«Проектная деятельность в начальной школе»
статья

Метод проектов широко используется в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СШ №5»

Доклад на тему

«Проектная деятельность в начальной школе»

Учитель начальных классов

Меметова Зера Азизовна

Метод проектов широко используется в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Метод проекта – это технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования.

Учителю в данной ситуации отводится роль сопровождающего. То есть задача учителя на начальном этапе проектной деятельности, а начальная школа это первая ступенька в развитии исследовательских умений учащихся, не дать готовые знания, а показать детям, насколько интересно самому узнать что-то новое, в практической деятельности.

Для формирования компетенций младшего школьника, начиная с первых уроков первого класса, учитель формирует умения и навыки самостоятельной проектной деятельности, проводит развивающие занятия как в процессе работы над проектом, так и на традиционных занятий. Так на уроках появляются новые этапы работы: целеполагание, исследование рабочей странички, составление и запись плана работы над новой темой, контроль проделанной работы (проводится после каждого законченного этапа работы) и рефлексия. Таким образом, с первых дней в школе особое внимание уделяется развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, а также учитель учит детей ставить цель, планировать деятельность, контролировать процесс деятельности и не забывать о рефлексии.

С введением внеурочной деятельности учащиеся начиная с 1 класса, совместно с учителем учатся выполнять проекты. Задача учителя на данном этапе выявить интересы учащихся либо заинтересовать новым материалом.

Роль учителя меняется, он уже перестает быть предметником, а становится преподавателем широкого профиля. Ведь именно педагог широкого профиля может быть одновременно специалистом, консультантом, новатором, а также координатором и экспертом. И это не все роли, которые проживает учитель, работая в школе и не только в ходе проектной деятельности.

Учителю необходимо уметь создавать доброжелательную атмосферу, уметь мотивировать учащихся, поддерживая и поощряя, а также направляя детей в достижении поставленной цели, анализировать полученный результат, помогать учащимся с ресурсами для выполнения проекта и т.д.

Учитель должен стать педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Особенности организации проектной деятельности

Тема проекта

-выбирается из содержания учебных предметов;

-близка и понятна детям;

-находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта

  • 1-2 урока;
  • 1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.
  • До 2 месяцев - во внеурочной деятельности

Оценка выполнения проекта

  • Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов

Этапы проектной деятельности

  • ПОИСКОВЫЙ
  • Определение тематического поля и темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.
  • АНАЛИТИЧЕСКИЙ
  • Анализ имеющейся информации.
  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
  • Составление плана реализации проекта.
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ
  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений.
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта.
  • КОНТРОЛЬНЫЙ
  • Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта.

Успех каждого - успех всего проекта

Подготовка к работе над проектом включает:

-создание инициативных групп

-формулирование цели проекта

-постановка конкретных задач

-планирование предстоящей деятельности

-распределение заданий для каждой группы

-выбор источников информации

-определение способа представления результата

-установление процедуры и критериев оценки результатов

Требования к учебному проекту

( 5 «п»)

1.Проблема.

2.Проектирование (планирование).

3.Поиск информации.

4.Продукт.

5.Презентация(портфолио)


Ребёнок должен понимать проблему проекта ________ почему?

Цель ______________ зачем?

Задачи_____________________ что я должен для этого сделать?

Методы и способы_____________ как я буду это делать?

Результат___________________ что получилось?


Проведя анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, который активизирует и мотивирует процесс обучения младшего школьника, помогает ему пользуясь своими индивидуальными особенностями, осуществлять деятельностный подход, выполняя требования ФГОС.

Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования ФГОС является вовлечение младших школьников в проектную деятельность.

Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе?

  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

В течение всего времени работы над проектами мы познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах .Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....