Доклад на тему "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Валиева Нурзиля Фазитовна

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_-_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей школьного и дошкольного возраста начальная школа – детский сад с.Старосубхангулово муниципального района Бурзянский район

Республики Башкортостан

Доклад на тему:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников

Подготовила: учитель начальных классов МОБУ НШ-ДС с.Старосубхангулово Валиева Нурзиля Фазитовна

Старосубхангулово 2015

         Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д. ) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

К видам нетрадиционного рисования относятся: «Граттаж», «Трафарет», «Точечный рисунок», «По-сырому», «Сухая кисть».

Техника граттажа – средство само выражения детей младшего школьного возраста.

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.

Данная техника выполняется следующим образом. На поверхность плотной бумаги наносят воск или парафин. Потом покрывают гуашью (желательно темными оттенками). После высыхания поверхности острой палочкой методом «царапания» наносят тот или иной рисунок.

Трафарет представляет собой небольшой лист из прозрачной пленки или бумаги, в котором вырезаны несколько сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался. Существует несколько вариантов трафарета. Для первого варианта сначала вырезают шаблон. Далее методом опрыскивания выполняют рисунок. Здесь фон будет в цветном варианте, а рисунок – бесцветным. Второй вариант выполняется трафаретом. На вырезанную часть рисунка методом опрыскивания наносят цвет, а фон – альбомный лист.

В технике «сухая кисть» рисунок выполняют гуашевыми красками без добавления воды, жесткой кисточкой.

В технике «по-сырому» рисунок выполняется акварельными красками. Специальный альбомный лист покрывают чистой водой. Не ожидая высыхания, сразу красками на лист наносят рисунок. В данной технике рисунки получаются расплывчатыми, без резкого перехода, т.е. рисунки получаются с плавным переходом.

В технике «точечный рисунок» при выполнении точечного метода  цвет наносят не кисточкой, а дополнительными материалами (спички, ватная палочка и т.д.).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет младших школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы младших школьников.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы..

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждении в физиологии. Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Такие, как рисование нетрадиционными техниками. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник являются решающим фактором художественно-творческого развития детей.

Список литературы

1. Шадриков В.Д. Способности человека. - М., Институт практической психологии, 1997.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2004.

4. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом: Учеб.пособие для студентов педагогических вузов по специальности « Педагогика и методика начального образования» / Авт.-сост. Л.У.Жданова - Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед.академия им.Зайнаб Биишевой, 2010. – 74с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)

Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...

Пластилинография как нетрадиционная техника изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье читатель ознакомится с понятием пластилинография, ее видами и типами, основными приемами и техниками работы....

Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...

нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей младших школьников

Статья опубликована в Сборнике научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, 25 января 2023 г., г.-к. Анапа...

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей первоклассников»

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей, не может быть одинаковым у всех детей. С этой целью были созданы нетрадиционные техники рисования (НТР), где разнообразие способов...