Выступление на ШМО «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностного результата»
методическая разработка (4 класс)

В моём выступлении рассказывается как в ходе внеурочной деятельности добится развития личностных результатов у учащихся, какие направления и формы организации можно использовать. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

«Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностного результата»

подготовила:

учитель начальных классов МБОУ

«Тучковская СОШ №1» Волкова С.Н.

август 2019 г.

«Дети   должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. От того, как будет чувствовать себя  ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать - зависит весь его  дальнейший путь к знаниям». В.Сухомлинский.

3 слайд

Что мы понимаем под понятием  дополнительное образование?   Многими исследователями дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.

4 слайд

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство.

5 слайд

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования УУД.

Особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных результатов.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов большая роль отводится внеурочной деятельности, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов.

6 слайд  

О формировании каких личностных результатов идет речь?

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, способность ставить цели и строить жизненные планы.

7 слайд

И исходя из этого целью внеурочной деятельности является

создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, обеспечение индивидуальных потребностей школьников.

8 слайд

Каковы задачи внеурочной деятельности?

-включить каждого учащегося в учебно-познавательную и творческую деятельность;
-стимулировать развитие учащегося как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;
-способствовать формированию базовых компетентностей школьников.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. В процессе совместной творческой деятельности учителя и ученика происходит становление личности ребенка.

Таким образом, и дополнительное образование, и внеурочная деятельность выполняет одни и те же функции: приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, способствует развитию способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.

И на примере своего класса я хочу рассказать какая работа проводилась для достижения личностных результатов.

 9 слайд

Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность в 1 - 4 классах организуется по 5-ти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное):

10 и 11 слайды

Спортивно-оздоровительное направление - обеспечивает  формирование основ здорового и безопасного образа жизни, формирование представлений о роли физической культуры для здоровья человека;

Какие формы организации возможны?

- «Дни здоровья», соревнования, «Весёлые старты», «Зарница»;

-проведение бесед и постановка сценок о здоровом образе жизни;

-акция«Здоровье- твоё богатство!»;

-фотоконкурс «Быть здоровым – это модно»

В результате работы по этому направлению могут быть сформированы следующие личностные качества

 Участие в командных видах спорта способствует развитию коммуникабельности и умению сообща решать сложные задачи. Настойчивость, выдержка и стремление к победе, а значит, и к достижению поставленной цели - важные черты, которые пригодятся человеку в обычной жизни.

12 слайд

В своём 3 «а» классе я проводила такие мероприятия: экскурсия по улицам города «Учимся переходить улицу»

13слайд

Викторина «Знатоки ПДД»

14 слайд

Участие в ежегодном слёте отрядов ЮИД «Безопасное колесо»

15 слайд

Участие в «Весёлых стартах»,призовое место.

16 слайд

Неоднократные занятия по ЗОЖ.

17 слайд

Турнир по игре в шашки и шахматы.

18 слайд

Встреча со спасателем МЧС, который рассказал о том, как сберечь свою жизнь в критических ситуациях.

19,20 слайды

Духовно-нравственное  направление.

 Цель данного направления-воспитание активной гражданской позиции и здорового патриотизма.

Какие формы организации возможны?

встречи с ветеранами ВОВ;

«Уроки мужества»;

конкурсы рисунков, плакатов;

тематические классные часы, митинги;

акция «Открытка ветерану»

чтение книг о войне, выполнение проектов.

Какие личностные качества могут быть сформированы?

Важнейшим духовным качеством личности является совесть, которая ориентирует ребёнка на идеалы гуманности и доброты, долга и чести.

Милосердие (милость сердца) означает готовность и способность человека творить добро, сострадать, сочувствовать, помогать нуждающемуся. 

21,22,23  слайды Митинг 9 мая, день памяти А.Захарова, открытый классный час «Моя героическая малая Родина»

24,25 слайды

Общекультурное направление- предполагает участие детей в общественно-полезной деятельности, экскурсии. Цель данного направления- формирование ценностного отношения к прекрасному, представление об эстетических идеалах и ценностях.

Какие формы организации возможны?

-организация экскурсий, путешествий по городам России;

-посещение, выставок, музеев, театров;

-конкурсы, викторины, праздники;

- выставки рисунков и творческих работ;

 -проектная деятельность.

Путешествия, посещение музеев и театров – это расширение культурного кругозора, воспитание в духе патриотизма, высокой морали

Культурный, творческий человек способен чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит быть– ответственным за себя и окружающий мир.

26-32 слайды ( примеры)

33,34 слайд

Общеинтеллектуальное - направлено на решение задачи обеспечения всеобщей информационной грамотности учащихся; формирует способность к эффективному нестандартному мышлению, которую дети переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем. Цель данного направления- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Какие формы организации возможны?

-предметные недели;

-библиотечные уроки;

-олимпиады и конференции;

-деловые и ролевые игры;

-тренинги;

-игра «Поле чудес»

Какие личностные качества могут быть сформированы?

-эрудированность;

-умение аргументировать и отстаивать свои решения;

-умение использовать необходимую научную литературу, справочные -материалы и нормативные документы;

-честность, добросовестность, инициативность и исполнительность.

35, 36 слайды (Пресс- конференция «Мы первыми к звёздам дорогу открыли», награды

37, 38 слайды

Социальное - предполагает обучение детей навыкам планирования деятельности, самостоятельной работы (самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в соответствии с поставленной задачей), развитие навыков работы в группе, развитие творческого мышления;

Какие формы организации возможны?

-проведение субботников;

-работа агитбригад;

-акции: «Книжкина больница», «Цветок –родной школе», «Спаси дерево», «Помоги птицам» , «Ромашка» по ПДД; «Голубь мира»;

-конкурс  рисунков на асфальте «Мир глазами детей»;

-помощь престарелым и приютам для животных;

-социальные проекты.

Какие личностные качества могут быть сформированы? 

Положительно относиться к труду, участвовать в творческом, созидательном процессе, воспитывать трудовую и экологическую культуры.

Стремиться к красоте, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья, чувствовать социальную ответственность за чистоту в городе.

39-41 слайды

 Кл.час «Мусорное дело», уборка школьной территории, мастер класс в пицерии.

Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с интересом включаются в активную внеурочную деятельность. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Большинство занятий проходят  с игровым действием. Дети большие фантазеры, они легко переходят грань реальности. Ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, развивают самостоятельность.

    Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и личностных результатов.

     

Дополнительное образование и внеурочная деятельность позволяет  учащимся учиться анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. помогают сформировать учебную мотивацию, создают дополнительные условия для развития учащихся,

позволяют обеспечить благоприятную адаптацию учащихся в школе,

способствуют расширению образовательного пространства.

Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей

Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образ...

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...

Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде

laquo;Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний,которым она подвергается». Этим словам А.С. Макаренко почти 100 лет, но они не потерялиактуальности и в ...