«Формирование устойчивого навыка чтения у обучающихся начальных классов с овз»
методическая разработка

Самсонова Жанна Александровна
Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, средних и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Формирование устойчивого навыка чтения у обучающихся начальных классов с овз»

Подготовила учитель начальных классов:

Самсонова Ж.А.

г. Кулебаки 2019 г.

                                                                                                   «Уметь читать в широком

     смысле этого слова– значит,

                                                                                      извлечь из мертвой

                                                                                        буквы живой смысл»

                                                                                                 К.Д. Ушинский

Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.

Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.

       Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу  у педагогов. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

      Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, средних и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения.         Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.

       Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения.

Среди них:

  • Природный темп деятельности
  • Нарушения артикуляции
  • Неправильное дыхание
  • Малое поле зрения
  • Уровень организации внимания
  • Уровень развития памяти

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

Технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

Процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Далее я приведу примеры упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения.

Упражнения для работы над артикуляцией

1.Артикуляционная гимнастика

C:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\1-etW6Y7vOoiU.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\2-l_IazIyuV7w.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\4-kQuz_Pp95vw.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\3-h0UVh5IwAOk.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\6-p3Gop54sXjg.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\7-4X7CY3raOOo.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\8-EnZMvi1txrs.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\речевая гимнастика\9-1tmI4HTL8xw.jpg

2. Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

  • Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
  • Ло - ло - ло — на улице тепло.
  • My - му - му — молоко кому?
  • Ры - ры - ры — летают комары.
  • Чи - чи - чи — у дома кирпичи.

Нужно  использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.

3. Чтение скороговорок. 

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

  • Утром присев на пригорке,
  • Учат сороки скороговорки.
  • Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
  • Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
  • Вез на горку Саня за собою сани.
  • Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
  • Шел Егор через двор
  • С топором чинить забор.

4. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения я использую работу со структурными слоговыми таблицами.

msotw9_temp0

5.  Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:

msotw9_temp0

Работа над правильностью дыхания

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

«Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

«В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«В лифте»

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Малое поле зрения

Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей.  Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

1. На решение этой задачи направлено упражнение «Прирамида». 

КОС*ТЕР

ПАТ   *  РОН

ПЛА     *     КАТ

ГНЕЗ      *         ДО

ПАШ       *         ТЕТ

ЛИ                *           ВЕНЬ

ЛО                  *             ШАДЬ

МОР                  *                 КОВЬ

ТЕТ                      *                    РАДЬ

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

МА * МА

ШИ  *   ЛО

КЕ       *      ДЫ

РЕ         *        КА

ВО          *          ДА

ОЧ             *              КИ

ДЫ               *                НЯ

ЮБ                *                   КА

ПУ                     *                      ЛЯ

АР                          *                         ФА

БУ                          *                          СЫ

Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые  и буквенные таблицы Шульте. При работе с ними для расширения поля зрения необходимо фиксировать глаза  в центре.

   C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.909\1.png                        C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI15.388\1.png

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI23.170\3.png                C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI35.293\10.png

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI20.393\3.png                 C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI58.647\4.png

«Словесная пирамида»

Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:

кол

укол

уколол

уколоть

укололся

ма

мал

мама

марка

маркиз

знать

узнать

познать

опознать

опознанный

msotw9_temp0             

                     

msotw9_temp0

Распределение внимания

msotw9_temp0

msotw9_temp0

msotw9_temp0

Задание:  Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

Киноыаелмухаорлфсыропрмама

Рпмашина

Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Память

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Используются упражнения, в которых запись информации заключается в ее переводе в образную форму.(у детей со зрительной памятью высокая скорость чтения, высокий уровень грамотности)

1. «Представь себе» (мысленные образы и эмоции) – после каждого прочитанного предложения представить соответствующую картину.

2. «Вспомни картинки».

3. «Послушай  и опиши» - представить то, что называет взрослый.

4. «Сочини рассказ» - слова, данные взрослым объединить одной темой и сочинить рассказ.

5. «Запомни слова» -  запомнить слова не связанные между собой.

6. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Диктанты И.Т.Федоренко

В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

Упражнения для увеличения скорости

1. Многократное прочтение  текста вслух

2. Упражнение «МОЛНИЯ».

Чередование чтения в комфортном темпе с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в максимальном темпе осуществляется по команде «МОЛНИЯ».

3.  Чтение "Спринт". 

 Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

4. "Жужжащее" чтение.

5. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

6. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

7. Многократное прочтение текста.

8. Чтение про себя.

Памятка

                                             Учись читать правильно

  • 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  • 2. Старайся не возвращаться к чтению     прочитанного слова, если понял его.
  • 3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
  • 4. Старайся понять, о чем читаешь.
  • 5. Читай ежедневно вслух и « про себя»

Заключение

Проводя занятие, педагог должен учитывать факторы читательского развития обучающегося с ОВЗ, тормозящие желание ребенка прочитать рекомендованные ему книги. Это, прежде всего, крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии. 

Практика обучения свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к художественной литературе проявляется у большинства обучающихся с ОВЗ только к концу третьего года обучения. Но и тогда адекватное понимание идейного смысла многих стихотворений и сказок, их трансформация в самостоятельном литературном творчестве остается недоступной для большинства детей с ОВЗ как дефициты  интеллектуального и эмоционального развития.  Малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешают пониманию авторского замысла, морально-этической стороны произведения, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого читателя зачастую вступает в конфликт с логической структурой текста, что приводит к его фрагментарному восприятию.

У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное (средний и низкий уровни).

Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов  развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

 

Список использованных источников

1. А.Ф.Ануфриев., С.Н.Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей, -  Издательство "Ось-89", Москва.,2009

2. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №10.

3. Б.В.Пузанов Коррекционная педагогика Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Москва., 2010

4. У.В.Ульенкова Дети с задержкой психического развития Нижегородский государственный университет, 2006

5. Интернет-источники:

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie 

http://www.uchmet.ru/library/material/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...

Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....

Упражнения для формирования навыка чтения у обучающихся 2 класса с ОВЗ

Предлагается 5 видов упражнений на развитие осознанного навыка чтения....

"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной с...

Методы и приемы формирования устойчивого навыка чтения в 1 классе (педчтения)

Задача начального образования – научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению. Такая задача актуальна в наши дни, так как чтение играет большую роль в образовании и развитии чело...