Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей
статья (4 класс) на тему

Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образования в виде личностных, предметных и метапредметных – логично предложены и новые ресурсы их достижения. Один из них – внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (ФГОС).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx257.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей

Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образования в виде личностных, предметных и метапредметных – логично предложены и новые ресурсы их достижения. Один из них – внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (ФГОС).

Только в ходе уроков, ограниченных временными рамками и необходимостью освоения программного содержания не всегда возможно формировать и отслеживать развитие новых качеств личности, сформировать ценности, развивать коммуникативную компетентность и т.д. Внеурочная деятельность предусматривает продолжение достижения этих результатов, но в других формах и видах деятельности. Идея состояла в том – что уроки и внеурочная деятельность создадут единую образовательную среду, направленную на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

 Данные направления могут быть реализованы через организацию разнообразных видов деятельности (игровую, познавательную, досугово-развлекательную, спортивно-оздоровительную деятельность, художественное, социальное, техническое творчество и пр.) в различных формах.  В их числе: художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества,  школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования и может включать:

- план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;

- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам);

- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

- план воспитательных мероприятий и др. (2).

Организованная таким образом внеурочная деятельность выполняет укладо-образующие функции (аккумулируя в программах ценности, нормы, правила, традиции, ритуалы, события и праздники образовательной организации); является способом углубленного изучения школьных предметов (факультативы, научно-исследовательские кружки и лаборатории); позволяет за рамками учебных предметов осваивать различные жизненные и культурные навыки.

 Самостоятельность образовательной организации в разработке плана, режим внеурочной деятельности; рабочих программ внеурочной деятельности позволяет выстроить внеурочную деятельность в соответствии с условиями, традициями образовательной организации, запросом участников образовательных отношений и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Особую значимость приобретает выбор линейного (на изучение программ установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) либо нелинейного (на изучение программ установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя) способа реализации программ внеурочной деятельности.

Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы и т.д.

Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. (2). Обобщим сказанное о внеурочной деятельности в таблице 1.

Таблица 1.

Внеурочной деятельность -  образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ

Основные направления

Виды деятельности

Духовно-нравственное

Физкультурно-спортивное и оздоровительное

 Социальное

 Общеинтеллектуальное

 Общекультурное

Игровая

 Познавательная

 Проблемно-ценностное общение

 Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

 Художественное творчество

 Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

 Техническое творчество

 Трудовая (производственная) деятельность

 Спортивно-оздоровительная деятельность

 Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности и способ освоения программ

Линейный способ реализации программ

Нелинейный способ реализации программ

художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы

сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

- план организации деятельности ученических сообществ

- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы

- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся

- план воспитательных мероприятий и др.

 

Вариативность в реализации программ внеурочной деятельности создает благоприятные условия для интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Нормативными документами предусмотрена возможность осуществления внеурочной деятельности совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Если внеурочная деятельность, призванная способствовать достижению планируемых результатов образования, в широком смысле слова имеет в основе задачи воспитания, а в узком смысле - мотивационно-ценностный аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений (Б.В. Куприянов), то дополнительное образование как самостоятельный вид образования для которого содержание самоценно и не регламентировано стандартами, включает ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития у него мотивации к познанию и творчеству:  «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (ст. 75, 273–ФЗ Об образовании в РФ).

Для дополнительного образования освоение предметного содержания самоценно (эти занятия могут для воспитанника стать неким прообразом будущей профессии или жизненного хобби), а для внеурочной деятельности предметность - «средственна», т. е. выступает всего лишь средством для решения качественно иного круга педагогических задач.

Проиллюстрируем сказанное. Театром с учащимися можно заниматься как в рамках дополнительной образовательной программы, так и в системе внеурочной деятельности. Различия состоят в целях, акцентах при отборе содержания, форм и способах организации занятий. Конечно, есть то общее, что объединяет по-разному позиционированные школьные театры - эмоциональное и коммуникативное развитие воспитанника, общекультурное просвещение, содействие раскрепощению.

  Дополнительное образование детей позиционируется сегодня как открытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие; вариативное образование, способное соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и их индивидуальным особенностям на основе вариативности программ, видов деятельности, режима, форм освоения программ, наличия индивидуальных образовательных маршрутов; как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме.  Эти характеристики определяют возможности дополнительного образования детей как пространства воспитания, социализации и самореализации личности ребенка и его миссию – «…развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства»

 Дополнительное образование строится на идеях персонализации и открытости; практико-деятельностной основы образовательного процесса.

Персонализация дополнительного образования есть системное качество, обеспечивающее «персональное жизнетворчество обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний» (Концепция развития ДОД).

Персонализация дополнительного образования предполагает:

•         добровольный выбор в соответствии со склонностями и ценностями: вариативных развивающих образовательных программах; режима и темпа их освоения; индивидуальных образовательных траекторий; педагога дополнительного образования; систему оценки образовательных результатов;

•        создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные знания и навыки;

•         учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка;

•         право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций.

Ведущим условием жизнетворчества становится ценностно-смысловая сфера ребенка. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие личности» определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Осуществление духовно-нравственного развития обучающихся в рамках каждой дополнительной развивающей программы становится важным фактором, обеспечивающим осознанный и самостоятельный выбор обучающимися индивидуального образовательного маршрута в пространстве дополнительного образования.

Создание конкретного персонального продукта в процессе дополнительного образования предполагает осуществление проектной деятельности детей и развитие у них универсальных учебных действий.  Следует отметить, что проектная деятельность способствует интеграции общего и дополнительного образования.

Персонализация дополнительного образования в аспекте учета индивидуально-личностных особенностей детей обращает внимание на обеспечение доступности дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями (как одаренных, так и с ограниченными возможностями здоровья).

Открытость дополнительного образования - качество, характеризующее дополнительное образование как пространство, нацеленное на развитие взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие.

Концепция развития системы дополнительного образования конкретизирует принцип открытости и указывает на три возможные аспекта его реализации в рамках системы дополнительного образования:

  • нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
  • возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
  • благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе, развитие волонтерства и социального предпринимательства (3).

Открытость дополнительного образования таким образом предполагает разнообразное социальное партнерство и сетевое взаимодействие, способствующее обновлению содержания и технологий дополнительного образования, ранней предпрофессиональной подготовке обучающихся, решению актуальных проблем социализации. Обобщенно представим возможности дополнительного образования как средства личностного развития обучающихся в Таблице 2.

Таблица 2

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2, 273-ФЗ)

  • Персональное образование
  • Открытое образование
  • Вариативное образование
  • Практико-ориентированное и продуктивное образование
  • Пространство выбора для определения цели и стратегии индивидуального развития
  • Сфера личностного и профессионального самоопределения
  • Инновационная площадка для отработки образовательных моделей и технологий будущего (3)

Самоактуализация и самореализация, мотивация к познанию, творчеству, труду, спорту, опыт продуктивной деятельности, социально-профессиональное самоопределение, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

Выступление на ШМО «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностного результата»

В моём выступлении рассказывается как в ходе внеурочной деятельности добится развития личностных результатов у учащихся, какие направления и формы организации можно использовать. Прилагается презентац...

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...

Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде

laquo;Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний,которым она подвергается». Этим словам А.С. Макаренко почти 100 лет, но они не потерялиактуальности и в ...