эффективные практики обучения детей с ОВЗ
статья

Шишова Елена Витальевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст доклада39.5 КБ
Office presentation icon пезентация к докладу1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Красносельского района по теме: 

«Эффективные практики обучения детей с ОВЗ»

Автор: учитель начальных классов

МКОУ «Красносельская средняя школа»

Шишова Е.В.

    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. (Слайд №2)

    Так в нашу школу вошло инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

 (Слайд№3)

   Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

   В ходе такой организации образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

    В процессе реализации права на образование детей с ОВЗ инклюзию стали подменять сегрегацией и интеграцией. (Слайд№4)

  Сегрегация возникает, когда образование учеников с особенностями происходит в изолированных учреждениях .

  Интеграция – это процесс, в котором людей с особенностями помещают в неадаптированную и уже существующую образовательную среду .

    Инклюзия же включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса.  (Слайд№5)

Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

Дети, которые ранее обучались в специальных школах идут к нам.

В моём классе обучались 2 ребёнка с умственной отсталостью, 4 ребёнка в ЗПР.

Для детей с умственной отсталостью разрабатывается специальная программа на основе программы для коррекционных школ, календарно-тематическое планирование на основе учебного плана для детей с таким диагнозом.

Для учащихся с ЗПР разрабатывается адаптированная программа с учетом коррекционной работы по предметам.

Для успешной реализации программ я разрабатывала уроки как в малокомплектной школе. Для детей с ОВЗ писала карточки с заданиями, которые они выполняли самостоятельно .Для этого предлагала и учила пользоваться карточками-опорами. Новые темы давала, когда основная группа учеников выполняла самостоятельную работу. Облегчали работу тетради с печатной основой для коррекционных школ.  Они содержат много наглядного материала, есть возможность выбирать задания с разным уровнем сложности, есть упражнения на развитие способностей.

Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности  внутри группы устраивала соревнование: кто быстрее, правильнее выполнит задание.

Для развития навыков контроля и самоконтроля предлагала проверить работу другого ученика, найти ошибки в своей работе.

Дети с ЗПР занимаются по учебному плану нормотипичных детей. При работе с ними важен индивидуальный подход. Для стимуляции учебно-познавательной деятельности важно создать ситуацию успеха. Для этого использовала приёмы адаптации учебного материала:( Слайд№,6,7,8,9)

1. Упрощение инструкции к заданию, включающее— разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

— замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

— дублирование устных инструкций письменными.

2. Индивидуализацию стимульных материалов

3. Дополнительную визуализацию, позволяющую лучше понять содержание задания

4. Минимизацию двойных требований.

5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.

6. Упрощение содержания задания .

Важно помнить о принципах использования адаптированных учебных заданий:

1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.

2. Степень адаптации заданий должна постепенно сводиться к минимуму.         3. Адаптация задания преимущественно распространяется на уровень сложности и/или его объем.

Если с детьми с умственной отсталостью и ЗПР мы работали и раньше, ведь не все родители соглашались на ПМПК, то сейчас в школу приходят дети с диагнозом расстройство аутистического спектра. В нашей школе уже 3 ребёнка с таким диагнозом. Этим детям необходимо реформировать среду под их особенности, в противном случае мы получим нежелательное поведение, при котором ребёнок может нанести вред как себе, так и окружающим.

В прошлом году я по приглашению фонда для аутистов «Открыть мир» , которым руководит Анна Добрецова, работала в лагере с такими детьми. Специалисты работают по американским методикам, эффективность которых признана во всём мире. В том ,что они работают я убедилась, наблюдая за девочкой, которая у нас проучилась год и за мальчиком, которому предстояло учиться.

Возможно и к вам придут дети с таким диагнозом. (Слайд№10)

В России, по словам профессора медицины А. Ю. Ржецкого, аутистов  в возрасте от 2-х до 16 лет более 300000 человек.

Министр образования Д.В. Ливанов на международной конференции « Аутизм: выбор маршрута» в июне 2014 года озвучил цифру в 7,5 тыс., но это только число официально зарегистрированных случаев при том,  что учет статистических данных ведут далеко не все регионы России.

Может быть и в вашем классе есть или были дети с легкой степенью РАС.(Слайд№ 11)

Я немного остановлюсь на 8 способах поддержки детей с РАС, некоторые я использовала и в работе с  детьми в классе.( Слайд№12)

1. Рутины — последовательность действий, которые выполняются каждый раз одинаково. Это успокаивает людей и придаёт уверенность. Наша задача установить значимые и полезные рутины.

(Слайд№,13,14,15,16,17 ,18)

2. Визуальная поддержка помогает воспринимать информацию через визуальный канал, что может быть более эффективно. Её можно разделить на 3 группы:

1). Визуальные границы.

2).Визуальные расписания.

3).Визуальные подсказки.(стрелки, таймеры, календарь.)(Наглядность)

3.Функциональная коммуникация.( Слайд№,19,20,21)

4. Организация пространства. Это ограничение пространства с помощью мебели, верёвок, ковров, коробочек.(слайд№22)

5.Успокаивающие сенсорные ощущения. (Слайд№22,23) Слайд№24)

6.Подкрепления или поощрения. То , что происходит после проявленного поведения, может увеличить вероятность  повторения подобного поведения.(Жетоны)

7. Частичное участие.

8. Время на обработку информации. Люди с РАС нуждаются в более длительных периодах времени на обработку информации, поступающей в нервную систему, поэтому надо остановиться и подождать.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективные практики обучения детей с ОВЗ» Автор:учитель начальных классов МКОУ «Красносельская средняя школа» Шишова Е.В.

Слайд 2

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Пункт 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Слайд 3

Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе об образовании в РФ 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Слайд 4

Сегрегация возникает, когда образование учеников с особенностями происходит в изолированных учреждениях . Интеграция – это процесс, в котором людей с особенностями помещают в неадаптированную и уже существующую образовательную среду . Инклюзия же включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса.

Слайд 5

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования и самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

Слайд 6

1. Упрощение инструкции к заданию, включающее — разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; — замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать; — дублирование устных инструкций письменными.

Слайд 7

3. Дополнительная визуализация, позволяющая лучше понять содержание задания 2. Индивидуализация стимульных материалов

Слайд 8

5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. 4. Минимизация двойных требований. 6. Упрощение содержания задания .

Слайд 9

1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. 2. Степень адаптации заданий должна постепенно сводиться к минимуму. 3. Адаптация задания преимущественно распространяется на уровень сложности и/или его объем. Принципы использования адаптированных учебных заданий:

Слайд 10

В России, по словам профессора медицины А. Ю. Ржецкого, аутистов в возрасте от 2-х до 16 лет более 300000 человек. Министр образования Д.В. Ливанов на международной конференции « Аутизм: выбор маршрута» в июне 2014 года озвучил цифру в 7,5 тыс., но это только число официально зарегистрированных случаев при том, что учет статистических данных ведут далеко не все регионы России.

Слайд 12

1. Рутины — последовательность действий, которые выполняются каждый раз одинаково. Это успокаивает людей и придаёт уверенность. Наша задача установить значимые и полезные рутины.

Слайд 13

2. Визуальная поддержка помогает воспринимать информацию через визуальный канал, что может быть более эффективно. Её можно разделить на 3 группы: 1). Визуальные границы. 2).Визуальные расписания. 3).Визуальные подсказки (стрелки, таймеры, календарь).

Слайд 19

3.Функциональная коммуникация .

Слайд 22

4. Организация пространства. Это ограничение пространства с помощью мебели, верёвок, ковров, коробочек.

Слайд 23

5.Успокаивающие сенсорные ощущения.

Слайд 25

6. Подкрепления или поощрения. То , что происходит после проявленного поведения, может увеличить вероятность повторения подобного поведения. 7. Частичное участие. 8. Время на обработку информации. Люди с РАС нуждаются в более длительных периодах времени на обработку информации, поступающей в нервную систему, поэтому надо остановиться и подождать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурированный подход в логопедической практике при обучении детей с РАС

Цель программы:создание условий для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни людей с аутизмом и другими расстройствами сферы коммуникации....

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе...

Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью....

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...

семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»...

городской семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

городской семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»...

«Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

laquo;Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»...