Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников
статья по чтению (1 класс) на тему

Швачкина Светлана Владимировна

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овладение полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, без этого невозможно качественное образование ученика. Каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения. Я же использую в своей работе систему специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»

К.Д.Ушинский

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Овладение полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, без этого невозможно качественное образование ученика.

В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих 2 показателей  зависит умственная работоспособность. Среди  трудностей, которые испытывают дети в процессе чтения можно выделить следующие:

  • медленный темп чтения с повторами слов, словосочетаний, фраз.
  • частичное или искажённое понимание прочитанного из-за обилия слов и речевых оборотов, которые не являются составной частью их активного или пассивного словарного запаса.
  • частичное или искажённое понимание текста из-за недостаточного объёма оперативной памяти (пока читал – забыл, что было раньше).

В результате, как техническая сторона чтения, так и понимание прочитанного остаётся на невысоком уровне у большинства учащихся. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, как  привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить выделять главное в тексте?

Конечно, каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения. Я же использую в своей работе систему специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.  К ним относятся:

  • упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Упражнениям на отработку дыхания

Поймай комара (руки в стороны – вздох, медленно, медленно сводить руки, произносить непрерывно «з-з-з-з», прихлопнуть комара, быстро развести руки в стороны, произойдет автоматический вздох). «Летела муха около уха –ж-ж-ж-ж, летела оса около носа – с-с-с-с. Летел комар и звенел з-з-з-з. Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали, (кулачок прижать к уху), тихо з-з-з-з – пусть летит!

Артикуляционная гимнастика

Чтение ряда гласных  а, о, у, ы, и, э,  а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

Чтение  скороговорок, чистоговорок

«Хохотала звонко Мила, в рот смешинка угодила».

Словарная работа

Работа над лексическим значением новых слов проходит в 3 этапа. На первом – сами учащиеся выделяют в тексте непонятные слова и пытаются объяснить их значение. На втором – читаем слова, написанные  на доске с тем или иным затруднением (написанных их нижней или верхней половиной, или пунктиром).  И объясняем их значение. И на третьем -  учитель называет предложения из текста и в них учащиеся находят непонятные слова, выражения. Это не только заинтересовывает учеников, но и включает их в творческую деятельность поискового характера.

Упражнение «буксир». Учитель читает вслух текст, варьируя скорость чтения в соответствии с намеченным планом в пределах скорости чтения учеников класса. Дети читают тот же текст шёпотом, стараясь поспевать за учителем.

Чтение до первой ошибки – ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение. Такая работа повышает ответственность и внимание каждого ученика.

Повторное чтение активизирует деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения, развивая устойчивость и объём внимания.

  • Чтение отрывка (предложения) с поочерёдным произношением слов нормально и наоборот. Это упражнение способствует развитию речедвигательной системы, направлено на быстрое восприятие текста и развивает распределение внимания.
  • Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность, устойчивость внимания.
  • Чтение отрывка с повторным произношением  каждого слова или некоторых слов (например, каждое второе, третье т.д.).
  • Чтение отрывка, предложения, прочитывая только первые или последние слоги.

Упражнения, направленные на формирование устойчивости внимания

«Игра в прятки» - учитель читает не сначала, а где захочет, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя.

«Мнимое слово» - я в ходе чтения учитель произносит неправильно слово. Дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид  привлекает детей, т.к. они имеют возможность поправить самого учителя, что придаёт  им уверенность в своих силах.

Нахождение новых слов в данных словах

Уточка, град, сухо, парк, экран, мрак, сорт, скот

Чтение текста с неполными словами

Текст у ребят на отдельных листочках или может быть написан на доске.

В поле стоит бер… . Она точно жив…  , вся трепещет на вет… зелён… листоч…

Берёзов… роща весн… звенит от птичь..   пес… . Походишь по березово… ле…  , потрогаешь белые стволы и клейкие лист…., послушаешь как поёт скво…, и станет лег… и  радост… .

Зимой бер… заблес… , загорит… сереб… .  И зимой и лет… хоро…  бер…

Составление предложений из «рассыпавшихся»  частей  (на парте  у каждого предложение из рассказа)

Маша, корзиночку, живо, и, назад, набрала, к дому, побежала

Пропавшие слова

Попробуйте догадаться, какие слова потерялись в тексте?

Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую ________ . Быстро мчатся с _______ санки.  Резкий ________ бьёт детям в ______.

Стимулом в развитии интереса к чтению является и творческая деятельность учащихся.  

Прочитать текст и установить нужный порядок строк.

Красить комнаты пора

Но не с кистью и ведром

Пригласили маляра

Наш маляр приходит в дом

Чтение слов и нахождение лишнего

Мак, ромашка, роза, лук.

Кошка, воробей, собака, корова.

Берёза, дуб, осина, малина.

Такие виды работы со словом, предложением развивают зрительное внимание, память, слуховое внимание, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой,  осознанность, скорость чтения, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), стимулируют интерес к чтению. В таких играх ученик привыкает внимательно слушать не только учителя, но и своего товарища – что очень важно. Обучать ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество.

Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, надо стремиться к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Развитие навыка чтения у младших школьников.

В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока....

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....

Эффективные приемы развития навыка чтения у младших школьников

Особенности развития младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и н...