Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
статья

Михайлова Ольга Витальевна

В данной статье описывается собственный опыт использования технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности как одно из условий модернизации образовательной среды.

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования. Одним из основных условий модернизации образовательной среды является изменение методов и технологий обучения на всех ступенях обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся.

В своей педагогической деятельности активно использую технологию

проектного обучения как основу формирования ключевых компетенций:

учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.

Проектная деятельность является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности учащихся в современном социуме. А также

включению учащихся в активный познавательный процесс. Работа в данном направлении строится с учетом комплекса задач:

1. Развитие потенциала личности учащихся, его интересов, потребностей.

2. Стимулирование интереса к учебной деятельности.

3. Развитие познавательных умений и навыков.

4. Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве.

5. Формирование умения интегрировать знания: применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

В своей практической деятельности технологию проектного обучения использую по следующим направлениям:

- урочная деятельность

- внеурочная деятельность

1. Урочная деятельность.

Важно заметить, что требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличается от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе это будут лишь элементы проектной деятельности. А для ребенка - это будет собственный проект. Как правило, учитель заранее предлагает учащимся темы проектов, инструктирует по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности.

Широкими возможностями для организации проектной деятельности обладают предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир». В рамках традиционных учебных занятий использую такие виды проектной деятельности как:

- поиск дополнительной литературы по заданной теме;

- подготовка сообщения по теме;

- проведение опыта, наблюдения;

- изготовление поделок: книги, рисунки, макеты, модели, сборники и т.д.

- подготовка компьютерной презентации

Классическими источниками информации для детей являются: энциклопедии, книги, видеофильмы, экскурсии, рассказы взрослых (беседы со специалистами в какой-то сфере деятельности) в том числе и во время специально организованных экскурсий, встреч; а также получение информации из источников Интернет.

Варианты проектов в рамках предмета «Литературное чтение» могут быть

самыми разнообразными. Приведу некоторые примеры:

- Создание сборника пословиц и поговорок

- Создание сборника загадок, стихов

- Сочинение собственных произведений малых жанров

- Сочинение собственных сказок

- Организация выставки книг по заданной теме

- Викторина по произведениям любимых писателей

Таким образом, учащиеся вовлечены в процесс обучения, а не являются лишь пассивными зрителями. Наиболее часто технология проектного обучения используется мной на уроках окружающего мира. Данный курс включает в себя большое количество экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность. Кроме того, он предусматривает работу с различными источниками информации.

2. Внеурочная деятельность.

Внеурочная проектная деятельность, как правило, выходит за рамки изучаемого программного материала. Здесь работа ведется в двух направлениях:

1. Работа над исследовательскими проектами.

2. Участие в региональных, международных телекоммуникационных проектах.

При работе над проектом учащиеся самостоятельно выбирают тему исследования, собирают материалы по данной теме, оформляют полученные результаты. Учитель инструктирует учащихся по ходу выполнения работы. При работе над проектом учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Примером алгоритма является разработанная памятка начинающему исследователю.

«Памятка начинающему исследователю».

1. Выбери тему исследования.

2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

3. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

4. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

5. Сделай выводы.

6. Оформи результат своей работы.

7. Подготовь краткое выступление по представлению своего

исследования.

Работа над проектом носит как индивидуальный, так и групповой характер.

В активную познавательную деятельность были вовлечены ученики моего

класса при работе над проектом школьного уровня по теме «Родной город –

Екатеринбург». Учащимися был собран огромный материал о Екатеринбурге:

государственной символике, исторических личностях, исторических памятниках, административных зданиях, знаменитых земляках и т.д. Результаты работы оформляются в виде альбомов, фотоальбомов, рефератов, раскладушек, компьютерных презентаций.

Основной формой презентаций достижений учащихся в проектной деятельности является конференция по защите исследовательских проектов школьного, а впоследствии районного и городского уровней. Особое место в проектной деятельности занимают телекоммуникационные проекты различного уровня.

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно –познавательная творческая исследовательская деятельность учащихся –партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Применение технологии проектного обучения положительно сказывается на результативности учебной деятельности, повышении интеллектуального уровня учащихся, развитии коммуникативных и познавательных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1 Пассив...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

          С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...

Использование технологии «Проектное обучение» во внеурочной деятельности в группе продлённого дня

Данная работа может представлять интерес для учителей   начальных классов, воспитателей ГПД, как пример применения педагогической технологии «Проектное обучение» на уроках и во в...