Стартовая диагностика детей на входе в школу (на основе результатов СТАРТ)
опыты и эксперименты (1 класс)

Худяшова Светлана Валерьевна

Материалы диагностирования первый класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стартовая диагностика детей на входе в школу

(на основе результатов СТАРТ)

Новосибирская область

МБОУ СОШ № 7

Класс 1Б

Москва, 2019


Оглавление

Введение        3

Часть 1. Результаты диагностики когнитивных навыков учеников        5

Средние результаты по классу        5

Индивидуальные результаты учеников        18

Общие рекомендации        23

Часть 2. Результаты обследования по опроснику личностного и социального развития        25

Средние результаты по классу        26

Индивидуальные результаты учеников        27

Интерпретация результатов        28


Введение

В данном отчете представлены результаты обследования первоклассников, проведенного осенью 2019 года с помощью инструмента СТАРТ.

СТАРТ – инструмент стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Соответственно каждый цикл исследования предполагает два этапа проведения – в октябре (прим.: этому посвящен настоящий отчет) и в мае.

Инструмент ориентирован на учителей: он предоставляет многостороннюю оценку когнитивного и некогнитивного развития ребенка на старте обучения в школе и оценивает, чего ребенок достиг за свой первый год в школе. Учитель может использовать диагностику, чтобы глубже понять возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого ученика.

Набор заданий, используемый для диагностики ребенка, включает в себя несколько блоков заданий:

  • Словарный запас:
  • Пассивный словарный запас и знание частотных слов
  • Фонологический блок:
  • Задания на оценку фонологической памяти (повторение слов и псевдослов)
  • Задания на оценку фонологической грамотности (проверяют овладение звуковым составом слова)
  • Представления о чтении:
  • Структура текста (знание заглавных и прописных букв, понятий начала и конца предложений, точки и пр.)
  • Знание букв
  • Чтение слов (узнавание графической оболочки слова)
  • Чтение короткой истории (декодирование текста)
  • Чтение на понимание
  • Представления о математике:
  • Знание чисел
  • Геометрические последовательности
  • Арифметические последовательности
  • Знание числовой прямой
  • Понимание концепции части-целого
  • Вычисления

Некогнитивное развитие ребенка также присутствует в фокусе внимания настоящего исследования. Оценка социального и эмоционального развития производится на основании 11 параметров, по которым учитель последовательно оценивает каждого ребенка в классе.

  1. Привыкание ребенка к школе;
  2. Независимость ребенка при взаимодействии с окружающими;
  3. Уверенность ребенка в себе при взаимодействии с окружающими в школе;
  4. Сосредоточенность на занятиях, которыми руководит учитель;
  5. Сосредоточенность в самостоятельных занятиях;
  6. Поведение (включая понимание последствий своих поступков для себя и окружающих);
  7. Взаимоотношения со сверстниками;
  8. Взаимоотношения со взрослыми;
  9. Умение ребенка следовать правилам;
  10. Культурное развитие;
  11. Коммуникация с окружающими.

Данный обширный опросник в совокупности с показателями «навыковой», или когнитивной, части дает представление об индивидуальной успешности каждого ребенка в его адаптационный период, самый важный во всей его школьной жизни – на старте обучения.


Часть 1. Результаты диагностики когнитивных навыков учеников

Средние результаты по классу

Ниже представлена подробная информация о результатах диагностики учеников по отдельным блокам заданий.

Вербальная часть

Словарный запас

Рисунок 1 – Распределение баллов по блоку «Словарный запас»

Набор заданий в блоке «Словарный запас» содержит 16 заданий, нацеленных на оценку словарного запаса (в основном пассивного) ребенка. Ученика просят показать соответствующую названному слову картинку. Балл за задание связан с частотностью употребления слова: чем реже употребляется слово, которое узнал ребенок, тем выше оценивается его ответ. Первые задания блока довольно простые, постепенно они усложняются, и последние задания представляют собой редко употребляемые слова. Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 1.

Блок оценивается по шкале от 0 до 4 баллов:

  • 0 баллов – ребенок не смог опознать ни одного слова;
  • 1 балл  ребенок знает и может опознать такие относительно простые слова, как, например, «копыто» или «стадо»;
  • 2 балла – ребенок может узнать такие слова, как, например, «комета» или «спутник»;
  • 3 балла – ребенок знает и может опознать такие слова, как, например, «рептилия» или «спираль»;
  • 4 балла  ребенок может узнать такие слова, как, например, «силуэт» или «аэрозоль».

Фонологическая память

Рисунок 2 – Распределение баллов по блоку «Фонологическая память»

В этом блоке содержатся 10 заданий: 5 слов и 5 псевдослов. Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 2.

Блок оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов (низкий уровень фонологической памяти) – ученик смог повторить менее половины предложенных слов и псевдослов;
  • 1 балл (средний уровень фонологической памяти) – ученик смог повторить более половины (5) предложенных слов и псевдослов, но не больше восьми слов и псевдослов;
  • 2 балла (высокий уровень фонологической памяти) – ученик смог повторить более 8 слов и псевдослов.

Фонологическая грамотность

Рисунок 3 – Распределение баллов по блоку «Фонологическая грамотность»

Этот блок состоит из 2 частей, включающих 14 заданий. В первой части (7 заданий) ученик должен произнести слово, которое получится в случае удаления из него определенного звука или слога. Во второй части (7 заданий) ученик должен произнести слово, которое получится, если сложить вместе несколько предложенных ему слогов и звуков. Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 3.

Блок оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов (низкий уровень фонологической грамотности) – ученик выполнил менее половины всех заданий, по крайней мере, в одной части;
  • 1 балл (средний уровень фонологической грамотности) – ученик выполнил более половины заданий во всех двух частях, но ни в одной части не выполнил более 80% заданий;
  • 2 балла (высокий уровень фонологической грамотности) – ученик выполнил более половины заданий во всех двух частях и более 80% заданий хотя бы в одной части.
    Знание букв

Рисунок 4 – Распределение баллов по блоку «Знание букв»

В данном блоке оценивается, знает ли ученик буквы русского алфавита. Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 4.

Блок оценивается по шкале от 0 до 3 баллов:

  • 0 баллов – не знает букв;
  • 1 балл – знает менее половины букв;
  • 2 балла – знает более половины букв;
  • 3 балла – знает все буквы.

Механическое чтение текста

Рисунок 5 – Распределение баллов по блоку «Механическое чтение текста»

В данном блоке заданий ученика просили прочесть небольшую историю (из 36 слов), сопровождаемую красочными иллюстрациями. Предложения постепенно усложняются, с точки зрения длины, частоты употребления слов и сложности слоговой структуры текста. При этом оценивается техническое умение ребенка читать, т.е. декодировать текст («правильно озвучивать» текст). Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 5.

Блок оценивается по шкале от 0 до 3 баллов:

  • 0 балл – ученик не дошел до данного задания (в силу адаптивного алгоритма) или не смог прочесть ни одного слова в истории;
  • 1 балл – ученик смог «технически правильно» прочесть менее половины истории (до 19 слов);
  • 2 балла – ученик смог прочесть значительную часть истории (от 19 до 32 слов);
  • 3 балла – ученик практически не допустил ошибок (прочел от 32 до 36 слов).

Чтение и понимание текста

Рисунок 6 – Распределение баллов по блоку «Чтение и понимание текста»

Данный блок заданий нацелен на то, чтобы оценить, понимает ли ребенок текст, который читает. Каждый текст содержит специальные «ловушки», представляющие собой выбор наиболее подходящего по тексту слова из 3 предложенных. Ловушки построены по принципу внешней (графической) или фонетической схожести слов, по принципу применения нужной грамматической формы и, наконец, по смыслу. Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 6. Относительно небольшой процент детей (особенно в начале года) доходит до выполнения этого задания.

Блок оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов – это ученики, которые не дошли до данного задания (в силу адаптивного алгоритма);
  • 1 балл – это ученики, которые дошли до первого (относительно небольшого и легкого) текста, но смогли прочесть его только с большим количеством ошибок (4 и более неправильных ответов из 14);
  • 2 балла – ученики смогли прочесть весь текст, допуская минимальное количество ошибок (менее 4 неправильных ответов из 14).

Математическая часть

Знание чисел

Рисунок 7 – Распределение баллов по блоку «Знание чисел»

В данном блоке заданий оценивалось, могут ли дети распознавать и называть числа. Детям предлагалось назвать числа, начиная с однозначных и заканчивая восьмизначными. При анализе результатов пятизначные, шестизначные, семизначные и восьмизначные числа были объединены в группу «многозначные». Распределение баллов учащихся представлено на рисунке 7.

Блок оценивается по шкале от 0 до 4 баллов:

  • 0 баллов – ребенок назвал правильно менее 5 самых простых чисел;
  • 1 балл – ребенок назвал как минимум 5 из 6 одно- или двузначных чисел;
  • 2 балла – ребенок знает одно- и двузначные числа и даже некоторые трехзначные числа;
  • 3 балла – ребенок может назвать трехзначные числа и даже некоторые многозначные;
  • 4 балла – ребенок знает многозначные числа.

Геометрические последовательности

Рисунок 8 – Распределение баллов по блоку «Геометрические последовательности»

В блоке оценивалось, могут ли дети распознавать и продолжать геометрические последовательности. Распределение баллов учеников по данному блоку заданий отражено на рисунке 8.

Блок оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов – ребенок смог решить менее 3 заданий с простыми геометрическими последовательностями;
  • 1 балл – ребенок решает хотя бы 3 задания с простыми геометрическими последовательностями;
  • 2 балла – ребенок решает более сложные задания на продолжение геометрической последовательности или на нахождение правила, по которому построена геометрическая последовательность.

Арифметические последовательности

Рисунок 9 – Распределение баллов по блоку «Арифметические последовательности»

В блоке оценивалось, могут ли дети распознавать и продолжать арифметические последовательности. Распределение баллов учеников по данному блоку заданий представлено на рисунке 9.

Блок оценивается по шкале от 0 до 3 баллов:

  • 0 баллов – ребенок не смог решить самые простые задания: возрастающие арифметические последовательности с шагом в 10 и с шагом в 2.
  • 1 балл – ребенок решает менее половины заданий с арифметическими последовательностями;
  • 2 балла – ребенок решает от 4 до 6 заданий блока (задания с возрастающими арифметическими последовательностями с шагом 5 и 3, а также задания с убывающими простыми арифметическими последовательностями с шагом 10 и 2);
  • 3 балла – ребенок решает, по крайней мере, 7 из 8 заданий блока (задания с возрастающими и убывающими арифметическими последовательностями с шагом 2, 3, 5 и 10).

Знание числовой прямой

Рисунок 10 – Распределение баллов по блоку «Знание числовой прямой»

В блоке оценивалось, насколько хорошо дети ориентируются на числовой прямой в пределах 100. Детям предлагалось, не используя счет, ответить, какое из двух чисел ближе к целевому числу. Распределение баллов учеников по данному блоку заданий представлено на рисунке 10.

Блок оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов – ребенок решил менее половины заданий из 8;
  • 1 балл – решил от 4 до 6 заданий;
  • 2 балла – решил не менее 7 заданий.

Понимание концепции части-целого

Рисунок 11 – Распределение баллов по блоку «Понимание концепции части-целого»

В данном блоке оценивалось, понимают ли дети концепцию половины и четверти. Распределение баллов учеников по данному блоку заданий представлено на рисунке 11.

Блок оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов – ребенок решил менее 3 заданий на понимание половины и четверти с опорой на наглядный материал;
  • 1 балл – решил хотя бы 3 задания на понимание половины и четверти с опорой на наглядный материал;
  • 2 балла – решил хотя бы одно задание на понимание половины и четверти без опоры на наглядный материал.

Вычисления

Рисунок 12 – Распределение баллов по блоку «Вычисления»

Данный блок включает несколько типов заданий:

  • Примеры с опорой на предмет (например, «Вот четыре ракеты. Если мы нарисуем еще три, сколько будет ракет?»);
  • Решение простых примеров на сложение и вычитание без перехода через десяток. (например, ребенку предлагалось решить примеры типа «7+3= » или «15-4= »);
  • Решение примеров с переходом через десяток (например, «14 +27=»);
  • Решение текстовых задач. Текстовые задачи проговариваются для ребенка вслух (например, «В автобусе едут 14 человек. На остановке зашли еще 3. Сколько теперь человек едет в этом автобусе?»);
  • Решение контекстных задач. В заданиях данного типа детям необходимо, используя контекст задачи, определить последовательность операций для её решения.

Процент учеников, справившихся с каждым из описанных типов заданий, отражен на рисунке 12.

По каждому типу заданий ученику присваивается 1 балл, если ребенок решает хотя бы 2 задачи из 3 (примеры с опорой на предмет, решение примеров с переходом через десяток, решение текстовых задач и решение контекстных задач) и 2 задачи из 4, выполняя задания на решение простых примеров.


Индивидуальные результаты учеников

Индивидуальные баллы учеников представлены в стандартизированном виде на 100-балльной шкале со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.

Таблица 1 – Баллы учеников по чтению, фонологической грамотности и математике

ФИО

Балл по
математике

Балл по
чтению

Балл по
фонологической
грамотности

Авласенко Всеволод Андреевич

64

61

47

Александров Константин Александрович

63

68

47

Артамонова Анастасия Аркадьевна

72

58

48

Баранов Артур Денисович

66

68

48

Беспалов Матвей Сергеевич

49

56

44

Богославец Дмитрий Евгеньевич

54

64

52

Дедеева Зркелей Александровна

46

52

48

Иванов Данил Алексеевич

59

57

49

Коваленко Вячеслав Алексеевич

43

59

51

Мадумаров Мурат Мансурович

66

64

60

Николаев Ярослав Глебович

64

68

53

Озманян Артур Алиханович

52

55

48

Останина Василина Сергеевна

59

61

58

Панкова Елизавета Юрьевна

57

68

56

Прокопенко Валерия Романовна

52

57

51

Прокопенко Софья Романовна

53

59

58

Сафронов Максим Максимович

56

59

46

Чугунов Ярослав Ильич

46

48

44

Шпомер Виктория Владимировна

43

53

43

Эргешов Мирлан Акылбекович

52

51

47

* Пустые ячейки означают отсутствие результатов тестирования.

Далее в табличном виде представлены баллы каждого ученика по всем блокам заданий.


Таблица 2 – Баллы учеников по блокам вербальной части теста

ФИО

Словарный
запас
(от 0 до 4)

Фонологическая
память
(от 0 до 2)

Фонологическая
грамотность
(от 0 до 4)

Знание
букв
(от 0 до 3)

Механическое
чтение
(от 0 до 3)

Чтение на
понимание
(от 0 до 3)

Авласенко Всеволод Андреевич

4

1

1

3

2

2

Александров Константин Александрович

2

1

2

3

3

2

Артамонова Анастасия Аркадьевна

4

1

1

2

2

2

Баранов Артур Денисович

4

1

1

3

2

2

Беспалов Матвей Сергеевич

3

1

0

3

2

1

Богославец Дмитрий Евгеньевич

3

2

2

3

3

2

Дедеева Зркелей Александровна

4

2

0

1

0

2

Иванов Данил Алексеевич

4

1

1

2

1

2

Коваленко Вячеслав Алексеевич

2

2

1

2

2

2

Мадумаров Мурат Мансурович

4

2

2

3

3

2

Николаев Ярослав Глебович

4

2

1

3

3

2

Озманян Артур Алиханович

3

1

2

3

2

1

Останина Василина Сергеевна

3

2

2

3

3

2

Панкова Елизавета Юрьевна

4

2

2

3

3

2

Прокопенко Валерия Романовна

3

2

1

3

0

2

Прокопенко Софья Романовна

3

2

2

3

0

2

Сафронов Максим Максимович

2

1

0

3

2

2

Чугунов Ярослав Ильич

1

1

0

1

0

1

Шпомер Виктория Владимировна

3

1

0

2

1

1

Эргешов Мирлан Акылбекович

2

1

1

2

2

1

* Ноль баллов в таблице означает, что или учащийся не справился с заданиями данного блока, или не дошел до выполнения заданий блока из-за адаптивного алгоритма.

** Пустые ячейки означают отсутствие результатов тестирования.


Таблица 3 – Баллы учеников по блокам математической части теста

ФИО

Знание чисел
(от 0 до 4)

Геометрические послед-ти
(от 0 до 3)

Арифметические послед-ти
(от 0 до 3)

Знание числовой
прямой (от 0 до 2)

Понимание концепции
части-целого (от 0 до 3)

Примеры с опорой
на предмет

Простые примеры

Сложные примеры

Текстовые задачи

Контекстные задачи

Авласенко Всеволод Андреевич

3

2

2

2

1

1

1

0

1

1

Александров Константин Александрович

2

1

2

1

2

1

1

0

1

1

Артамонова Анастасия Аркадьевна

0

2

3

2

2

1

1

0

1

1

Баранов Артур Денисович

4

2

2

1

2

1

1

0

1

0

Беспалов Матвей Сергеевич

2

0

0

1

1

0

1

0

1

0

Богославец Дмитрий Евгеньевич

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

Дедеева Зркелей Александровна

0

0

0

1

2

0

1

0

1

0

Иванов Данил Алексеевич

3

0

2

1

2

1

1

1

1

0

Коваленко Вячеслав Алексеевич

1

0

0

1

2

1

0

0

0

0

Мадумаров Мурат Мансурович

4

0

2

2

2

1

1

0

1

1

Николаев Ярослав Глебович

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

Озманян Артур Алиханович

1

2

2

1

0

1

0

0

0

0

Останина Василина Сергеевна

4

0

2

1

2

1

1

1

1

0

Панкова Елизавета Юрьевна

1

1

2

1

1

1

1

0

1

0

Прокопенко Валерия Романовна

0

1

2

1

2

0

1

0

1

0

Прокопенко Софья Романовна

0

1

1

2

2

1

0

0

1

0

Сафронов Максим Максимович

1

1

1

1

2

1

1

0

1

0

Чугунов Ярослав Ильич

0

1

0

1

1

1

0

0

0

0

Шпомер Виктория Владимировна

0

0

1

0

2

1

0

0

0

0

Эргешов Мирлан Акылбекович

0

2

0

1

0

1

1

0

1

1

* Ноль баллов в таблице означает, что или учащийся не справился с заданиями данного блока, или не дошел до выполнения заданий блока из-за адаптивного алгоритма.

** Пустые ячейки означают отсутствие результатов тестирования.


Общие рекомендации

Рекомендации по материалам отчета обследования первоклассников инструментом СТАРТ включают обращение как к индивидуальным формам отчета, так и к общему отчету для школы, которые предоставляются каждому директору обследованной школы.

Стартовая диагностика может быть интересна педагогам с нескольких точек зрения:

  • Как общегрупповая ориентировка относительно уровня знаний и умений новых учеников школы;
  • Как точка отсчета для выбора и дальнейшего развертывания стратегий обучения;
  • Как основание для планирования индивидуальной работы с отдельными детьми.

Возможны и другие варианты, но хочется верить, что все они предполагают использование результатов стартового исследования в непосредственной практической деятельности обучения и воспитания детей. Чем более деятельный интерес будет проявлен учителем сейчас, тем более значимым может оказаться прогресс каждого ребенка в конце учебного года.

Уровень класса

Для общей ориентировки относительно уровня знаний и умений детей, пришедших в школу, достаточно соотнести цифры средних баллов, фиксирующих уровень освоения чтения, фонологии и математики, представленные в таблице 1 и рисунках отчета.

В большинстве школ у учителя не так много возможностей варьировать ритм занятий: менять учебное расписание, строить параллельную групповую работу учащихся с разным уровнем освоения отдельных навыков, перепланировать движение в учебной программе, основываясь на выявленных ограничениях детей. И все же именно в первом классе стоит направить усилия на то, чтобы сделать наиболее комфортным становление класса как учебного субъекта. Для этого учителю нужно разработать систему дополнительных заданий, которые сделают более насыщенным и интересным (мотивирующим) учение детей, умеющих больше, чем остальные.

Индивидуальный уровень

Можно предположить, что показатели класса первых трех блоков (Словарный запас, Фонологические блоки), представленные в части отчета, названной вербальной, не имеют прямого практического назначения для действий учителя. Тем не менее, это не так. Учитель должен принять их к сведению, т.к. они указывают на дошкольный опыт учащегося, хотя не находятся в прямой зависимости от образовательной деятельности, разворачивающейся в течение первого класса. Так, знание нечасто встречающихся в быту слов показывает, насколько разносторонней была среда развития ребенка.

Также, оценка фонологических способностей очень важна в начале начальной школы, поскольку по многочисленным данным исследований в нашей стране и за рубежом, фонология является важным предиктором достижений в чтении и математике. Дефицит фонологической грамотности и фонологической памяти является одной из основных причин трудностей в освоении чтения. Кроме того, фонологическая грамотность является важным предиктором освоения математики, особенно той части математики, которая связана с усвоением и сохранением арифметических знаний и фактов.

Блоки «Механическое чтение текста» и «Чтение и понимание текста» отражают деление процесса освоения чтения на два важных этапа – чтения как слияния звуков, стоящих за буквами, в слово и чтения как связности слов и осознания смысла высказывания. Для учителя выделение того, на каком этапе находится учащийся, является важным, т.к. позволяет грамотно задать зону его ближайшего развития. Работая с классом как учебной группой, учителю часто приходится дифференцировать учащихся именно по этому показателю, т.к. от того насколько велико в классе количество детей, понимающих короткий текст, зависит возможный уровень учебной самостоятельности. Прочитать задание, индивидуально поработать с текстом, помочь сориентироваться в упражнении товарищу – эти общие учебные умения также зависят от показателя «Чтение и понимание текста». Дети, определенные в четвертую категорию, должны получить большую самостоятельность в работе с учебными материалами, они уже в начале года не тратят времени на техническое чтение, их нагрузка в части чтения может быть увеличена или частично заменена.

Анализ показателей обследования важен и для блоков математической части отчета. На основе данных можно дифференцировать умения детей под задачу последующей коррекции работы учителя с классом. Общими способами такой коррекции может быть введение дополнительных персональных заданий, работа над материалом разного уровня сложности, учет пожеланий и интересов ребенка в выборе форм дополнительного образования.

Данные индивидуального уровня по каждому ребенку позволят учителю выделить детей двух пограничных типов – показывающих уровень выше среднего по классу и отстающих от основной массы учеников. Для этого нужно соотнести индивидуальные показатели каждого ребенка со средним баллом класса, представленным по данному показателю. При принятом среднем значении 50 такие показатели учащихся как 30-33 должны вызывать озабоченность учителя: как поднять уровень умений и знаний таких учеников для дальнейшего комфортного пребывания в учебной группе? То же и с детьми, которые показывают 65 и более баллов – эти ученики могут испытывать скуку, терять интерес к занятиям, не находя приложения своим силам.


Часть 2. Результаты обследования по опроснику личностного и социального развития

Как работать с результатами?

Средние результаты по классу помогут учителю увидеть общую картину социального и эмоционального развития детей в классе. Индивидуальные результаты учеников можно сравнивать со средними данными по классу, чтобы получить информацию о том, где находится каждый конкретный ученик в своём личностном и социальном развитии по отношению к своим одноклассникам.

В таблице с индивидуальными результатами цветами выделены значения, на которые учителю рекомендуется обратить внимание: красным даны низкие значения по шкалам, означающие проблемные зоны в личностном и социальном развитии, а зелёным – высокие, показывающие области, где развитие идёт успешно. Чтобы получить содержательное описание результатов ученика и конкретные рекомендации учителю, можно обратиться к текстовому описанию шкал. В них приведены особенности поведения и развития ребёнка, соответствующие каждому баллу, и даны рекомендации учителю, как преодолеть те или иные проблемные точки.


Средние результаты по классу

Рисунок 13 – Средние по классу значения шкал опросника личностного и социального развития


Индивидуальные результаты учеников

Таблица 4 – Результаты учеников по опроснику личностного и социального развития

ФИО

Привыкание

Независимость

Уверенность

Сосредоточенность 1

Сосредоточенность 2

Поведение

Взаимоотношения
со сверстниками

Взаимоотношения
со взрослыми

Правила

Культурное развитие

Коммуникация

Авласенко Всеволод Андреевич

5

5

5

4

5

4

5

4

5

5

1

Александров Константин Александрович

4

3

4

3

3

2

3

3

3

2

2

Артамонова Анастасия Аркадьевна

4

5

5

4

5

5

4

5

4

4

4

Баранов Артур Денисович

4

4

3

3

4

3

3

4

4

3

5

Беспалов Матвей Сергеевич

5

5

5

5

5

4

5

4

4

5

4

Богославец Дмитрий Евгеньевич

3

4

2

3

3

4

2

4

5

4

4

Дедеева Зркелей Александровна

4

5

4

3

3

5

3

4

5

4

4

Иванов Данил Алексеевич

4

5

4

4

4

5

4

5

4

5

5

Коваленко Вячеслав Алексеевич

4

4

3

3

3

3

2

3

3

3

3

Мадумаров Мурат Мансурович

5

5

4

5

4

4

5

4

4

4

4

Николаев Ярослав Глебович

4

3

4

4

3

3

2

3

3

2

4

Озманян Артур Алиханович

5

5

4

3

5

4

4

4

3

3

3

Останина Василина Сергеевна

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Панкова Елизавета Юрьевна

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

Прокопенко Валерия Романовна

4

4

4

4

5

5

4

5

4

5

5

Прокопенко Софья Романовна

4

4

4

4

5

5

4

5

4

5

5

Сафронов Максим Максимович

3

4

2

3

4

4

3

4

4

4

4

Чугунов Ярослав Ильич

4

3

2

2

3

2

2

3

3

2

4

Шпомер Виктория Владимировна

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

Эргешов Мирлан Акылбекович

5

5

4

5

5

4

5

4

4

4

4

* Пустые ячейки говорят о том, что анкета личностного и социального развития была заполнена не полностью.

Интерпретация результатов

Привыкание

1 балл: Ребёнок не привык к школьной обстановке. Ему трудно справляться с новой обстановкой, и он нуждается в помощи и поддержке взрослых. Ему необходимо особенно внимательное и доброжелательное отношение к его потребностям и помощь в повседневных действиях и занятиях. Ребёнку, скорее всего, будет сложно обратиться за помощью, поэтому учителю важно самому понять его текущие потребности.

2 балла: Ребёнок успешно проходит процесс адаптации к новой школьной обстановке, но периодически нуждается в помощи и доброжелательной поддержке взрослых. Помощь и внимание могут потребоваться ему в ситуациях, которые либо являются для него новыми, либо случаются нерегулярно, так что он не успел ещё привыкнуть к ним.

3 балла: В целом, ребёнок успешно адаптировался к школьным правилам, и только существенное нарушение привычного хода вещей или резкая смена настроения могут заставить его обратиться за поддержкой к взрослым. Таким детям требуется особое внимание и поддержка только в тех ситуациях, которые выбиваются из повседневной жизни школьника.

4 балла: В целом, ребёнок хорошо адаптирован к школе и чувствует себя уверенно и комфортно в достаточно широком круге ситуаций. Ему не требуется особое внимание учителя даже тогда, когда происходит что-то, выбивающееся из школьной рутины, достаточно просто убедиться, что с ним всё в порядке.

5 баллов: Ребёнок успешно адаптировался к школьной среде и чувствует себя уверенно и комфортно в любой ситуации. Ему вполне можно поручить помогать менее адаптированным одноклассникам в простых рутинных действиях.

Независимость

1 балл: Ребёнок очень зависим от помощи и поддержки взрослых. Для того, чтобы успешно пройти первый этап адаптации и обрести независимость, ему необходима помощь и дружелюбная поддержка учителя во многих рутинных действиях, как на уроке, так и вне его.  Успешность прохождения этого этапа адаптации к школе будет зависеть от того, насколько комфортной будет для него школьная обстановка.

2 балла: Ребёнок зависим от взрослых в тех случаях, когда у него отсутствуют необходимые навыки (быстро одеться, собрать свои вещи и т.д.). Такому ребёнку нужно создать условия, в которых эти навыки у него разовьются, а пока этот процесс не завершён, оказывать помощь в тех ситуациях, с которыми он пока не способен справиться самостоятельно.

3 балла: Ребёнок, в целом, независим от взрослых и вполне способен самостоятельно справляться с большинством типичных школьных ситуаций. Однако есть вещи, которые пока даются ему с трудом, и учителю стоит обратить на них внимание и оказывать ему помощь только тогда, когда это действительно необходимо.

4 балла: Ребёнок вполне независим от взрослых, и с большинством школьных ситуаций справляется самостоятельно. Помощь и поддержка ему может требоваться только в исключительных случаях и даже в этих случаях нужно дать ему возможность попробовать справиться самому.

5 баллов: Ребёнок полностью независим от помощи взрослых в рамках школы как на уроках, так и вне их. Если ему необходима помощь, он способен обратиться за ней самостоятельно, поэтому особого внимания учителя в повседневных ситуациях ему не требуется.

Уверенность

1 балл: У ребёнка очень низкий уровень уверенности в себе, он стеснителен, и ему достаточно сложно проявить инициативу и вступить в контакт с другими людьми, как детьми, так и взрослыми. Помимо доброжелательной и комфортной атмосферы, для установления контактов с другими детьми и со взрослыми нужно, чтобы его пригласили к общению и всё время обращались к нему, мягко, но настойчиво. Для того, чтобы вовлечь такого ребёнка в игру с другими детьми, нужны специальные усилия учителя. На уроках по отношению к таким детям нужно проявлять терпение и, возможно, на первых порах давать возможность отвечать учителю индивидуально.

2 балла: Ребёнок не очень уверен в себе и достаточно стеснителен. Сам он очень неохотно вступает в контакт с другими детьми и взрослыми, неохотно вызывается отвечать на уроках, не присоединяется к играм других детей по собственной инициативе. Однако в комфортной обстановке вполне открыт к контактам с другими людьми. Таким детям требуется помощь учителя в том, чтобы установить контакт, однако продолжать его он может самостоятельно.

3 балла: Ребёнок достаточно уверен в себе и способен самостоятельно пойти на контакт со знакомыми людьми, как с детьми, так и со взрослыми. В том, чтобы установить контакт с незнакомым взрослым или присоединиться к занятиям незнакомым детям, ему может потребоваться помощь взрослого. Однако, если контакт установлен, особого внимания и помощи со стороны учителя, скорее всего, не потребуется.

4 балла: Ребёнок уверен в себе и способен самостоятельно пойти на контакт с другими детьми или взрослыми в школьной обстановке. Может немного теряться в общении с незнакомыми людьми, однако при небольшой помощи взрослого вполне способен быстро преодолеть стеснение и почувствовать себя так же комфортно, как и со знакомыми. В повседневных ситуациях особого внимания учителя к тому, насколько он вовлечён в групповые занятия, не требуется.

5 баллов: Ребёнок уверен в себе и способен самостоятельно идти на контакт с любыми взрослыми и детьми. Таким детям важно рассказать основы безопасного поведения с другими людьми (как следует общаться с незнакомыми, что отвечать на их предложения), чтобы лёгкость, с которой он знакомится и общается, не стала причиной проблем.

Сосредоточенность 1 – Сосредоточенность в занятиях, которыми руководит учитель

1 балл: Ребёнку сложно сосредоточиться на том, что делает и говорит учитель, он легко отвлекается, и любое постороннее событие быстро завладевает его вниманием. Стараясь сконцентрировать внимание, он быстро устаёт, и ещё легче отвлекается. В работе с таким ребёнком необходимо делать перерывы, чтобы восстановить уровень концентрации внимания и дать ему возможность отдохнуть. Негативные эмоции сильно влияют на уровень концентрации внимания, поэтому в работе с ним от учителя требуется терпение и доброжелательность.

2 балла: Ребёнок способен удерживать внимание на задаче, поставленной учителем, или на объяснении лишь в течение короткого времени. Усталость и отрицательные эмоции негативно сказываются на его способности концентрировать внимание на работе с учителем, поэтому ему нужны частые перерывы и доброжелательная атмосфера на занятиях в классе.

3 балла: В целом, ребёнок достаточно легко концентрируется на задаче, поставленной учителем, или на объяснении материала. Однако отвлекающие события, даже незначительные, способны завладеть его вниманием. Для продуктивной работы с учителем ему необходима спокойная и комфортная обстановка в классе.

4 балла: У ребёнка достаточно хорошо сформирована способность концентрироваться на материале урока и выполнять задания под руководством учителя. Он вполне способен игнорировать слабые помехи и оставаться сосредоточенным относительно продолжительное время. Однако усталость и отрицательные эмоции могут снижать уровень внимания, поэтому учителю стоит внимательно относиться к его состоянию и планировать перерывы так, чтобы он легко мог восстановить свои силы.

5 баллов: У ребёнка хорошо развита способность достаточно долго концентрироваться на словах учителя и происходящем на уроке, даже если параллельно в классе происходит что-то другое. Он способен вписаться в распорядок урока и отвлечься как от внешних факторов, так и от собственного состояния.

Сосредоточенность 2 – Сосредоточенность в самостоятельных занятиях

1 балл: Ребёнок практически не умеет сосредотачиваться на занятиях, выполняемых без руководства взрослого. Он легко отвлекается и не может вернуться к занятию без просьбы и поощрения взрослого. На его способность концентрировать внимание также оказывает влияние его состояние, поэтому необходимо создать ему комфортную спокойную атмосферу и следить за тем, чтобы он не уставал.

2 балла: Ребёнку достаточно трудно заниматься одним делом даже в течение непродолжительного времени. Если он отвлёкся, его нужно целенаправленно возвращать к занятию, а также делать частые перерывы в работе, чтобы быстро восстанавливать уровень концентрации внимания. Для погружения в самостоятельные занятия ему также необходима спокойная и доброжелательная обстановка.

3 балла: В целом, ребёнок умеет самостоятельно концентрировать внимание и не отвлекаться на слабые помехи. Однако эта способность ещё не столь устойчива, поэтому для самостоятельной работы ему нужны спокойные условия и возможность восстанавливать свои силы во время перерывов. Длительность и частота перерывов определяется взрослым и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, поэтому стоит проявлять внимание к его состоянию во время самостоятельных занятий.

4 балла: В целом, способность ребёнка концентрировать внимание на самостоятельных занятиях достаточно устойчива, и он способен сосредоточиться на своих делах даже при наличии небольших помех. Сильные факторы (внезапный шум, появление значимого человека – друга или родителя и пр.) способны достаточно легко отвлечь его. Поэтому при организации его самостоятельных занятий нужно позаботиться, чтобы таких сильных отвлекающих факторов не возникало, а также учитывать естественный фактор усталости.

5 баллов: Ребёнок способен удерживать своё внимание на самостоятельных занятиях даже если рядом происходят существенные отвлекающие события. У него вполне сформирована способность произвольно концентрировать внимание достаточно долгое время, так что в планировании его самостоятельных занятий достаточно учитывать индивидуальную динамику его утомляемости.

Поведение

1 балл: Поведение ребёнка почти всегда направляется его импульсивными желаниями. Он ещё не умеет задумываться о последствиях своих поступков, и поэтому часто ведёт себя неподобающим образом. Ему требуется особое внимание учителя в том, что касается умения прогнозировать результаты своих действий и реакций на них других людей, как детей, так и взрослых. Необходимо внимательно и доброжелательно объяснять, какой отклик получат его действия и наглядно демонстрировать причинно-следственные связи между его поступками и результатами.

2 балла: У ребёнка начинает формироваться способность строить своё поведение сообразно ситуации и возможных реакций других людей, однако сильные желания он ещё не умеет контролировать, и они вызывают импульсивные поступки. Он уже способен действовать сообразно ситуации и может предсказать реакцию людей на свои поступки (делиться игрушками с другими детьми и быть вежливым, чтобы не обидеть), но пока только если взрослый (родитель или учитель) обратит на это его внимание. В непривычной ситуации примерное поведение ещё будет вызывать у него сложности.

3 балла: В большинстве привычных и стандартных ситуаций соблюдение социальных норм поведения и способность прогнозировать результаты своих поступков уже не вызывают у ребёнка трудностей. Однако когда он попадает в новую для себя ситуацию, ему требуется помощь взрослого, чтобы вести себя сообразно.

4 балла: Ребёнок уже способен строить своё поведение, учитывая возможные последствия и реакции других людей. Обычно без напоминаний бывает вежливым и задумывается о том, какой результат вызовут его действия. Даже в новых для себя ситуациях он способен самостоятельно построить линию своего поведения, поэтому помощь взрослых может требоваться лишь изредка, чтобы направить и сориентировать его.

5 баллов: Умение строить свое поведение, учитывая его последствия и реакцию других людей у ребёнка сформировано на хорошем уровне. Если не провоцировать его на агрессию и не «брать на слабо», то в подавляющем большинстве случаев он ведёт себя подобающе. Таким детям не требуется особого внимание взрослого, чтобы выстроить линию поведения, как в знакомой, так и в незнакомой ситуации.

Взаимоотношения со сверстниками

1 балл: Ребёнку трудно общаться со сверстниками и заводить друзей. Причина этого, возможно, лежит в особенностях его личностного развития (это можно увидеть, обратившись к результатам по этим шкалам). В любом случае, ему требуется помощь и дружелюбное внимание со стороны учителя, чтобы помочь ему влиться в коллектив и найти друзей. Нужно поощрять его контакты с другими детьми, а также стимулировать их включать его в свои игры и групповые занятия, и следить, чтобы ребёнка не обижали. Ребёнок должен почувствовать, что ситуация общения для него безопасна.

2 балла: Ребёнку бывает достаточно трудно общаться со сверстниками: как из-за неумения вести себя, так и из-за стеснительности и неуверенности в себе. Внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы выявить причину этих затруднений (в этом могут помочь результаты по шкалам личностного развития), и помогать ребёнку, вмешиваясь в его отношения со сверстниками и направляя его поведение.

3 балла: В целом, ребёнок достаточно легко общается со сверстниками и умеет заводить друзей. Проблемы могут возникать тогда, когда чувства и реакции его друзей на его поступки неочевидны или непредсказуемы: в этой ситуации учителю стоит вмешаться и объяснить ребёнку причины недопонимания.

4 балла: В целом, ребёнок не испытывает проблем в установлении отношений со сверстниками и поисками друзей. Он с готовностью откликается на предложения играть и дружить, и поддержка взрослого ему может требоваться только в том, чтобы самому проявить инициативу.

5 баллов: У ребёнка нет проблем с поддержанием хороших взаимоотношений со сверстниками. Он легко понимает других детей, даже если их реакция на его слова и поступки неочевидна, и сам с готовностью идёт на контакт и проявляет инициативу играть и дружить. Особой помощи взрослых ему не требуется.

Взаимоотношения со взрослыми

1 балл: Ребёнок не умеет вести себя во взрослыми: не идёт на контакт с ними и часто не контролирует своё поведение, грубит, вмешивается в разговор и т.д. Возможно, это связано с особенностями его личностного развития (об этом можно судить по его результатам личностного развития): излишней стеснительностью или неуверенностью или неумением строить своё поведение в соответствии с реакцией взрослых. Учителю стоит обратить внимание на проблемные зоны и помогать ему строить отношения со взрослыми людьми – самим учителем, другими сотрудниками школы – взрослыми, с которыми ребёнок сталкивается в школе. Учитель может объяснять и подсказывать ребёнку правильную тактику общения.

2 балла: Ребёнок опасается взрослых людей и с неохотой идёт на контакт. В этой ситуации учитель может помочь ребёнку, выстроив комфортную и доброжелательную ситуацию для общения и всячески давать понять, что ребёнок находится в безопасности. Это поможет ему раскрыться и наладить коммуникацию со взрослым.

3 балла: В целом, у ребёнка нет особых проблем в налаживании отношений со взрослыми людьми: в целом, он ведёт себя подобающе и не боится проявить инициативу. Внимание учителя может потребоваться на этапе установления контакта и чтобы скорректировать поведение ребёнка по отношению ко взрослому, если это необходимо.

4 балла: Ребёнок легко и самостоятельно налаживает контакт со взрослым. В процессе общения может вести себя немного неестественно, но в целом особого внимания от учителя в этот момент не требуется.

5 баллов: Ребёнок легко устанавливает контакт со взрослыми и, если необходимо, сам проявляет инициативу в общении. В разговоре со взрослым ведёт себя естественно и понятно, помощь учителя ему не требуется.

Правила

1 балл: Ребёнок пока не умеет соблюдать правила: часто отвлекает других детей, мешает занятия, вмешивается в ход урока. В этой ситуации необходимо мягко, но настойчиво направить его поведение. Здесь могут сработать и объяснения, и просьбы, обращённые к ребёнку, или, например, значки-напоминания о том, какие правила нужно соблюдать, находясь в классе: и на уроке, и на перемене.

2 балла: Ребёнок, в целом, усвоил правила поведения в школе, но сильные эмоции или желания ещё могут перевешивать и заставлять его поступать в разрез с ними. В этом случае он может начать отвлекать других детей, вмешиваться в их занятия, прерывать учителя и так далее. В большинстве таких ситуаций учителю будет достаточно напомнить о необходимости соблюдать правила, устно или с помощью специальных значков-напоминалок.

3 балла: Большую часть времени ребёнок успешно соблюдает правила поведения в школе, однако сильные переживания ещё могут заставить его поступать импульсивно и вопреки принятым в классе правилам поведения. В этом случае нужно разобраться, что привело к такому сбою и, разрешив ситуацию (или объяснив, что сейчас это невозможно), попросить вернуться к соблюдению правил.

4 балла: У ребёнка достаточно хорошо сформирована способность следовать правилам, установленным в классе. Ему достаточно легко подчиняться учителю, и обычно он делает это без напоминаний. Импульсивное поведение, нарушающее порядок в классе, возможно в редких случаях, и обычно достаточно напоминания учителя, чтобы вернуть ребёнка в привычное русло.

5 баллов: У ребёнка практически никогда не бывает проблем с соблюдением установленных правил, он легко подчиняется требованиям учителя и даже может контролировать поведение других детей.

Культурное развитие

1 балл: Ребёнок знаком только с достаточно простыми и близкими ему вещами в социальном мире: повседневным распорядком в семье, своими отношениями с близкими. При этом он, скорее всего, не может рассказать об этом, и судить о его знакомстве с социальным миром можно только косвенно: например, по его ролевым играм на семейную тематику. Он ещё не понимает, что значит быть членом семьи, класса, или другого коллектива, не может описать отношения между людьми, в которые не включён сам (например, между папой и старшим братом), а его восприятие социума можно назвать эгоцентричным. Задача учителя – потихоньку вводить ребёнка в мир социальных отношений и сориентировать родителей на социальное развитие ребёнка.

2 балла: У ребёнка уже сформировано понимание того, что значит быть членом семьи или класса – любого коллектива, в жизнь которого непосредственно включён он сам. Он способен связно рассказать о своей семье или классе, описать отношения между членами коллектива. При этом он ещё не осознает существование более крупных социальных единиц, с которыми связана жизнь его семьи (работа родителей, общественные организации и пр.) и не учитывает их в своих рассказах. Также он ещё может не понимать, что жизнь других людей отличается от его собственной и жизни его семьи, и оценивать их, исходя исключительно из собственного опыта. Задача учителя на этом этапе – знакомить ребёнка с более широким социальным контекстом, чем семья и класс, а также обращать его внимание на разнообразие поведения и образа жизни других людей.

3 балла: Ребёнок осознает, что, помимо члена своей семьи и ученика конкретного класса, он является представителем и других социальных групп (житель района или города, гражданин страны) и может рассказать о своем опыте, связанном с этими группами. Однако он всё ещё подходит к оценке поведения других людей, исходя из эгоцентрической позиции и не способен учитывать разнообразие поступков и их причин. Задача учителя в этом случае – обращать внимание на это разнообразие и обсуждать с ребёнком причины поступков разных людей.

4 балла: Ребёнок уже осознает, что является частью различных социальных групп и умеет принимать разнообразие поступков других членов социума. Он уже овладел механизмами социального сравнения и гордится своими достижениями и умеет адекватно их оценить, в сравнении с другими членами коллектива (написал прописи лучше, чем соседка по парте, но не так аккуратно, как на образце). Задача учителя на этом этапе – научить ребёнка уважать других людей и самого себя.

5 баллов: Ребёнок понимает, что является частью различных социальных групп и уважает, и принимает образ жизни других людей, даже сильно отличающийся от его собственного. Он хорошо осознаёт свои границы и понимает, что другие люди также должны проявлять уважение к нему.

Коммуникация

1 балл: Речь ребёнка развита слабо, и в общении он использует только простые слова, помогая себе жестами и мимикой. В этом случае учителю необходимо порекомендовать родителям направить ребёнка к специалисту по развитию речи.

2 балла: Ребёнок разговаривает простыми предложениями и часто прибегает к интонациям, вместо того, чтобы правильно использовать грамматические конструкции (например, чтобы задать вопрос). Учителю необходимо стимулировать развитие речи ребёнка на уроках и порекомендовать родителям уделять этому больше внимания дома.

3 балла: Ребёнок умеет строить сложные предложения, однако не всегда ещё делает это правильно, с точки зрения грамматики. Его устные высказывания могут представлять собой нагромождение фраз, особенно если ребёнок взволнован или торопится. В таких случаях учителю стоит поправить ребёнка и попросить успокоиться и повторить фразу ещё раз, сосредоточившись на том, чтобы сделать это правильно.

4 балла: Ребёнок умеет стоить связные высказывания, если они не очень длинные и состоят из простых слов. Правда, это умение ещё не закрепилось, поэтому более сложные конструкции ему пока не даются, особенно, если он взволнован или торопится. Учителю стоит направить своё внимание на расширение его словарного запаса и отработку более сложных грамматических конструкций в устной речи.

5 баллов: Ребёнок готовит бегло и связно, умеет формулировать свои мысли достаточно сложным языком, а в разговоре может повторить достаточно сложные грамматические конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика уровня готовности первоклассников к школе

Методика позволяет учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка....

Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность

Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность...

Стартовая диагностика 1 класс УМК " Начальная школа 21 века".

Стартовая диагностика 1 класс УМК " Начальная школа 21 века"....

Стартовая диагностика в 1 классе УМК «Школа России»

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учите­лем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают ...

Стартовая диагностика в 1 классе УМК «Школа России»

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учите­лем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают ...

Презентация Стартовая диагностика в 1 классе УМК «Школа России»

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учите­лем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают ...