Мальчики и девочки – два разных мира
методическая разработка

Из опыта работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе

Мальчики и девочки – два разных мира.

Звучит отрывок из песни:

 «Из чего же, из чего же, из чего же

                                                                       Сделаны наши мальчишки?

                                               Из пружинок

                                               Из картинок,

                                                Из стекляшек

                                                  И промокашек

                                                                        Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

                                                                     Сделаны наши девчонки?

                                                                        Из платочков и клубочков,

                                                                     Из загадок и мармеладок

                                                                        Сделаны наши девчонки!»

Первый крик ребенка… И первый радостно тревожный вопрос мамы «Кто у меня, мальчик или девочка?». Мы ждем не просто ребенка вообще. Мы пытаемся загадать, какого пола он будет. Важно знать, будет это сын или дочь, потому что пока он не родился,  мы думаем и выстраиваем планы на будущее. Но вот он родился, страсти утихают и начинается жизнь полная забот: бессонные ночи и проблемы с кормлением. И важность пола отходит на задний план. Но одинаковые ли результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика или девочку? Ответить на этот вопрос нам поможет психолог гимназии Татьяна Константиновна Губкина.

Все дети развиваются по – разному. И уже к году различия в развитии психики и мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении,  в такой сложной деятельности как игра. А это значит, что у них по – разному организованы психические процессы, по – разному функционирует мозг – этот важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хороша  ли будет его память, какие особенности мышления ему будут присущи. А мы не только  ухаживаем за телом ребенка, но и формируем его мозг.

Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, голова у них крупнее, больше вес. Но для разных детей эти показатели могут перекрываться.  Единственное отличие, которое нас не обманет – половые органы. Стоит запеленать ребенка или одеть ползунки, и отличий нет. Однако, записывая биотоки мозга у маленьких детей, можно убедиться, что уже в этом возрасте мозг работает не одинаково, проанализировав взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных – мы можем с большей долей вероятности сказать,  какого пола этот ребенок. Мы еще ничего в них не вложили, не начали их воспитывать, а они уже разные, т.е. процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Значит,  нет и не может быть одинакового воспитания. Мы взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающей психике. И чуточку  по – разному разговариваем с мальчиком или девочкой. Но не у всех это проявляется достаточно четко. У большинства взрослых очень скоро интуицию вытесняют чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом. Мы чаще ругаем мальчиков или более ласковы с девочками, если даже детям всего по 2 года. Видимо, взрослых раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, ломают…), т.е. на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

Свое отношение к ребенку мы подчиняем выработанным педагогическим правилам  и тогда… прощай интуиция. Ребенок должен уметь… И все силы бросаем на то,  чтобы умел. А кто он – мальчик или девочка? Обычно так вопрос не ставится. А ведь это важно. Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные.  Девочки раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне оречвления. А у мальчиков все это еще происходит на наглядно – образном уровне. И это все сказывается в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического. Значит, мир мальчиков и девочек разный.

В начальной школе у девочек выше кожная чувствительность они очень отзывчивы на поглаживание, прикосновение. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки и  играют в ограниченном пространстве, игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, т.е. используют все предоставленное пространство, т.е. мальчикам в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется больше пространства, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья…

Принято считать, что  у мальчиков так много отклонений, среди них много двоечников и «трудных», то почему тогда почти все выдающиеся деятели: художники, писатели, композиторы, врачи, конструкторы  - мужчины? Наверное,  среди двоечников – мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что ему подарила природа! А почему?

По – видимому, потому что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков  чаще женщины: дома – мама и бабушка; в детском саду – воспитательница; в начальной школе учительница и лишь в средней школе иногда появляются мужчины. Это уже поздно.  Мальчики  и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Бывает, но очень редко. И не потому, что профессиональна безграмотна, а потому что у нее другой тип мозга, другой тип мышления.

Рисунки девочек и мальчиков на одну тему будет очень отличаться. Рисунок на тему выявил: ракета, нарисованная мальчиком, выглядит тщательно прорисованной, рядом космонавт с разными датчиками; рисунок девочки схематичен, космонавт нарисован с ресничками, пухлыми щечками. Вообще, мальчики чаще рисуют технику, а девочки – людей, в том числе себя.

В вопросах детей прослеживается такая линия: мальчики чаще задают вопрос ради получения какой – то конкретной информации, а девочки – для установления контакта, а это значит, мальчики (мужчины) больше ориентированы – на информацию, а девочки (женщины) на отношения между людьми.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, и они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности был низким. Урок окончен. Был задан вопрос (для чего нужен кирпич?). Ответы девочек и мальчиков будут разные. Первый ответ дан мальчиком – чтобы построить дом, а дольше уже отвечали девочки. Но ответы их были однообразные, затем опять говорит мальчик – его можно положить в ведро, когда солят грибы – для тяжести. Новая версия. Опять лес рук. Отвечают девочки. Тема исчерпана. Новая идея со стороны мальчиков и далее по схеме.

Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, но требования к качеству, тщательности, аккуратности,  исполнения или оформления ее не велики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

Например,  вязание изобрели в Италии в XIII в. мужчины и в течение нескольких веков это было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины не могли  с ними соперничать и отступили. Так было во всем. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили до вершин совершенства.

Вопрос учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны и нетерпеливы, неуверенны в себе. По – видимому, в большинстве случаях это так. Но наше ведение ребенка не всегда отражает, что есть на самом деле. Мы склонны завышать эмоциональность девочек и хуже понимаем внутренний мир мальчиков. Уровень тревожности мальчиков ничуть не меньше, чем у девочек.

Взрослые должны учитывать особенности эмоционального мира детей, особенно мальчиков. Женщине трудно понять эту сторону мальчика – сама-то она другая – вот и получается, что долго ругая мальчика, нагнетая эмоции, не получают должного эффекта. При этом сердиться, что это он не переживает вместе с ней, а остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности,  отреагировал на первых минутах разговора, он просто не может удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен, и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до него не доходит. Он просто не слышит, и все воспитательные усилия напрасны. Остановитесь. Надо просто ограничить длину нотации, но сделать ее более емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем вы не довольны.

Итак, мы пришли к выводу, что мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы не правильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и не правильно реагируем на них.

Мальчика и девочку нельзя ни в коем случае воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят на мир, они по-разному слышат, видят, слушают, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Нужно постараться понять и принять их такими, какими они есть, какими их создала природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть их задатки, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.

Советы родителям по воспитанию девочки и мальчика.

1. Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку — наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.

2. Мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Поэтому, в случае предъявления ему претензий, ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу. Объясните сыну очень коротко и очень конкретно, чем вы недовольны.

3. Игры девочек чаще основываются на ближнем зрении, они чаще играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, взбираются на шкафы. Учитывайте эту потребность мальчиков.

4. В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя и др.).

5. Мальчики (на уроке или в учебной деятельности дома) не могут набрать оптимальный уровень работоспособности так же быстро, как и девочки. Эту особенность родителям необходимо учитывать и не пытаться форсировать учебную активность, это вызовет явную или скрытую агрессию. Наберитесь терпения!

6. Если в семье верующий отец, то дети в 80% случаев станут верующими, а если мать, то лишь в 3%. Влияние отца на ребенка сильнее. Помните об этом!

7. Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен: унижать женское достоинство матери, вспоминать ее ошибки и прегрешения в прошлом, подчеркивать ее умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на ее экономической зависимости.

8. Материнское и отцовское воздействие на детей отличается. «Материнское означает: я       принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское означает:  я принимаю тебя за то, каков ты».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мальчики и девочки- два РАЗНЫХ мира

Слайд 2

Мальчики Девочки 1. Больше развито левое полушарие — рациональное мышление. 1. Больше развито правое полушарие — проявление эмоций. 2. Лучше выполняет задания в одиночку. 2. Лучше работает в смешанной по полу группа 3. Требуется длительная разрядка. 3. Более усидчивы, исполнительны. 4. Утомляемость к концу работы выше, чем у девочек. 4. Менее утомляемы. 5. Успешно выполняют «мужские» задания. 5. Успешно выполняют «женские» задания. 6. Повышается интерес к заданию при материальном поощрении успеха. 6. Все видят в образе.

Слайд 3

7. Степень влияния и помощи педагога ниже, чем у девочек. 7. Степень влияния педагога и его помощь высокая. 8. Информацию перерабатывают медленнее, чем девочки, но более последовательно. 8. Информацию перерабатывают быстрее, но менее логично. 9. Мальчики, прежде всего, видят смысл, сразу переходят к действию. 9. Смысл считывают хуже, требуется время. 10. Плохо воспринимают повторы, поэтому мальчика необходимо ободрять. 10. Любят много повторений, поэтому девочкам необходимо повторять. 11. Похвала кажется бессмысленной. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. 11. Похвала — движущая сила. Девочкам очень важно «быть хорошими» в глазах взрослых, им практически неважно, что оценивается в их деятельности. 12. Меньше, чем девочки, отступают от правил. 12. В ходе работы, игры могут вносить изменения.

Слайд 4

13. Адаптируются к несвойственным видам деятельности очень трудно, поэтому в нестандартной ситуации стараются выйти из-под контроля взрослых. 13. Легче приспосабливаются в меняющихся условиях, принимают стратегию, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже справляются с заданием. 14. При ответе на вопрос мальчики обычно смотрят в окно или в другую сторону. 14. Почти всегда при ответе смотрят на учителя и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, могут моментально корректировать ответ. 15. Мальчики могут выполнять задания, но и одновременно жить игрой. 15. Для девочек главное — установить контакт со взрослым, то есть правильно выполнить задание.

Слайд 5

16. В ситуации деятельности кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность. 16. В ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает активность мозга. В состоянии возбуждения находятся всё структуры мозга. 17. При оценке «плохо слушали» активизируются слуховые отделы головного мозга, поэтому необходимо сказать «плохо выполнили», чтобы мальчики вновь пережили те фрагменты деятельности, которые оценивается. 17. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задания , так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, а в чем именно они неправы.

Слайд 6

Чему стоит научиться: отличать родительские ожидания и стереотипы от личных особенностей ребенка; не сравнивать: «рекордные показатели» мальчиков и девочек, они неодинаковы; помогать осознавать себя – мальчиком или девочкой – с гордостью , а не сожалением; подавать и находить достойные примеры для подражания; создавать среду для разностороннего гармоничного освоения «гендерной роли», т.е. роли соответствующей полу ребенка; пробуждать желание стать «благородным рыцарем» или «истинной леди».

Слайд 7

Чего не надо бояться: если ребенок интересуется игрушками «противоположного пола»; если мальчик начинает говорить позже ровесниц-девочек или менее прилежен в обучении; если девочке труднее даются абстрактные понятия; мальчик-«плакса» и девочка-«разбойница» – это не навсегда.

Слайд 8

Желаем успехов в воспитании мальчиков и девочек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мальчики и девочки – два разных мира (младший школьный возраст)

Данная статья помогает шире раскрыть гендерные особенности детей младшего школьного возраста и глубже рассмотреть особенности психического развития мальчиков и девочек в процессе воспитания и обучения...

Мальчики и девочки – два разных мира.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и ...

Родительское собрание на тему «Мальчики и девочки - два разных мира»

Лекция к родительскому собранию на тему: "Мальчики и девочки - два разных мира". Цель собрания: раскрыть некоторые полоролевые различия детей, подвести родителей к сознанию разных подходов в воспитани...

Родительское собрание " Мальчики и девочки. Два разных мира"

Это родительское собрание можно проводить в любом классе, наполняя его рекомендациями, взависимости от возраста детей....

Родительское собрание. 4 класс. "Мальчики и девочки-два разных мира"

Цель  собрания – определить различия между мальчиками и девочками, которые особенно  ярко начнут проявляться в этом периоде, а также подготовиться  к тем проблемам, которые могут ...

Мальчики и девочки: два разных мира.

Основные различия между мальчиками и девочками. Советы педагогам и родителям в воспитании....