Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Постникова Оксана Ивановна

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи показали, что у 60% детей не развита устная речь. У 35-40% не развит фонематический слух. При рассказывании стихотворений наизусть, речь детей эмоционально не окрашена. У40% детей -произношение звуков не правильное. Все эти недостатки создают большие трудности при обучению письму и чтению, но и как показывает практика, препятствует в дальнейшем усвоению школьной программы.

И эта проблема чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех внеклассной и внешкольной жизни.

Цель.

Исходя из этих проблем, я поставила перед собой цель исследования:

Изучение приёмов формирования навыков чтения и речеведческих умений.

Задачи: 1.Изучение психологических основ формирования у младших школьников речеведческих умений; 2. Раскрытие понятия «речеведческие умения» и их формирование у младших школьников; 3. Продиагностировать сформированность навыков чтения и речеведческих умений у младших школьников. 4. Подобрать приёмы формирования речеведческих умений у младших школьников и апробировать их на практике;5. Развивать навыки речевого развития: умения говорения и слушания, обогащение активного и пассивного и потенциального словаря ребёнка ,развитие грамматического строя речи.

Работу по осуществлению своей проблемы, я начала еще в детском саду на уроках развития речи. Занятия проводились по определённой структуре и в игровой форме.(«Наряди человечка и дай ему имя» ,разучивание маленьких стихотворений про букву, составление рассказа –сказки, игра «Магазин букв» и т.д Для развития наблюдательности, фонематического слуха, речи, придумывали или находили предметы с даннам звуком в окружающей среде.

*составление рассказа -сказки, где в каждом слове должен быть пройденный звук.

*чтение скороговорок и чистоговорок, с разными интонациями с подключением мимики и жестов.Затем слушали кто лучше запомнил и рассказал выразительно.

1.Артикуляционная гимнастика.

Работу по своей проблеме продолжила в 1 классе. На уроках обучение грамоте использовала разные виды речевых разминок( артикуляционная гимнастика) , что позволило совершенствовать звуковую сторону речи, правильно произносить звуки

Артикуляционная гимнастика-подготовка речевого аппарата к произношению звуков. #1. Жил-был язычок, в домике-ротике. Двери губы плотно закрыты. Вот так. Язычок спокойно спит. К нему в гости пришли звуки и стали его будить.(пропиваем гласные звуки).#2. Жил-был язычок, длинный- предлинный, вот такой (показ).Рот открыт-вот так. (показ) Язычок вышел погулять (язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно быстро убежал домой.

2. Скороговорки.

Скороговорки-частоговорка,чистоговорка род складной речи, с повторением и с перестановкой одних и тех же букв или слогов,сбивчивых или трудных для произношения. Развивает речь и дикцию. С помощью скороговорок можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

. Упражнения, в отчётливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.#У Сени и Сани в гостях сом с усами.#Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

-Произношение скороговорок и чистоговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.#Проворонила ворона вороненка.#Наш Полкан, попал в капкан.

Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:

произноси медленно;

произноси чуть быстрее;

произноси чуть выше;

произносите тихо.

Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:

упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;

упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.

упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.

3. Чистоговорки.

Чистоговорки- простые и эффективные игры упражнения. Помогают улучшить дикцию учащихся, но и совершенствует звуковую сторону речи.

Са-са-са- в лесу бегала лиса.

Ар-ар-ар- закипел наш самовар.

Ос-ос-ос- на поляне много ос.

На-на-на в лесу выросла сосна.

Ли-ли-ли- улетели журавли.

Ло-ло-ло- домик снегом замело.

Ны-ны-ны – будем ждать мы весны!

4. Упражнения, совершенствующие произношения Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.#Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.

5.Потешки и мини-стихотворения.

Разучивание потешек и мини-стихотворений-этот приём чтения помагает учащимся развивать речь ,делать её выразительной. Вместе с детьми мы разучиваем потешки, работаем над мимикой, жестами, выразительностью речи при помощи разных интонаций.

6. Пословицы.

Очень важное влияние пословиц на развитие речи учащихся. Основная работа с пословицами- это раскрытие их смысла, прямого и переносного.

Кончил дело-???

Труд-лень-???

Поспешишь - один ответ

Семь бед- людей насмешишь.

7.Составление слов.

Топор (рот, пот, порт, ропот,тор)‏

т у ш а к (шутка,тушка)‏

О к т (кто, ток, кот)‏

А а к н б (БАНКА,КАБАН)‏

8.Инсценирование сказок.

 

9.Проведение физминуток тоже помогает развивать у детей речь , умение выразительно её произнести ,показать повадки животных, импровизировать, подключать мимику и жесты

 

10.Библиотечные часы.

 

11.Грамоты от героев сказок.

В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи. Которые имеют практическое значение, жизненно необходимые ребёнку, Этот речевой материал распределён с 1-4 классы. Чтобы соблюдать системность в работе.

 

Анализ результатов.

Общее количество учащихся (23) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Методики определения уровня развития речеведческих умений и навыков приведены в приложении №1.

Результаты анализа работ были занесены в таблицы.

 

Результаты анализа уровня развития речеведческих умений показали, что высокий уровень -5 человек, базовый уровень-15 человек, низкий уровень у 3 человек.

 

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьников.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи показали, что у 60% детей не развита устная речь. У 35-40% не развит фонематический слух. При рассказывании стихотворений наизусть, речь детей эмоционально не окрашена. У40% детей -произношение звуков не правильное. Все эти недостатки создают большие трудности при обучению письму и чтению, но и как показывает практика, препятствует в дальнейшем усвоению школьной программы.

И эта проблема чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех внеклассной и внешкольной жизни.

Цель.

Исходя из этих проблем, я поставила перед собой цель исследования:

Изучение приёмов формирования навыков чтения и речеведческих умений.

Задачи: 1.Изучение психологических основ формирования у младших школьников речеведческих умений; 2. Раскрытие понятия «речеведческие умения» и их формирование у младших школьников; 3. Продиагностировать сформированность навыков чтения и речеведческих умений у младших школьников. 4. Подобрать приёмы формирования речеведческих умений у младших школьников и апробировать их на практике;5. Развивать навыки речевого развития: умения говорения и слушания, обогащение активного и пассивного и потенциального словаря ребёнка ,развитие грамматического строя речи.

Работу по осуществлению своей проблемы, я начала еще в детском саду на уроках развития речи. Занятия проводились по определённой структуре и в игровой форме.(«Наряди человечка и дай ему имя» ,разучивание маленьких стихотворений про букву, составление рассказа –сказки, игра «Магазин букв» и т.д Для развития наблюдательности, фонематического слуха, речи, придумывали или находили предметы с даннам звуком в окружающей среде.

*составление рассказа -сказки, где в каждом слове должен быть пройденный звук.

*чтение скороговорок и чистоговорок, с разными интонациями с подключением мимики и жестов.Затем слушали кто лучше запомнил и рассказал выразительно.

1.Артикуляционная гимнастика.

Работу по своей проблеме продолжила в 1 классе. На уроках обучение грамоте использовала разные виды речевых разминок( артикуляционная гимнастика) , что позволило совершенствовать звуковую сторону речи, правильно произносить звуки

Артикуляционная гимнастика-подготовка речевого аппарата к произношению звуков. #1. Жил-был язычок, в домике-ротике. Двери губы плотно закрыты. Вот так. Язычок спокойно спит. К нему в гости пришли звуки и стали его будить.(пропиваем гласные звуки).#2. Жил-был язычок, длинный- предлинный, вот такой (показ).Рот открыт-вот так. (показ) Язычок вышел погулять (язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно быстро убежал домой.

2. Скороговорки.

Скороговорки-частоговорка,чистоговорка род складной речи, с повторением и с перестановкой одних и тех же букв или слогов,сбивчивых или трудных для произношения. Развивает речь и дикцию. С помощью скороговорок можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

. Упражнения, в отчётливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.#У Сени и Сани в гостях сом с усами.#Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

-Произношение скороговорок и чистоговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.#Проворонила ворона вороненка.#Наш Полкан, попал в капкан.

Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:

произноси медленно;

произноси чуть быстрее;

произноси чуть выше;

произносите тихо.

Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:

упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;

упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.

упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.

3. Чистоговорки.

Чистоговорки- простые и эффективные игры упражнения. Помогают улучшить дикцию учащихся, но и совершенствует звуковую сторону речи.

Са-са-са- в лесу бегала лиса.

Ар-ар-ар- закипел наш самовар.

Ос-ос-ос- на поляне много ос.

На-на-на в лесу выросла сосна.

Ли-ли-ли- улетели журавли.

Ло-ло-ло- домик снегом замело.

Ны-ны-ны – будем ждать мы весны!

4. Упражнения, совершенствующие произношения Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.#Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.

5.Потешки и мини-стихотворения.

Разучивание потешек и мини-стихотворений-этот приём чтения помагает учащимся развивать речь ,делать её выразительной. Вместе с детьми мы разучиваем потешки, работаем над мимикой, жестами, выразительностью речи при помощи разных интонаций.

6. Пословицы.

Очень важное влияние пословиц на развитие речи учащихся. Основная работа с пословицами- это раскрытие их смысла, прямого и переносного.

Кончил дело-???

Труд-лень-???

Поспешишь - один ответ

Семь бед- людей насмешишь.

7.Составление слов.

Топор (рот, пот, порт, ропот,тор)‏

т у ш а к (шутка,тушка)‏

О к т (кто, ток, кот)‏

А а к н б (БАНКА,КАБАН)‏

8.Инсценирование сказок.

9.Проведение физминуток тоже помогает развивать у детей речь , умение выразительно её произнести ,показать повадки животных, импровизировать, подключать мимику и жесты

10.Библиотечные часы.

11.Грамоты от героев сказок.

В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи. Которые имеют практическое значение, жизненно необходимые ребёнку, Этот речевой материал распределён с 1-4 классы. Чтобы соблюдать системность в работе.

Анализ результатов.

Общее количество учащихся (23) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Методики определения уровня развития речеведческих умений и навыков приведены в приложении №1.

Результаты анализа работ были занесены в таблицы.

Результаты анализа уровня развития речеведческих умений показали, что высокий уровень -5 человек, базовый уровень-15 человек, низкий уровень у 3 человек.

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыка чтения у младших школьников.

В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока....

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...

Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников

Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников. Различные виды упражнений по возрастам....

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...