Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»
статья по чтению на тему
Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ.
учитель начальных классов – Федорович И.Н.
ГБОУ школа №7
Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной и устной речи. Нарушения чтения являются достаточно распространенными среди учащихся коррекционных школ. Они препятствуют полноценному освоению школьных знаний.
Научить ребенка правильному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна. Чтение помогает ребенку развиваться, получать новые знания, воспитывать лучшие черты характера. Умения и навыки чтения – это важнейший вид речевой и умственной деятельности, применяемый при изучении всех учебных предметов. Поэтому очень важна систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков чтения.
Трудности в обучении чтению говорят о проблемах развития :
- психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
- оптико-пространственной организации;
- слухового, зрительного анализаторов и артикуляции.
Поэтому без специально организованной, систематической помощи педагога, знающего причины, механизмы речевой патологии эти нарушения не могут быть скомпенсированы.
Содержание учебного материала должно быть доступным, интересным и значимым. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями.
Упражнения, направленные на развитие устойчивых навыков чтения.
Эти упражнения должны быть многофункциональными. Они должны не только развивать правильность, осознанность, способствовать совершенствованию способа чтения, но и развивать восприятие, внимание, память, мышление, учить ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулировать интерес к чтению.
Это и развитие речевого аппарата учащихся .Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков. Нормально устроенный речевой аппарат учащихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.
Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми. В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками. Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.
2. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используются работы со структурными слоговыми таблицами.
3. Для совершенствования чтения и развития произносительной стороны речи у учащегося использую эффективные упражнения:
-многократное чтение
- чтение в темпе скороговорки
-выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.
«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса , ни слога, ни многосторонней шири понимания» - писал А.Герцен.
Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников с ОВЗ является одним из основных задач начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыка чтения у младших школьников.
В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/22/picture-449955-1400765935.jpg)
Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"
Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540263-1417108200.jpg)
Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-750630-1456345463.jpg)
Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.
Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842952-1478210741.jpg)
Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"
Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-1381205-1643181415.jpg)
Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников.
Развитие внимательного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-1438346-1669123716.jpg)
"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"
Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной с...