Как научить детей писать без ошибок
статья

Почему учащиеся делают ошибки в написании слов?  Причин этому много. Это и низкий уровень обучаемости некоторых детей,  нерешенные логопедические проблемы, неразвитая орфографическая зоркость. Как помочь детям ориентироваться в мире слов, писать без ошибок? Что надо знать учителю, чтобы научить детей грамотному письму? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_detey_pisat_bez_oshibok.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей писать без ошибок.

Почему учащиеся делают ошибки в написании слов?  Причин этому много. Это и низкий уровень обучаемости некоторых детей,  нерешенные логопедические проблемы, неразвитая орфографическая зоркость. Как помочь детям ориентироваться в мире слов, писать без ошибок? Что надо знать учителю, чтобы научить детей грамотному письму?

Как развивается орфографическая зоркость.  Это долгий процесс, начинающийся в начале обучения грамоте. Учащиеся с помощью учителя «открывают», что некоторые слова пишутся не так, как слышатся. Даже собственное имя надо писать с большой буквы! На уроке можно это правило создать. Например, как мы отличим надувной шарик от собаки по кличке Шарик? Договоримся, что все собственные имена будем писать с большой буквы. Потом заметим, что это правило уже используется во всех книгах, но в памяти это открытие останется как собственное!

Учитель как сопровождающий детей в мире взрослых поможет открыть, что слов с орфограммами в русском языке  много (термин «орфограмма» детям знать пока необязательно). Он учит, что при письме надо вести себя как сапер на минном поле. В этот период необходимо ежеурочно  упражнять детей на текстах, где они будут находить буквы, которые расходятся с произношением (ищем мины на минном поле).  

Затем открываются (не изучаются!) некоторые правила правописания. Как открыть  безударные гласные? Надо «вырастить» из корня множество родственных слов. Затем заметить, что корень в слове «командир», командует корневыми гласными. Иногда они не «подчиняются», слышатся по-другому. На помощь корню могут придти ударные, сильные гласные из родственных слов.

 Парные согласные тоже подчиняются корню, но иногда они становятся «притворяшками» («б» в слове зуб притворяется, будто она «п»).  На помощь придет гласный «милиционер» ы и заставит показать свой истинный звук (зубы). Непроизносимые согласные тоже «боятся милиционера», сразу слушаются и слышатся (гигантский - гиганты). Но есть слова – хулиганы, не подчиняются никому: чувствовать, лестница. Их надо не проверять, а просто узнавать.

Слов - хулиганов  много, они живут в специальном словаре: орфографическом. Некоторых мы выучим наизусть, они очень часто нам встречаются. Как выучить? Достаточно пять раз прочитать их вслух орфографически! (методика С. Тоцкого).  Включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. При письме уже язычок может подсказать, как правильно написать слово.

Мною этот способ запоминания был апробирован много раз и всегда давал отличные и хорошие результаты. Сначала можно провести с детьми эксперимент: прочитать  таким способом  15 слов. На следующий урок провести словарный диктант и выполнить самопроверку: сличить свою работу со словарем. Успех воодушевляет! Дальше учащиеся вполне осознанно пользуются этим способом запоминания словарных слов.

На следующем этапе обучения учащиеся узнают, как «устроены» слова. На помощь корню приходит приставка («пристает» к корню слева). Справа  «пристраивается» суффикс. Они делают предметы то маленькими, то большими (дом, домик, домишко, домище, школа, пришкольный). Чтобы слова в предложении «подружились», приходит нужное окончание (Мы учимся в школе.)

Но  способы проверки орфограмм корня  с приставкой, суффиксами и окончаниями не работают! Опять как сапер на минном поле: сначала определи, какая это часть слова, а потом проверяй. Приставки надо запомнить. Их много. Но  можно открыть секрет: оказывается, запомнить надо только три – за, на, над. Остальные пишутся с буквой о. Другие приставки пре- при- пере- будут изучаться позже. Приставка с - ведет себя как «притворяшка» - збил, -зделал, -шшил, но мы то знаем ее истинное «лицо»! С суффиксами надо просто осторожничать, они будут изучаться в среднем звене. А вот с окончаниями придется разобраться. Оказывается, (а это тоже надо открыть с детьми) безударные окончания никому не подчиняются: ни корню, ни ударению, ни «милиционеру».  Дело в том, что из одного корня вырастают разные части речи. Окончания у них ведут себя по-разному. У глаголов все зависит от спряжения, у существительных - от склонения, у прилагательных – от падежа. Правда, красивые незнакомые слова? Научные! Будем постепенно изучать,  открывать их.

          В какой либо урок откроем, что безударные окончания будут проверять ударными. Только не перепутать! Изготовим «ключи», которые нельзя путать. У существительных три ключа: для 1, 2, 3 типа склонения; у прилагательных – индивидуальные ключи-вопросы; у глаголов – их начальная форма. У глаголов 13 «хулиганов», их можно зарифмовать в стихи. Важно часто пользоваться ключами, иначе они могут перепутаться.

         Как познакомить с предлогами? Да многие  уже нам  знакомы – они «близнецы» приставок: по, на, в, за, под, с и другие. Как же их различить? Правило из  учебника  работает не всегда: вставь вопрос или слово        - за (какой?) горой. Можно посмеяться с детьми над такой ситуацией: пью чай сконфетой. Что за слово: сконфета? Или: снег заокном. Есть слова заокно? Дети охотно пользуются этим веселым способом и не делают ошибок.

        Мягкий и твердый знаки – тоже «ошибкоопасные»! Открываем, что мягкий знак приходит в слово для разной работы – показывать мягкость или разделять. В словах соль, больно – его слышно, он показывает мягкость. В слове полью он не для мягкости (попробуем его убрать – мягкость остается!), он заставляет делать остановку, то есть разделяет гласный и согласный, иначе получим совсем другое слово – полю. Мягкий разделительный знак всегда «живет» в корне, ему выходить из корня запрещается. А если надо разделить звуки в слове съел, подъезд, «на работу выходит» твердый разделительный знак. Он как страж в воротах между приставкой и корнем. И опять посмеемся над ситуацией: Подъемный кран подънял груз. Твердый знак вышел на работу по ошибке!

 При изучении существительных, глаголов открываем еще одну роль мягкого знака: он работает «указкой»! Указывает на существительные 3 склонения и глаголы 2 лица единственного числа, глаголы в начальной форме,  когда на конце шипящий. (Тушь, гуашь, печь, ночь, беречь, умываешь, умываешься). Полезно группировать слова по роли Ь и Ъ знаков.

Любое правило правописания должно изучаться в деятельности. Сначала открываем знание, потом учащиеся получают словесный материал для тренировки: группируем, классифицируем, доказываем, обобщаем. На уроке работают бумажные тренажеры, которые учитель создает сам, готовясь к уроку. Тренажер нас тренирует, в нем можно ошибиться, ведь ребенок учится пользоваться новым способом. Можно позвать учителя на помощь, подняв руку.

Очень полезны шпаргалки. Но условие: их изготавливает каждый себе сам. Таким образом, изученный материал организуется: вводится в таблицу, схему, подсказку… Материал, структурированный на бумаге, структурируется и в памяти.         Полезны уроки обобщения изученного материала: что, с чем, как связано. Например, распредели слова в две группы: прилагательное, глагол, дополнение, предлог и т.д.  Или:  продолжи: корень, основа…

Важно, чтобы изучение русского языка не было скучным. Любой урок должен стать открытием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка писать без ошибок.

Ошибка на ошибке. В чём причина и что делать?...

Как научить ребенка писать без ошибок?

Почти 70% школьников делает  те или иные ошибки на письме. Что это -- повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать каждого писать правильно?...

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?Если ребенок ошибается на письме, р...

Как научить ребёнка писать без ошибок

Как научить ребёнка писать без ошибок. Советы логопеда....

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?...

Советы логопеда. Как научить ребёнка писать без ошибок?

Советы родителям - как помочь ребёнку писать без ошибок....

Консультация для родителей "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

В статье содержатся рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку овладеть грамотным письмом....