Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
методическая разработка

Селезнёва Оксана Владимировна

"Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников"

                                        (исследовательская работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_na_tem1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»

              Введение.

Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.
Чтение — одно из средств
усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, формируемое на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа.                                                                                                                                 Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов .Особое место в ряду указанных направлений занимает изучение проблемы взаимодействия структуры чтения, его техники и понимания читаемого. Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителе

Актуальность исследования. Формирование и совершенствование качеств чтения — это одна из основных задач учителя начальных классов. И эта задача является чрезвычайно важной, потому что чтение занимает значительное место в образовании, развитии и воспитании младшего школьника. Благодаря сформированному качеству чтения учащиеся обеспечивают себе комплекс умений и навыков, который в дальнейшем применяется ими при изучении всех школьных учебных дисциплин. Ребенок овладевший качеством чтения получает опору для формирования речи и мыслительных способностей, овладевает знаниями окружающего его мира. Чтение обогащает словарный запас, дает возможность для формирования и глубокого содержания культуры речи. Младший школьник, хорошо овладевший качеством чтения, получает возможность успешно учиться по всем другим предметам.                                                                                         Согласно, положениям ФГОС НОО, учащиеся начальной школы должны: понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознавать значимость чтения для личного развития, формировать представление о мире, российской истории и культуре, понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализом и преобразованием художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.                                                                                              

Объектом исследования – является скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения.

Предмет исследования : процесс формирования читательских умений.

Гипотеза исследования: уровень  сформированности навыков качества чтения  младших школьников повысится, если:                                                                   - уточнена сущностная характеристика понятия «навык чтения» (компоненты) ;                                                                                                                        - учитываются возрастные особенности младших школьников по восприятию графической формы слова и пониманию прочитанного;                                       - разработана и внедрена система умений по формированию навыков качества чтения младших школьников.

Задачи исследования:                                                                                                                  - изучить основные теоретические подходы к проблеме формирования качеств чтения у младших школьников;                                                                               -   разработать, апробировать и внедрить систему умений , способствующую развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.;                                                      -  провести исследование уровня сформированности умений через навыки качества чтения в классе;                                                                                                                  -разработать методические рекомендации  по эффективной организации процесса формирования навыков качества чтения младших школьников.

    Методы исследования:                                                                                                          - Методы теоретического исследования: изучение, анализ отбор и систематизация психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ учебно-методического комплекса и других нормативных документов;                                                                                                                                         - индивидуальная работа с учениками во время урока литературного чтения;                         - методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ, обобщение педагогического опыта.

Теоретическая значимость состоит в том, что проанализирован, обобщен и комплекстизирован материал по проблеме формирования качеств чтения.

 Практическая значимость заключается в определении эффективных методов и приемов формирования качеств чтения у младших школьников.

 Основная часть исследовательской работы                                                             Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание  прочитанного текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов . Это темп – определённая, посильная и необременительная для определённого возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом, правильностью и  выразительностью чтения. 

Формирование навыков чтения                                                                                         В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:                                 1. Восприятие данных слов.                                                                                                           3. Оценка прочитанного.                                                                                                                                 2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.           

Среди всех общеучебных умений и навыков  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения, осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста, владение  разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям,  должна сформировать начальная школа.  Эффективные упражнения  по формированию  беглого и качественного  чтения: 

  1. Чтение с заданием: найти в тексте заданную букву. /Приучает к внимательному чтению/.
  2. Хоровое чтение. /Раскрепощение, отсутствие боязни прочитать хуже других /.
  3. Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. /Развивает внимание, зоркость при чтении/.
  4. Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. /Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д./.
  5. Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
  6. Чтение слов столбиками. /Как можно больше за 1 минуту/.
  7. Жужжащее чтение. /5 минут в начале каждого урока/.
  8. Выбор слов из текста по заданию. /Например: найти слово в котором 3 слога и т.д./.
  9. Чтение со взрослым/развивает орфографическую зоркость. Учитель читает вслух, дети следят по тексту. Учитель специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова  и т.д. Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку/
  10. Найти в тексте половину слова. /Например: лесной, удочка, речушка и т.д./.
  11. Найти в тексте нужную строку. /Вертикальное движение глаз по странице/.
  12. Постепенное наращивание слов. /Например: лес, лесник, лесовичок/.
  13. Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты. /Например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д./.
  14. Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями. /про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.

Согласно вышесказанному, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два главных компонента:

- Верное, быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи меж их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, — с иной;                                                                                                 - сознание текста (извлечение его замысла, значения).

Этапы формирования навыка чтения                                                    

1.Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе форм 

2.Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.

3.Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.

Пять основных условий, которых стоит придерживаться при переходе с аналитического этапа к этапу автоматизации:

- Упражнения в чтении должны быть ежедневными;

- отбор текстов для чтения ни в коем случае не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических, возрастных особенностей младших школьников и литературных особенностей текстов;

- учителем должна вестись комплекстическая регулярная работа по предупреждению ошибочного чтения;

- должна быть использована  целесообразная комплекс исправления допущенных ошибок при чтении;

- должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько этапов: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи) и чтение про себя.

Работа над правильностью и беглостью чтения.                                                           Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:                                                                                                                       1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;                                                                                                  2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава: 

  • пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
  • перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
  • вставка произвольных элементов в единицы чтения; – замена одних единиц чтения другими.

2. Наличие повторов.

  • Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется.

3. Нарушение норм литературного произношения.                                                                             Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение                                            2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:                                            3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения

Немалое место в становлении качества чтения играет желание младших школьников читать, делать выводы, умозаключения по прочитанному. На научном языке это желание называется — мотивация. Учитель, школа, семья должны помочь раскрыть ребенку волшебный мир книги, поддерживая и стимулируя его желание, не забывая подбадривать, поощрять ребенка. Любая позитивная оценка в адрес юного читателя увеличивает желание читать, стимулирует познавательный интерес.

Заключение                                                                                                                    Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.                                                                          Правильно организованные педагогические условия чтения включают в себя творчество, воображение и труд читателя: читая, ребенок реагирует на мотивы главных героев, дает оценку их поступкам, ассоциирует со своими действиями и поступками, проектирует их в собственном воображении, принимая, участие в сотворчестве.                                                              Соприкасаясь с поэзией стихотворцев и творчеством писателей, приобщаясь к большим творениям, дети обучаются любви и пониманию. А любовь к книги — это начало формирования личных литературных возможностей .