Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»
статья по чтению на тему

Федорович Ирина Николаевна

Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ.

учитель начальных классов – Федорович И.Н.

ГБОУ школа №7

      Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

      В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной и устной речи. Нарушения чтения являются достаточно распространенными среди учащихся коррекционных школ. Они препятствуют полноценному освоению школьных знаний.

        Научить ребенка правильному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна. Чтение помогает ребенку развиваться, получать новые знания, воспитывать лучшие черты характера. Умения и навыки чтения – это важнейший вид речевой и умственной деятельности, применяемый при изучении всех учебных предметов. Поэтому очень важна систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков чтения.

Трудности в обучении чтению говорят о проблемах развития :

  • психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
  • оптико-пространственной организации;
  • слухового, зрительного анализаторов и артикуляции.

Поэтому без специально организованной, систематической помощи педагога, знающего причины, механизмы речевой патологии эти нарушения не могут быть скомпенсированы.

Содержание учебного материала должно быть доступным, интересным и значимым. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями.

       

   Упражнения, направленные на развитие устойчивых навыков чтения.

 Эти упражнения должны быть многофункциональными. Они должны не только развивать  правильность, осознанность, способствовать совершенствованию способа чтения, но и развивать восприятие, внимание, память, мышление, учить ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулировать интерес к чтению.

Это и развитие речевого аппарата учащихся .Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков. Нормально устроенный речевой аппарат учащихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.

Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми. В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками. Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.

2. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используются работы  со структурными слоговыми таблицами.    

3. Для совершенствования чтения и развития произносительной стороны речи у учащегося использую эффективные упражнения:

-многократное чтение

- чтение в темпе скороговорки

-выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

          «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса , ни слога, ни многосторонней шири понимания» - писал А.Герцен.

Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников с ОВЗ является одним из основных задач начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыка чтения у младших школьников.

В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока....

Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...

Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной с...