Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.
презентация к уроку по чтению на тему

Хрулина Оксана Галимзяновна

 

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вниманию упражнения по выработке навыков чтения. Надеюсь, это поможет учителям и родителям.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_no_74._hrulina.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 74 Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников. Автор: Хрулина О.Г., учитель начальных классов МБОУ школа № 74 г. о. Самара

Слайд 2

17.02.2016 2 «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл» К.Д. Ушинский

Слайд 3

17.02.2016 3 Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Слайд 4

17.02.2016 4 Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Слайд 5

17.02.2016 5 Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Среди них: Регрессии Отсутствие антиципации Нарушения артикуляции Неправильное дыхание Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень развития памяти

Слайд 6

17.02.2016 6 Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Слайд 7

17.02.2016 7 Устранение регрессий Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Слайд 8

17.02.2016 8 Устранение регрессий Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания . Как я уже сказала, для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание -достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.

Слайд 9

17.02.2016 9 Устранение регрессий Чтение пар слов, отличающихся одной буквой : козы – косы трава – травы ветер – вечер взбежал – вбежал Чтение цепочек слов, близких графическому облику : вслух – глух – слух вьют – вьюн – вьюга Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста. Раз – ли – ва – лось разливалось Пу –те -шест–во– вать путешествовать За – швы – ря - ли зашвыряли

Слайд 10

17.02.2016 10 Антиципация Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией , или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой .

Слайд 11

17.02.2016 11 Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации Доскажи строчку. Ло – ло – ло – как на улице … (светло) Ул – ул - ул – у меня сломался … (стул) Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не … (любила). Слова-невидимки - Я толстый и большой. С - - - - Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - - - На мне кузнечики звенят. С - - - - А я - конечный результат. И- - - (слон, стон, стог, итог)

Слайд 12

17.02.2016 12 Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации «Чтение с помощью «Решетки». Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

Слайд 13

17.02.2016 13 Артикуляция Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата . Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Слайд 14

17.02.2016 14 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЧАСИКИ Тик-так, тик-так — Ходят часики вот так. День и ночь они не спят, Всё стучат, стучат, стучат : ЧИЩУ ЗУБКИ Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.

Слайд 15

17.02.2016 15 Речевые разминки На птичьем дворе . Наша уточка с утра... Кря , кря , кря ! Наши гуси у пруда... Га, га, га! Наши курочки в окно... Ко , ко, ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет..- Ку-ка-ре-ку! Игры на звукоподражание:

Слайд 16

17.02.2016 16 Речевые разминки Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у нас в руках шары. Ру-ру-ру - бью рукою по шару. Да-да-да - из трубы бежит вода. До-до-до - на дереве гнездо. Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды. Ду-ду-ду - с мамой я домой иду. Та-та-та - в нашем классе чистота. Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Слайд 17

17.02.2016 17 Речевые разминки Скороговорки на проговаривание согласных звуков: К о с и, к о с а, по к а ро с а. Н а р е к е поймали р ака, из-за р ака вышла д р а к а. Ш ла С а ш а по ш о сс е и с о с ала с у ш ку.

Слайд 18

17.02.2016 18 Упражнения для работы над артикуляцией Чтение скороговорок. Утром присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р ! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р ! Карниз, карамель, карапуз. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Шел Егор через двор С топором чинить забор.

Слайд 19

17.02.2016 19 Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида: Упражнения для работы над артикуляцией

Слайд 20

17.02.2016 20 Работа над правильностью дыхания В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно и выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”. Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Слайд 21

17.02.2016 21 Упражнение для развития напора воздуха «Подуй на листок»

Слайд 22

17.02.2016 22 «Выдох со счетом» Работа над правильностью дыхания Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

Слайд 23

17.02.2016 23 «Медвежата» Работа над правильностью дыхания Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м]. Мам, мёду б нам, Мам, молока бы нам.

Слайд 24

17.02.2016 24 Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. Работа над правильностью дыхания «В лифте»

Слайд 25

17.02.2016 25 Малое поле зрения Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Слайд 26

17.02.2016 26 Упражнения, помогающие расширить поле зрения « Прирамида ». КОС*ТЕР ПАТ * РОН ПЛА * КАТ ГНЕЗ * ДО ПАШ * ТЕТ ЛИ * ВЕНЬ ЛО * ШАДЬ МОР * КОВЬ ТЕТ * РАДЬ Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно .

Слайд 27

17.02.2016 27 «Словесная пирамида» Упражнения, помогающие расширить поле зрения Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе: кол укол уколол уколоть укололся ма мал мама марка маркиз знать узнать познать опознать опознанный

Слайд 28

17.02.2016 28 Упражнения, помогающие расширить поле зрения Я Е И Ю  Г А К О Расположив в центре зеленую точку или вопросительный знак , можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, ученик должен найти её, не отрывая взгляда от центра. Таблица Шульте .

Слайд 29

17.02.2016 29 Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА» Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух. Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 30

17.02.2016 30 Уровень организации внимания Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

Слайд 31

17.02.2016 31 Найди 16 предметов, необходимых ученику в школе . Распределение внимания

Слайд 32

17.02.2016 32 Найди среди букв слова и подчеркни их. Распределение внимания Оа солнце тиоь стол пои Кино ыаел муха орлф сыр опр мама рп машина

Слайд 33

17.02.2016 33 Распределение внимания Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова. СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Слайд 34

17.02.2016 34 Концентрация внимания

Слайд 35

17.02.2016 35 Концентрация внимания Постарайся без ошибок переписать следующие строки: Аммадама реберге ассамаса Гесклалла ессанессас Еналсстаде енадслат етальтаррс Усогката лиммодорра клатимор

Слайд 36

17.02.2016 36 Память Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти . Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Слайд 37

17.02.2016 37 Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко) Предложения число букв Время экспозиции набор №1 Тает снег. 8 4 Идет дождь. 9 4 Небо хмурое. 10 5 Коля заболел. 11 5 Запели птицы. 11 5 Поле опустело. 12 6

Слайд 38

17.02.2016 38 Набор 18 1. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. 2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры 3. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. 4. По лесной заросшей тропе идет группа туристов. 5. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом. 6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами. Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко)

Слайд 39

17.02.2016 39 Развитие оперативной памяти Разновидностью зрительных диктантов является следующее упражнение: Предложение на доске: Наташа отдала Свете одну вафлю. Прочитайте и запомните предложение. Первые буквы всех слов вставьте по порядку в таблицу. Назовите автора, чьё произведение мы будем изучать на уроке. Н О С О В

Слайд 40

17.02.2016 40 Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию техники чтения. Данные диагностики свидетельствуют о том, что у учащихся увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения; выработан навык антиципаций; сформирована устойчивость внимания; не имеют место регрессии; увеличился словарный запас; развит артикуляционный аппарат.

Слайд 41

17.02.2016 41 Сформированность техники чтения в свою очередь повлияла на: общее развитие речи - учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения; на повышение качества успеваемости; на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.

Слайд 42

17.02.2016 42 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....

Формирование информационных умений и навыков у младших школьников

В данной презентации я попытаюсь расскрыть этапы формирования информационных умений и навыков на примере проведения библиотечных уроков....

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...