«Проектная деятельность в начальной школе»
статья
Метод проектов широко используется в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СШ №5»
Доклад на тему
«Проектная деятельность в начальной школе»
Учитель начальных классов
Меметова Зера Азизовна
Метод проектов широко используется в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Метод проекта – это технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования.
Учителю в данной ситуации отводится роль сопровождающего. То есть задача учителя на начальном этапе проектной деятельности, а начальная школа это первая ступенька в развитии исследовательских умений учащихся, не дать готовые знания, а показать детям, насколько интересно самому узнать что-то новое, в практической деятельности.
Для формирования компетенций младшего школьника, начиная с первых уроков первого класса, учитель формирует умения и навыки самостоятельной проектной деятельности, проводит развивающие занятия как в процессе работы над проектом, так и на традиционных занятий. Так на уроках появляются новые этапы работы: целеполагание, исследование рабочей странички, составление и запись плана работы над новой темой, контроль проделанной работы (проводится после каждого законченного этапа работы) и рефлексия. Таким образом, с первых дней в школе особое внимание уделяется развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, а также учитель учит детей ставить цель, планировать деятельность, контролировать процесс деятельности и не забывать о рефлексии.
С введением внеурочной деятельности учащиеся начиная с 1 класса, совместно с учителем учатся выполнять проекты. Задача учителя на данном этапе выявить интересы учащихся либо заинтересовать новым материалом.
Роль учителя меняется, он уже перестает быть предметником, а становится преподавателем широкого профиля. Ведь именно педагог широкого профиля может быть одновременно специалистом, консультантом, новатором, а также координатором и экспертом. И это не все роли, которые проживает учитель, работая в школе и не только в ходе проектной деятельности.
Учителю необходимо уметь создавать доброжелательную атмосферу, уметь мотивировать учащихся, поддерживая и поощряя, а также направляя детей в достижении поставленной цели, анализировать полученный результат, помогать учащимся с ресурсами для выполнения проекта и т.д.
Учитель должен стать педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Особенности организации проектной деятельности
Тема проекта
-выбирается из содержания учебных предметов;
-близка и понятна детям;
-находится в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта
- 1-2 урока;
- 1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.
- До 2 месяцев - во внеурочной деятельности
Оценка выполнения проекта
- Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов
Этапы проектной деятельности
- ПОИСКОВЫЙ
- Определение тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ проблемы.
- Постановка цели проекта.
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- Анализ имеющейся информации.
- Сбор и изучение информации.
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
- Составление плана реализации проекта.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений.
- ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- Подготовка презентационных материалов.
- Презентация проекта.
- Изучение возможностей использования результатов проекта.
- КОНТРОЛЬНЫЙ
- Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта.
Успех каждого - успех всего проекта
Подготовка к работе над проектом включает:
-создание инициативных групп
-формулирование цели проекта
-постановка конкретных задач
-планирование предстоящей деятельности
-распределение заданий для каждой группы
-выбор источников информации
-определение способа представления результата
-установление процедуры и критериев оценки результатов
Требования к учебному проекту
( 5 «п»)
1.Проблема.
2.Проектирование (планирование).
3.Поиск информации.
4.Продукт.
5.Презентация(портфолио)
Ребёнок должен понимать проблему проекта ________ почему?
Цель ______________ зачем?
Задачи_____________________ что я должен для этого сделать?
Методы и способы_____________ как я буду это делать?
Результат___________________ что получилось?
Проведя анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, который активизирует и мотивирует процесс обучения младшего школьника, помогает ему пользуясь своими индивидуальными особенностями, осуществлять деятельностный подход, выполняя требования ФГОС.
Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования ФГОС является вовлечение младших школьников в проектную деятельность.
Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе?
- Открывает возможности формирования жизненного опыта.
- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
В течение всего времени работы над проектами мы познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.
Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах .Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...