Главные вкладки

    Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
    статья

    Корчагина Елена Вячеславовна

    С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

    С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

    Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

    Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Но обнаружить свои дарования и способности, развить их ему мешает неравенство возможностей. В связи с этим, основной задачей современной образовательной системы является предоставление ребенку возможности естественного и гармоничного существования в едином школьном пространстве со здоровыми детьми. В этом и заключаются основы и принципы широко внедряемого сейчас в школы инклюзивного образования.

    В организации учебного процесса для детей с ОВЗ обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.

    Что же получается на практике. В общеобразовательную школу попадают дети с ОВЗ, а работают с ними зачастую обыкновенные учителя, имеющие только образование «учитель начальных классов» и не владеющие методикой обучения «особых» детей, не знающие психологию, коррекционную педагогику, не владеющие приемами и методикой обучения таких детей. Очень часто им приходится действовать исходя из собственного педагогического опыта и чисто инстинктивно. Обучать таких детей в идеале должны учителя-дефектологи, в постоянном сотрудничестве с педагогами-психологами и учителями-логопедами, а также медицинскими работниками.

    Специфика многих современных школ такова, что зачастую практически в каждой школе есть такая категория детей с ОВЗ, как дети с ЗПР различного генеза, зачастую осложненная эмоционально-волевыми нарушениями, а также гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью нервной системы. И подход к данной категории детей должен быть особый, совершенно иной, чем к обычным детям. Очень часто учителю на уроке приходится быть и артистом, и врачом, и психологом, работая с данной категорией детей. Зачастую приходится полностью перестраивать весь заранее намеченный план урока, включать дополнительные паузы, минутки релаксации, и вообще сочинять на ходу.

    В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Большая часть их оказывается выключенной из образовательного процесса, получает образование значительно ниже своих возможностей или обучается индивидуально и не имеет возможности контактировать со сверстниками.  В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами.

    Всем учащимся с ОВЗ необходима коррекция, то есть, «вписывание» их в новые условия, адаптацию к школьной ситуации, освоению школьной среды. Не решив эту задачу, педагог не может впоследствии добиться продуктивной работы ребенка на занятиях, осмысленного усвоения им, учебных действий и навыков.

    Хотелось бы рассмотреть группы детей с ОВЗ, наиболее часто встречающиеся в школе и специфические методы и приемы работы с ними.

    1 группа – дети с ЗПР различного генеза.

    Приемы работы: занимательные формы работы: игра, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, загадок, проведение конкурсов, викторин; введение физминуток через каждые 15-20 минут урока; создание ситуации успеха на уроках; поэтапность преподнесения учебного материала; увеличение объема тренировочных упражнений; создание системы повторения пройденного материала; формирование учебных интересов; поэтапное предоставление инструкции ребенку, при выполнении какого-либо задания, т.е. дробление заданий на более простые составляющие; переключение с одного вида деятельности на другой. 

    2 группа – дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).

    Приемы работы: создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе; обеспечение постоянного места проведения уроков, четкое соблюдение единых требований к ребенку со стороны всех педагогических работников; четкое следование постоянно выработанному режиму дня ребенка как учителями, так и родителями; дозированное применение прямой вербальной инструкции и максимальное использование опосредованной организации ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка; оказание физической помощи ребенку в управлении своими руками, мелкой моторикой при выполнении различных заданий на уроках; применение физических разгрузок, пауз, физкультурных минуток и т.д.; максимальная опора на сенсорные анализаторы ребенка: по возможности работа в «сенсорной комнате» (при наличии ее в школе).

    3 группа – дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).

    Приемы работы: создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе; разнообразные логоритмические упражнения и различные речевые игры; формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения; расширение объема активного словаря учащихся, обогащение речевых впечатлений детей; мотивирование детей к общению, формирование потребности в общении, обучение общению со взрослыми и сверстниками; обучение навыкам грамотного, последовательного пересказа прочитанных текстов.

    4 группа – гиперактивные дети.

    Приемы работы: создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе; дополнительные индивидуальные задания, которые можно использовать в момент, когда ребенок устал; развитие творческих способностей, использование их потенциала на уроках общеобразовательного цикла; самостоятельная работа на уроке с дополнительными источниками информации (энциклопедии, справочники, словари); применение элементов арт-терапии на уроках общеобразовательного цикла (лепка, рисование, музыка); прослушивание спокойной, расслабляющей, успокаивающей музыки на уроках, в момент, когда ребенок возбужден; терпение и терпимость со стороны учителя, умение прощать.

    5 группа – дети-инвалиды.

    Приемы работы: создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе; отвлечение ребенка от ухода в болезнь; интересное, доступное, личностно -  и практико-ориентированное    содержание   уроков; активная смена видов деятельности; активация всех каналов восприятия: подкрепление рассказа просмотром видео, демонстрация наглядности; применение элементов лечебной физической культуры на уроках и переменах.

    Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

    Список литературы:

    1. 1. Балуева, Е. Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е. Б. Балуева – М.: Просвещение, 2000. – 121 с.
    2. 2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Спб.: Лань, 2008. – 384 с.
    3. 3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М.: Педагогика, 1985 – 45 с.
    4. 4. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – 3-е изд. –

    Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 569 с.

    1. 5. Основы специальной педагогики и психологии / под. ред. Трофимовой Н. М. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

    Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

    Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

    Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

    «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

        Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

    «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

    Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

    статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

    Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

    «ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

    Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необх...