Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".
рабочая программа

Хомяк Надежда Атласовна

Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность) , помочь сформировать и развить  познавательные процессы  учащихся  на основе системы развивающих занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy_4-a_klass.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1

«Рассмотрено».                                             на   заседании МС     _______________

Протокол №____                                от «___» _______2019г

«Согласовано».                                       заместитель директора                       по УВР   _______________2019г                                                

Сергеева Е.В.

«Утверждаю».                             Директор МБОУ                          «НОСШ» №1____________ Константинова Л.Н.                     Приказ №___                                      от «__» ___2019г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

для 4-а класса

(2 часа в неделю)

Составитель: учитель

начальных классов

Хомяк Надежда Атласова

                                                       2019-2020учебный год

1.Пояснительная записка

                  Настоящая программа «Умники и умницы» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы  «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)

  Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г. на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

          Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

           Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса

        Программа курса «Умники и умницы» изучается в течение всего обучения, рассчитана на 232 часа: в 1 классе 1 час в неделю-28 ч, во 2- 4 классах по2 часа- 68 ч.

Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность) , помочь сформировать и развить  познавательные процессы  учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

                                     

2.Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:  

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  
  • Проговаривать последовательность действий.  
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться    в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, из интернета.  
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);  
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших    моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
  • одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.  

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:  

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы -  личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка

знаний и умений обучающихся.

 

Основные формы учета знаний и умений:

1.  Тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2.  Участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3.  Участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. Участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн-ринги; олимпиады, Математические турниры и т.д.)

 

К концу обучения учащиеся должны уметь:  

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач.

                                               

                                               Содержание учебного курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

            Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия.

 Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти.

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания.

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи.

 Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

4.Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

1

Введение

2

2

4

2

Восприятие

6

6

12

3

Развитие памяти

6

6

12

4

Развитие памяти

6

6

12

5

Развитие внимания

6

6

12

6

Развитие мышления

6

6

12

7

Развитие речи

6

6

12

8

Поведём итоги

2

2

4

Итого

34

34

68

5.Календарно-тематическое планирование  

№п/п

Название раздела и темы

Дата

План

Факт

Умники и умницы (68 часов)

Введение (4ч)

1

Вводное занятие.

2

Тестирование. Выявление уровня развития на начало года

3

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий

4

Анализ тестовых заданий.

Восприятие (12ч)

5

Развитие слуховых, осязательных ощущений.

6

Упражнения: «Скажи, что ты слышишь?», «Часовой», «Кот в мешке», «Подбери картинку».

7

Формирование и развитие пространственных представлений.

8

Упражнения: «Что, где было? И что изменилось?», «Спички», «Измеряем на глазок»,» Внимательно слушай и рисуй».                                                                                                                                                                              

9

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

10

Упражнения: «Кто (что) где?» «Незаконченные изображения», графический диктант.                                                                                    

11

Развитие фонематического слуха

12

Упражнения: «Тихо — громко!» «Продавец и покупатель.», графический диктант.

13

Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.

14

Упражнения: «Одинаковые буквы», «Спрятанные изображения», «Кто больше увидит».

15

Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

16

«Отгадай фигуру», «Разрезанные изображения», графический диктант.

Развитие памяти (12ч)

17

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

Упражнения: «Разноцветная лесенка», «Инопланетяне-1».

19

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

20

Упражнения: «Фигуры», «Эстафета слов».

21

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

22

Упражнения:

23

Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

24

Упражнения:

25

Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

23

Упражнения: «Что какого цвета?», «Выбор».

27

Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

28

Упражнения: «Стоп», «Запрещенное движение».

Развитие внимания (12ч)

29

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

30

Упражнения: «Корректурная проба», «Охотники племени Юмба»

31

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

32

Упражнения: «Копировальщики», «Шифровки».

33

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

34

Упражнения: «Счёт с помехой», "Найди отличие".

35

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

36

Упражнения: "Цифровая таблица», «Все помню".

37

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

38

Упражнения: "Пуговица». «Жук".

39

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

40

Олимпиады.

Развитие мышления (12ч)

41

Тренировочные упражнения на умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

42

Упражнения: «Найди лишнее», «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»

43

Тренировочные упражнения на умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

44

Упражнения:

45

Тренировочные упражнения на умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности

46

Упражнения:

47

Тренировочные упражнения на умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности

48

Упражнения:

49

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

50

Упражнения: «Группировка слов», «Определение».

51

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

52

Упражнения: Числовые ребусы.

Развитие речи (12ч)

53

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств

54

Составление связного текста на тему «Наши наблюдения».

55

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств

56

Рассказ с элементами описания «Нарядная птица»

57

Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.

58

Составление текста по данному началу или по его концу. Сказка.

59

Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.

60

Связные картинки. Загадки.

61

Формирование умения давать несложные определения понятиям.

62

Упражнения: «Выявление причин и следствий». «Что скрывает черный ящик»

63

Формирование умения давать несложные определения понятиям.

64

Упражнения: «Назови одним словом», «В семье друзей пернатых».

Поведём итоги (4ч)

65

Диагностическая работа.

66

Анализ диагностической работы.

67

Итоговое занятие.

68

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Учебно-методические материалы

  1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»
  2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повышение квалификации и переподготовки работников образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
  3. Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М. Издательство «Экзамен», 2011 «Олимпиады по математике. 4класс»
  4. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....