоун «Шесть шляп» Сюжетная таблица

Слайд 10

Рефлексия Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Синквейн «Общее и уникальное» Ассоциации

Слайд 11

Прием «Верные, неверные утверждения» Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу. Учащиеся формулируют утверждения. Затем устанавливают, верны ли данные утверждения. Если согласны в графе ставят «+», если не согласны - «-». После знакомства с основной информацией возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность.

Слайд 12

Прием «Ключевые слова » Учащимся необходимо записать все имеющиеся знания о познавательном объекте. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Слайд 13

Прием«Перепутанные логические цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Пронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца. Венера Земля Юпитер Меркурий Марс Сатурн Нептун Уран Плутон

Слайд 14

Прием «Кластер» В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Слайд 15

Окружающий мир Живая Животные Растения Явления природы Неживая Природа

Слайд 16

Имя прилагательно е Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Является в предложении второстепенным членом предложения Изменяется по числам и падежам Часть речи Обозначает признак предмета Русский язык

Слайд 17

Прием «Таблица ЗХУ» Что знаем Хотим узнать Что нового узнали *Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? ? Окружающий мир. « Какие бывают растения?»

Слайд 18

Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении? Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией .

Слайд 19

12.01.2016 19 Прием« Корзина идей » Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. « Что такое погода?» Погода – это … … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения и в конце урока подводится итог.

Слайд 20

Прием «Дерево предсказаний» Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения

Слайд 21

Прием«Верите ли вы, что….» Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предложения -…ветер может разрушить горы? - … опавшие осенью листья вредят почве? - … 1см почвы образуется за 300 лет? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её? - … растения участвуют в образовании почвы? - … почва и камень родственники? - … почва – наша кормилица?

Слайд 22

«V» - уже знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. В русском языке шесть падежей: именительный, родитель ный , дательный, винитель ный , творительный, предлож ный . Есть имена существи тельные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Имена Существитель ные изменяются по падежам. Маркировка текста значками по мере его чтения. -V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос . Прием « Инсерт »

Слайд 23

Прием «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы _____________________________ Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Слайд 24

Прием «Сюжетная таблица» Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка

Слайд 25

Прием « Фишбоун » Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

Слайд 26

Прием « Синквейн » Первая строка – существительное , тема синквейна . Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 27

Прием «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «тонкие» вопросы «толстые» вопросы Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа

Слайд 28

Приём «Шесть шляп» 1 группа. Белая шляпа. - С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: что кошки и собаки необходимы людям. Используйте материал учебника на стр. 84-85. 4 группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп.

Слайд 29

«Ромашка Блума » Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

Слайд 30

Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия новой информации; - повышение познавательного интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности ; - умение критически думать и мыслить; - умение работать в сотрудничестве с другими, общение на доступном уровне; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Слайд 31

Желаю успехов в использовании ТРКЧМ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Можно ли научиться мыслить более эффективно?  Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Технология критического мышления развивает  познавательные способности и  процессы личности....