Использование технологии «Проектное обучение» во внеурочной деятельности в группе продлённого дня
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данная работа может представлять интерес для учителей   начальных классов, воспитателей ГПД, как пример применения педагогической технологии «Проектное обучение» на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_obuchenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Наталья Петровна Николаева,

учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня ГБОУ школы №667  Невского района Санкт-Петербурга

Использование технологии «Проектное обучение» во внеурочной деятельности в группе продлённого дня

1. Краткая аннотация: данная работа может представлять интерес для учителей   начальных классов, воспитателей ГПД, как пример применения педагогической технологии «Проектное обучение» на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности на основе новых требований к компетентности педагога в условиях введения ФГОС

2.3. Заключение

3. Список использованных источников и литературы

4. Приложение

2.1. Введение

        Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль педагогических технологий  в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.          

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

        Среди приоритетных технологий выделяются следующие:

- различные виды учебных занятий, где можно реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровнего подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

- игровые технологии;

- коллективного обучения;

- проектного обучение и др.

        В своей работе по обобщению педагогического опыта хочу осветить  использование мной педагогической технологии «Проектное обучение» на уроках и внеурочной деятельности учебного предмета «Окружающий мир» и полученные результаты.

2.2. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности на основе новых требований к компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Окружающий мир в школе осваивается детьми через познавательную деятельность, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать познавательную активность, разнообразные способности и интерес учащихся. Этому же способствует проектная деятельность на уроках и во внеурочной  деятельности. Применение проектных пед. технологий на уроках и внеурочных занятиях «Мир моих открытий» позволяет мне реализовать общеучебные задачи, а также делает их интересными, увлекательными, помогает поддерживать психологический комфорт и дружескую атмосферу взаимодействия.

        Творческие проекты моих учеников носят не только художественный характер, а являются интегрированными (краеведение и изо, экология и технология, история и изо).

        Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: - с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применения знания из различных областей науки, техники, искусства. У ребенка есть право выбора первого шага, цели и хода проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

        Цель проектной деятельности – получение такого результата, который как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что конечный продукт проекта имеет практическое применение. Очень важно, что полученные знания моих обучающихся используется для оформления школьных интерьеров (кабинетов, рекреаций). Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное «Я» через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Проектная деятельность формирует у учащихся «надпредметные» умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество), то есть способствует реализации компетентностного  подхода.

        Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и на всегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.  Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникла потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее пространство (через такие приемы,  как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных, с точки зрения общепринятых канонов детских работ). Дети должны удивляться и восхищаться, ведь эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру. Научить ребенка  - это помочь смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

        В процессе творческой проектной деятельности дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства гражданина России.

        В практике работы я с успехом использую мини-проекты, продолжительность которых один или два урока, так и продолжительные по времени проекты, реализуемые в течение четверти. Последние, как правило, выступают неотъемлемой частью внеурочной деятельности.

        Примерами продуктивной реализации педтехнологии проектного обучения на уроках могут стать:

- проект по теме: «Зимний сад» во 2 классе. Учащимся предлагается выяснить, какие комнатные растения можно сочетать между собой в одном помещении. Установить значение терминов по имеющейся информации, формируется проблема: как сделать так, чтобы отличить образовательное учреждение, в котором обучаются школьники от других школ?  Таким образом, выясняется, что каждая школа может иметь собственную атрибутику, отражающую концептуально важные идеи и принципы учебного заведения. В ходе изучения у обучающихся формируется представление о комнатных растениях,  не только как о ботанических объектах, но и,  как о составной части интерьера помещений.  Решая проектную задачу, учащиеся осуществляют целеполагание, поисковую деятельность, планирование, творческое оформление продукта проектирования, оценивают полученные результаты. Учащиеся представляют проекты зимнего сада для дома, школы, детского сада. Лучшие работы реализовались в оформлении рекреаций начальной школы.  (фото 1,2)

- По теме «Красная книга Ленинградской области» учащиеся в группах создают альбомы с редкими и исчезающими животными и растениями Ленинградской области. Эти альбомы используются на уроках в других классах.

- Групповой долгосрочный проект в рамках внеурочной деятельности во 2 классе, продолжительностью в четверть «Все начинается с тебя» является практическим погружением в изучаемую на уроках тему «Экология». Цель проекта: создать условия для формирования экологической грамотности обучающихся. Продуктами этого проекта стали: памятки (адреса пунктов приема опасных отходов); выставка работ, выполненных их различного мусора «Красота из простых вещей»; съемка и показ эко-ролика. (фото 3,4)

Работа над этими проектами будет продолжена и в следующих классах, но уже на более высоком уровне.

Те классы, которые, я выпускаю из начальной школы, продолжают наши проекты, но уже в качестве волонтеров (вожатых) для малышей, один из девизов волонтерского отряда «Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше» в рамках проекта «Мы за здоровый образ жизни». Волонтеры проводят занятия, подвижные перемены, экскурсии и походы. (фото 5,6,7)

2.3 Заключение

        В результате использования метода проектов на уроках окружающего мира я убедилась, что проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько следующих моментов.

Учитель:

- организует познавательную, исследовательскую деятельность своих учеников;

- создает условия для расширения познавательных интересов детей;

- оказывает консультативную помощь;

- помогает ученикам в поиске нужных источников;

- поощряет и вдохновляет учеников;

        На всех этапах выполнения проекта педагог выступает в роли помощника и консультанта, а акцент обучения делается не на содержании обучения, а на процессе добывания и применения знаний.

        Работая над созданием проектов, школьники учатся работать с информацией, размещенной в сети Интернет. Участвуют в деятельности, способствующих развитию навыков работы в команде, проявляют лидерские, организационные способности, раскрывают творческий потенциал, инициативность.

        Проектная деятельность помогает развивать креативные способности, ценностные ориентиры учащихся. Выйдя из стен школы, ребята смогут применить полученные знания, даже если не будут связывать свою жизнь с профессией дизайнера, инженера, декоратора, художника. Опыт применения проектной деятельности показывает, что творческие способности присущи любому человеку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Такая современная педтехнология, как проектная деятельность, помогает учащимся подняться на новую ступень в развитии познавательных, регулятивных действий, личной культуры, коммуникативных способностей, что и является повышением качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Внеурочная деятельность в группе продлённого дня.

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной прграммы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. О...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности

В данной статье описывается собственный опыт использования технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности....

Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

          С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...