Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей
статья (4 класс) на тему
Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образования в виде личностных, предметных и метапредметных – логично предложены и новые ресурсы их достижения. Один из них – внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 257.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей
Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образования в виде личностных, предметных и метапредметных – логично предложены и новые ресурсы их достижения. Один из них – внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (ФГОС).
Только в ходе уроков, ограниченных временными рамками и необходимостью освоения программного содержания не всегда возможно формировать и отслеживать развитие новых качеств личности, сформировать ценности, развивать коммуникативную компетентность и т.д. Внеурочная деятельность предусматривает продолжение достижения этих результатов, но в других формах и видах деятельности. Идея состояла в том – что уроки и внеурочная деятельность создадут единую образовательную среду, направленную на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Данные направления могут быть реализованы через организацию разнообразных видов деятельности (игровую, познавательную, досугово-развлекательную, спортивно-оздоровительную деятельность, художественное, социальное, техническое творчество и пр.) в различных формах. В их числе: художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования и может включать:
- план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам);
- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
- план воспитательных мероприятий и др. (2).
Организованная таким образом внеурочная деятельность выполняет укладо-образующие функции (аккумулируя в программах ценности, нормы, правила, традиции, ритуалы, события и праздники образовательной организации); является способом углубленного изучения школьных предметов (факультативы, научно-исследовательские кружки и лаборатории); позволяет за рамками учебных предметов осваивать различные жизненные и культурные навыки.
Самостоятельность образовательной организации в разработке плана, режим внеурочной деятельности; рабочих программ внеурочной деятельности позволяет выстроить внеурочную деятельность в соответствии с условиями, традициями образовательной организации, запросом участников образовательных отношений и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Особую значимость приобретает выбор линейного (на изучение программ установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) либо нелинейного (на изучение программ установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя) способа реализации программ внеурочной деятельности.
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. (2). Обобщим сказанное о внеурочной деятельности в таблице 1.
Таблица 1.
Внеурочной деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ | |
Основные направления | Виды деятельности |
Духовно-нравственное Физкультурно-спортивное и оздоровительное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность |
Формы внеурочной деятельности и способ освоения программ | |
Линейный способ реализации программ | Нелинейный способ реализации программ |
художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы | сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. |
- план организации деятельности ученических сообществ - план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы - план работы по организации педагогической поддержки обучающихся - план воспитательных мероприятий и др. |
Вариативность в реализации программ внеурочной деятельности создает благоприятные условия для интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Нормативными документами предусмотрена возможность осуществления внеурочной деятельности совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Если внеурочная деятельность, призванная способствовать достижению планируемых результатов образования, в широком смысле слова имеет в основе задачи воспитания, а в узком смысле - мотивационно-ценностный аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений (Б.В. Куприянов), то дополнительное образование как самостоятельный вид образования для которого содержание самоценно и не регламентировано стандартами, включает ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития у него мотивации к познанию и творчеству: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (ст. 75, 273–ФЗ Об образовании в РФ).
Для дополнительного образования освоение предметного содержания самоценно (эти занятия могут для воспитанника стать неким прообразом будущей профессии или жизненного хобби), а для внеурочной деятельности предметность - «средственна», т. е. выступает всего лишь средством для решения качественно иного круга педагогических задач.
Проиллюстрируем сказанное. Театром с учащимися можно заниматься как в рамках дополнительной образовательной программы, так и в системе внеурочной деятельности. Различия состоят в целях, акцентах при отборе содержания, форм и способах организации занятий. Конечно, есть то общее, что объединяет по-разному позиционированные школьные театры - эмоциональное и коммуникативное развитие воспитанника, общекультурное просвещение, содействие раскрепощению.
Дополнительное образование детей позиционируется сегодня как открытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие; вариативное образование, способное соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и их индивидуальным особенностям на основе вариативности программ, видов деятельности, режима, форм освоения программ, наличия индивидуальных образовательных маршрутов; как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме. Эти характеристики определяют возможности дополнительного образования детей как пространства воспитания, социализации и самореализации личности ребенка и его миссию – «…развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства»
Дополнительное образование строится на идеях персонализации и открытости; практико-деятельностной основы образовательного процесса.
Персонализация дополнительного образования есть системное качество, обеспечивающее «персональное жизнетворчество обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний» (Концепция развития ДОД).
Персонализация дополнительного образования предполагает:
• добровольный выбор в соответствии со склонностями и ценностями: вариативных развивающих образовательных программах; режима и темпа их освоения; индивидуальных образовательных траекторий; педагога дополнительного образования; систему оценки образовательных результатов;
• создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные знания и навыки;
• учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка;
• право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций.
Ведущим условием жизнетворчества становится ценностно-смысловая сфера ребенка. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие личности» определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
Осуществление духовно-нравственного развития обучающихся в рамках каждой дополнительной развивающей программы становится важным фактором, обеспечивающим осознанный и самостоятельный выбор обучающимися индивидуального образовательного маршрута в пространстве дополнительного образования.
Создание конкретного персонального продукта в процессе дополнительного образования предполагает осуществление проектной деятельности детей и развитие у них универсальных учебных действий. Следует отметить, что проектная деятельность способствует интеграции общего и дополнительного образования.
Персонализация дополнительного образования в аспекте учета индивидуально-личностных особенностей детей обращает внимание на обеспечение доступности дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями (как одаренных, так и с ограниченными возможностями здоровья).
Открытость дополнительного образования - качество, характеризующее дополнительное образование как пространство, нацеленное на развитие взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие.
Концепция развития системы дополнительного образования конкретизирует принцип открытости и указывает на три возможные аспекта его реализации в рамках системы дополнительного образования:
- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
- благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе, развитие волонтерства и социального предпринимательства (3).
Открытость дополнительного образования таким образом предполагает разнообразное социальное партнерство и сетевое взаимодействие, способствующее обновлению содержания и технологий дополнительного образования, ранней предпрофессиональной подготовке обучающихся, решению актуальных проблем социализации. Обобщенно представим возможности дополнительного образования как средства личностного развития обучающихся в Таблице 2.
Таблица 2
Дополнительное образование детей | |
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2, 273-ФЗ) |
|
Самоактуализация и самореализация, мотивация к познанию, творчеству, труду, спорту, опыт продуктивной деятельности, социально-профессиональное самоопределение, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-793403-1464082011.jpg)
««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»
Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие». Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...
Выступление на ШМО «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностного результата»
В моём выступлении рассказывается как в ходе внеурочной деятельности добится развития личностных результатов у учащихся, какие направления и формы организации можно использовать. Прилагается презентац...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-780359-1704876110.jpg)
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-684159-1444419710.jpg)
Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде
laquo;Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний,которым она подвергается». Этим словам А.С. Макаренко почти 100 лет, но они не потерялиактуальности и в ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/14/picture-1461914-1678793672.jpg)
выпускная квалификационная работа"Рекламная деятельность учреждения дополнительного образования детей"
выпускная квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/07/picture-955208-1615104790.jpg)
Рабочие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования
Программы дополнтельного образования...