Как помочь ребенку научиться писать красиво
методическая разработка (1 класс)

Из опыта работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_nauchitsya_pisat_krasivo.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Как помочь ребенку научиться писать красиво.

Цель: показать значимость каллиграфического письма для успешного обучения, познакомить с правилами письма и приемами развития каллиграфии.

Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в значительной мере зависит от уровня развития мышления ребенка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия.
       Некоторые педагоги считают, что каллиграфия перегружает ребенка. Мол, сейчас, в век тотальной компьютеризации, умение красиво писать никому не нужно. Противники этой точки зрения утверждают: умение красиво писать – почти синоним образованности.

Красивое письмо – это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формирование мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Почему детям так трудно писать красиво?

Приложение 1

(слайд 2)

Правильно держать ручку и ровно вести ее по линеечке, соблюдая наклон, высоту и степень нажима школьнику очень трудно. Чтобы почувствовать напряжение, которое испытывает ребенок, попробуйте пописать левой рукой (если вы правша). Вряд ли у вас сразу получиться писать аккуратно и красиво. Но трудности письма связаны не только с тем, что этот вид работы непривычен для детской руки. Дело в том, что для занятия письмом должны быть готовы и мелкие мышцы, отвечающие за развитие мелкой моторики. Безусловно, эти мышцы можно и необходимо тренировать с помощью известных всем детям занятий творчеством (лепкой, рисованием, бумагопластикой, плетением и так далее).

Другая причина трудностей письма связана с несформированностью звукобуквенного образа не только буквы, но и слова. Ребенок должен не только слышать, как правильно произносится слово, но и понимать, что оно обозначает. Это слово должно войти в его активный словарный запас. Если ребенок плохо пишет, проверьте, знает ли он, как пишется буква, какой звук она обозначает. Нарушения письменной речи может быть связано с отсутствием у ребенка фонематического слуха. В этом случае вам потребуется помощь логопеда.

Кому умение красиво писать дается легко, а кому трудно?

(слайд 3)

Писать письменными буквами ребенку очень тяжело. Недаром обучение письму считается трудным предметом. Легко и быстро научится писать тот ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика. И очень трудно тем детям, которые до школы не лепили, не рисовали и т.д. Дети с плохой каллиграфией есть в каждом классе.

К «группе риска» можно отнести леворуких, медлительных и гиперактивных детей. Еще трудно приходится тем, у кого проблемы с самооценкой (я и так хорош).

От 20 до 60% учащихся начальной школы имеют трудности формирования навыков чтения и письма, а у значительной части детей они сохраняются и при переходе в основную школу.

На уроках письма нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За первые 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементов. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому им трудно первое время при письме. Между тем процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
     Так что все-таки стоит ребенка научить красиво писать хотя бы потому, что каллиграфические навыки развивают мелкую моторику, и это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Но целью занятий каллиграфией является формирование не только графически правильного, четкого письма, но и достаточно скорого письма.

 Очень трудно научить ребенка писать красиво, четко, разборчиво, быстро, но еще трудней исправлять неправильный почерк.  Поэтому чем раньше Вы начнете помогать ребенку, тем лучше. В формировании навыка выделяются 3 основных этапа: (слайд 4)

  1. Аналитический, главная задача которого  - вычленение отдельных элементов действия и овладение ими. Развитие у детей способности понять и различать элементы букв, соотношение частей. Понимания того, как располагаются эти элементы на строке, как и в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить – очень важный шаг в обучении.
  2. Синтетический – этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  3. Выработка автоматизма – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементарной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизма является быстрота, плавность, легкость.

Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное – это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно, без упражнений и повторения сформировать навык нельзя. Но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на последнем этапе формирования навыка, когда навык сформирован и нужна отработка автоматизма.                 Первые же 2 этапа формирования навыка – это осознание деятельности, а не механические упражнения. До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, как делать, пока у него не сформирована задача действия, упражнять его не только бессмысленно, но и вредно. Перескок через два этапа не только не способствует формированию навыка, но и  тормозит его. 

Как распознать неправильный навык

(слайд 5)

  • Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
  • Если ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
  • Если верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
  • Если слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
  • Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае ребенок  не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
  • Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
  • Если Ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук.

Что еще влияет на почерк ребенка?

(слайд 6)

  • Правильная посадка: прямая спина, ровные плечи опущены вниз, голова немного наклонена на нужном отдалении от тетрадки. Грудь не должна соприкасаться со столом - такая поза затрудняет дыхание.
  • Правильно держим ручку – на верхней фаланге указательного пальца поставьте фломастером точку - ручка должна лежать на этой точке. На ручке нарисуйте черточку, ниже ее не должен опускаться указательный палец.

Следить выполняет ли ребенок подобные правила при письме не сложно, но родители контролируют это лишь первое время, а потом все сидят как удобно и ручку держат как держится. Именно правильная поза и положение ручки позволят сформировать правильную технику письма, а значит сделают его быстрым и четким.

За несколько десятков лет методы обучения письму не изменились. Почему же не достаточно прописей? В основу всех школьных прописей заложен учебный план. Например, ребенок учится писать букву «А». После образца написания следует четыре-пять строк, в которых ребенок должен потренироваться писать букву самостоятельно, и начинается следующая буква. Естественно, что за четыре строчки моторный навык не успеет выработаться. Ребенку понадобится элементарная помощь родителей.

Как организовать занятие-взаимодействие с ребенком?

(слайд 7)

Для этого надо знать следующие правила:

  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
  • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 10–15 минут;
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15–20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • важно: первоклассник больше 10 минут напряженно, без отвлечений работать не может;
  • настройтесь на длительную работу;
  • не оценивайте работу ребенка в привычной пятибалльной системе. Разработайте свою систему оценивания. Главными показателями «успешности» процесса должны быть позитивный настрой школьника и ваша уверенность и спокойствие. Только в обстановке спокойной уверенности в своих силах ребенок может проявить свои способности и справиться с трудностями, которые неизбежно возникают у каждого, кто начинает обучаться чему-либо впервые.

Правила красивого письма

(слайд 8)

1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты.

2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины.

3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю линии строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки.

4. Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.

5. Расстояние между буквами в слове должно быть одинаковым.

6. Все линии при письме должны быть параллельными.

7. Прямые линии при письме должны быть ровными.

        Письмо – сложный вид деятельности, и для первоклассника все не так просто, как кажется с высоты нашего опыта и знаний. Ваша задача – помочь ребенку обрести уверенность в своих силах и возможностях. Вы должны быть спокойным, терпеливым помощником.

Список использованной литературы:

  1. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры для детей старшего дошкольного возраста: пос. для педагогов учреждений дошкольного образования/ В.В. Горбатова.- М.: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
  2. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребенку научиться читать?"

Статья содержит рекомендации, которые помогут родителям в обучении детей чтению....

Как помочь ребенку научится читать? Учимся,играя.

К концу дошкольного возраста большинство родителей считают необходимыми умение ребенка читать....

ПАМЯТКА «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»

ПАМЯТКА «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ» поможет родителям при выполнении домашней работы с детьми...

Как помочь ребенку научиться читать?

Почему дети не любят читать?     В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навык...

Как научиться писать красиво

Представлена презентация для родителей учащихся 1 класса. В ней рассмотрены приемы формирования красивого почерка у детей....

Как научиться писать красиво

Родители первоклассников часто задают нам вопрос, касающийся уроков письма. Одних беспокоит каллиграфия первоклассников, другие озабочены тем, чтобы дети писали грамотно. Но многие родители забывают, ...