"Психологическая готовность детей к школе"
консультация (1 класс)

Миронова Марина Николаевна

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx67.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"МОГОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Доклад на МО

"Психологическая готовность детей к школе"

   

                                                       Миронова М.Н., учитель начальных классов

                                                 МОАУ "Моготская СОШ"

                                                                          Тындинского района Амурской области

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А. 

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, включающий в себя систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная, волевая и интеллектуальная.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников, мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на "паспортный" возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы "психологически", т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.  [4]

Для психологов и педагогов ориентиром при организации работы по подготовке ребенка-дошкольника к школе стало положение А.Н. Леонтьева, которое гласит, что психологическая готовность к школе подготавливается всем ходом психического развития ребенка от рождения до семи лет.

Но как быть, если мы, учителя начальных классов, берем детей с тем "багажом знаний", который смогли им дать педагоги дошкольного образования  и  родители,  и  при  всём  при  этом  психолога  в  школе нет.  Я

считаю, что в таком случае, проведение психологической диагностики готовности к обучению самими педагогами, наиболее результативный выход из положения.  На сегодняшний день в свете новых требований к содержанию обучения возникла необходимость анализа различных моделей (традиционных и инновационных) диагностики психологической готовности к обучению в школе.

Цель моего выступления по данной проблеме заключается в том, чтобы определить, какая из методик диагностирования детей при поступлении в школу, поможет учителю начальных классов определить степень школьной зрелости будущего первоклассника. Доказать, что диагностирование – единственная форма определения наиболее достоверной готовности ребенка к обучению в школе.        

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению. [1]

Понятие психологической готовности к школе

В психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Наиболее полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющим этого набора, прежде всего является мотивация, личная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок "становится способным принимать участие в школьном обучении", или как " овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками". Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер, в частности, не ясно, что представляет собой "способность принимать участие в обучении". Другое определение также неверно, т.к. в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (знания, умения). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признак психологической готовности    к    школе.    Владея    ими,    ребенок    может    еще    не   иметь

соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу. [5]

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его "зона ближайшего развития" ниже требуемой для усвоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению. В результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.  [5] Психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Критерии психологической готовности ребенка к школе

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность. 

Личностная готовность к школьному обучению, т.е. формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом.  С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника.  И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное

отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. [6]

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, когда взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.  [6]

Волевая готовность к школьному обучению, т.е. необходимость преодоления ребенком возникающих трудностей и подчинение своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. [6]

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения,

что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе с тем, хоть и появляются волевые действия в дошкольном возрасте, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен длительным волевым усилиям. [3]

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При исследовании интеллекта ребенка на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы; второй – перенос нового правила на аналогичные задания, но не тождественные ему. [6]

Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса. Качественное же выполнение задания означает, что ребенок успешно прошел, предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.

Методологические проблемы традиционных подходов к исследованиям психологической готовности ребенка к школе

В программе подготовки к обучению "Преемственность" (1998) была представлена программа расширенного диагностического исследования ребенка по направлениям:

  • интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, фонематический слух),
  • эмоционально-волевая сфера,
  • освоение видов деятельности,
  • развитие речи,
  • особенности личностного развития.

Всего   авторы   предлагают   выполнить   33   диагностические   пробы.

Т.Л. Павлова высказывает мнение о том, что исследовать психологическую готовность ребенка к школьному обучению во всем объеме – означает диагностировать различные ее стороны: мотивационную, интеллектуальную, волевую, сформированности у ребенка отношения к учителю как ко взрослому, обладающему особыми специальными функциями, развитие необходимых форм общения со сверстниками. В то же время автор подчеркивает, что современная школа требует от первоклассника определенного уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук, сформированного желания идти в школу, определенной мотивации учения, определенного типа школьной зрелости, достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности. [2]

Таким образом, четко не определены диагностические критерии психологической  готовности  ребенка  к  обучению  в  школе  в  отношении

разных ее компонентов и разных линий развития старшего дошкольника. Нет единого подхода в определении компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Высказывается мнение о необходимости иначе, чем в традиционных моделях, структурировать диагностическую схему. Так, Т.Л. Павлова подчеркивает, что всесторонний анализ психологической готовности ребенка к обучению в школе необходим только в тех случаях, когда перед учителем стоит задача разработать программу развития ребенка. Во всех остальных случаях относительно высокого уровня развития одной из сторон готовности к обучению в школе достаточно, чтобы обеспечить удовлетворительную успешность ребенка в школе, по крайней мере, на первых этапах обучения. Описывая комплексный диагностический инструментарий, цель которого – выявить особенности психического развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, автор предлагает выбирать те из них, которые адекватны конкретным задачам обследования. Для детей, которые не справляются с общим темпом работы или отказываются ее выполнять при фронтальном обследовании, требуется организовать индивидуальное обследование. [2]

В современных условиях развития науки и практики становятся очевидными следующие противоречия в традиционной концепции диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе:

Во-первых, психологическая готовность к школе признается комплексным новообразованием развития, а диагностируется по отдельным показателям, характеризующим уровень психических процессов, личностных и социально-психологических характеристик.

Во-вторых, она рассматривается как новообразование семи лет, но фактически не изучаются ее предпосылки, возникающие в разных видах деятельности у дошкольника.        

В-третьих,  диагностика психологической готовности к школе проводится на завершающем этапе дошкольного образования, когда трудно что-либо скорректировать.

В-четвертых, программы подготовки ребенка к школе предусматривают усиленное стимулирование интеллектуальных процессов, а часто и предметно-специфических навыков чтения, письма, счета, что приводит к несинхронному развитию ее составляющих.

С учетом данных противоречий возникла необходимость в разработке инновационных подходов к диагностическому обследованию развития ребенка 5-7 лет.

Инновационные методики диагностического обследования.  Я считаю, что условием успешного вхождения ребёнка в школьный процесс является грамотное определение психологической готовности ребёнка к школе, правильная её диагностика.

В настоящее время существует большое количество диагностических программ, изучающие готовность ребенка к школе, которые можно разделить на три группы:

  1. программы, диагностирующие уровня развития отдельных психических функций испытуемых в учебной деятельности («Ориентационный тест шкалы зрелости Керна-Йерасека»);
  2. программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью («Узор» (Л.И. Цеханская), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), «Образец и правило» («Рисование по точкам») Венгер А.Л.);
  3. смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и отдельные предпосылки учебной деятельности.

        Первые две методики очень популярны, но они оценивают лишь один аспект, поэтому всю информацию, полученную с помощью этих методик, приходится дополнять сведениями, полученными из других методик.

А вот на третьей группе я остановлюсь подробнее. Мне удалось найти и апробировать смешанную программу диагностического обследования развития детей. Автор этой методики Афонькина Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии.

Разработанный ею модуль имеет уровневое строение. Его содержание основано на выделении в каждом компоненте психологической готовности к школе центрального показателя, который в интегрированном виде демонстрирует уровень сформированности отдельных психических функций.

Её достоинство в том, что при всей своей компактности она позволяет оценивать самые важные компоненты психологической готовности; отбор заданий теоретически обоснован; характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью.

При разработке диагностического модуля психологи опирались на следующие основные идеи:

  1. В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о наличии которых говорят параметры, которые фактически являются показателями развития произвольности (Д.Б. Эльконин):
  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые им в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
  1. Психологическими сферами, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе, выступают: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая (Н.И. Гуткина).
  2. Среди компонентов психологической готовности к школе выделяются:  учебно-важные качества (мотивы учения, образное мышление), уровень обобщений (предпосылки логического мышления), способность принимать учебную задачу, графический навык, произвольность, регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи, вербальная механическая память, вводные навыки как элементарные представления о специфическом    содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности, а именно речевые, математические и навыки учебной работы.
  3. В переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода (Д.Б. Эльконин). [2]

Разработанный модуль имеет уровневое строение. Его содержание основано на выделении в каждом компоненте психологической готовности к школе центрального показателя, который в интегрированном виде демонстрирует уровень сформированности отдельных психических функций. Всех детей обследуют по методикам первичной диагностики. Если ребенок показывает низкий уровень сформированности исследуемой функции, то он включается во вторичную диагностику, что позволяет исследовать причину трудностей при выполнении задания. В том случае, когда по данным вторичной диагностики ребенок также демонстрирует низкий уровень, ему предлагают выполнить диагностические задания третичной диагностики.

Таким образом, разработанный диагностический модуль позволяет определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению и их предпосылок. Педагог имеет возможность не просто констатировать, что у ребенка низкий уровень готовности, но и получить материал для формулировки коррекционно-развивающих задач и построения вариативного индивидуального маршрута обучения. (Приложение 1)

Программа может быть использована при обследовании детей в детских садах и начальной школе (в частности, при записи будущих первоклассников в школу). Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Таким образом, адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно не сформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6–7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5–6-летнего возраста.

Набирая ребят в очередной раз в первый класс мне, конечно же, хотелось знать насколько готовы к школе мои будущие первоклассники.  Я провела диагностическое обследование по описанной выше мною методике. Результаты я зафиксировала в "Сводной таблице результатов диагностики готовности к обучению детей" (Приложение 3). Из таблицы хорошо видно, что 18% ребят показали высокий уровень школьной готовности, а 82% –    средний уровень школьной готовности (из них – 22% ребят показали низшую границу среднего уровня).  Проблема у ребят в произвольности: они не научились организовывать действия, т.е. не показали умения действовать по образцу. А вот личностно-мотивационный компонент у будущих первоклассников  сформировался, все дети показали хорошую мотивацию на процесс обучения в школе.

Данная методика диагностирования детей при поступлении в школу, помогла   мне   определить   степень   школьной   зрелости   моих   будущих

первоклассников. Полученные данные помогли мне сформировать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Только диагностирование помогло мне определить каков "багаж знаний" за плечами моих будущих первоклассников. Поэтому я считаю, что  диагностирование – единственная форма определения наиболее достоверной психологической готовности ребенка к обучению в школе.        

Я уверенна в том, что условием успешного вхождения ребёнка в школьный процесс является грамотное определение психологической готовности ребёнка к школе, правильная её диагностика и применения методов коррекционного воздействия на ребёнка, если это необходимо.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
  2. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5 – 7 лет / авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с.
  3. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 442 с.: ил. – (Справочник).
  4. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: "Наука", 2002. – 96 с.
  5. Психологическая готовность к школе. Серия детскому психологу / Н. Гуткина. – Изд-во "Питер", 2007
  6. Волкова Е.Т. "Готов ли ребенок к школе" // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНОВАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Модуль диагностического обследования детей

Компоненты

психологической готовности

Уровни диагностики

Предмет диагностического обследования детей 5-6 лет

Предмет диагностического обследования детей 6-7 лет

1

2

3

4

Информационный компонент

Первичная диагностика

Установление причинно-следственных связей (серии картинок)

Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека)

Установление причинно-следственных связей (серии картинок)

Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека)

Вторичная диагностика

Интеллектуальные умения:

  • обобщение;
  • классификация

Интеллектуальные умения:

  • обобщение;
  • классификация

Третичная диагностика

Мнемические процессы:

  • механическая память (тест "10 слов");
  • кратковременная зрительная память (тест "10 предметов").

Внимание:

  • произвольность (тест Керна-Йирасека "Копирование точек");
  • устойчивость (модифицированный тест А. Рея "Переплетенные линии");
  • переключение (10 отличий в картинках).

Восприятие:

  • фигурно-фоновые отношения

Мнемические процессы:

  • механическая память (тест "10 слов");
  • кратковременная зрительная память (тест "10 предметов").

Внимание:

  • произвольность (тест Керна-Йирасека "Копирование точек");
  • устойчивость (модифицированный тест А. Рея "Переплетенные линии");
  • переключение (10 отличий в картинках).

Восприятие:

  • фигурно-фоновые отношения

Произвольность

Первичная диагностика

Организация действий:

  • умение действовать по образцу (методика Н.И. Гуткиной "Домик")

Организация действий:

  • умение действовать по образцу (методика Н.И. Гуткиной "Домик")

1

2

3

4

Вторичная диагностика

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Флажки")

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Флажки")

Третичная диагностика

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Ёлочка")

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Ёлочка")

Личностно-мотивационный компонент

Первичная диагностика

Знания о школе (сортировка картинок "Школа – детский сад")

Новая внутренняя позиция (тест "Представь себе…")

Вторичная диагностика

Эмоциональное отношение к школе (тест "Весёлый – грустный")

Третичная диагностика

Знания о школе (сортировка картинок "Школа – детский сад")

Психофизиологический компонент

Первичная диагностика

Зрительно-моторная координация (тест Л. Бендер)

Зрительно-моторная координация (тест Л. Бендер)

Вторичная диагностика

Двигательное подражание ("Пробы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого)

Двигательное подражание ("Пробы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого)

Третичная диагностика

Организация диагностического обследования детей

Уровни диагностики

Компоненты психологической готовности

Предмет диагностики детей 5-6 лет

Предмет диагностики детей 6-7 лет

1

2

3

4

Первичная диагностика

Информационный компонент

Установление причинно-следственных связей (серии картинок)

Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека)

Установление причинно-следственных связей (серии картинок)

Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека)

Произвольность

Организация действий:

  • умение действовать по образцу (методика Н.И. Гуткиной "Домик")

Организация действий:

  • умение действовать по образцу (методика Н.И. Гуткиной "Домик")

1

2

3

4

Личностно-мотивационный компонент

Знания о школе (сортировка картинок "Школа – детский сад")

Новая внутренняя позиция (тест "Представь себе…")

Психофизиологический компонент

Зрительно-моторная координация (тест Л. Бендер)

Зрительно-моторная координация (тест Л. Бендер)

Вторичная диагностика

Информационный компонент

Интеллектуальные умения:

  • обобщение;
  • классификация

Интеллектуальные умения:

  • обобщение;
  • классификация

Произвольность

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Флажки")

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Флажки")

Личностно-мотивационный компонент

Эмоциональное отношение к школе (тест "Весёлый – грустный")

Психофизиологический компонент

Двигательное подражание ("Пробы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого)

Двигательное подражание ("Пробы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого)

Третичная диагностика

Информационный компонент

Мнемические процессы:

  • механическая память (тест "10 слов");
  • кратковременная зрительная память (тест "10 предметов").

Внимание:

  • произвольность (тест Керна-Йирасека "Копирование точек");
  • устойчивость (модифицированный тест А. Рея "Переплетенные линии");
  • переключение (10 отличий в картинках).

Восприятие:

  • фигурно-фоновые отношения

Мнемические процессы:

  • механическая память (тест "10 слов");
  • кратковременная зрительная память (тест "10 предметов").

Внимание:

  • произвольность (тест Керна-Йирасека "Копирование точек");
  • устойчивость (модифицированный тест А. Рея "Переплетенные линии");
  • переключение (10 отличий в картинках).

Восприятие:

  • фигурно-фоновые отношения

Произвольность

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Ёлочка")

Общая способность к обучению (методика У.В. Ульенковой "Ёлочка")

1

2

3

4

Личностно-мотивационный компонент

Знания о школе (сортировка картинок "Школа – детский сад")

Психофизиологический компонент

Расчет уровня готовности к обучению к школе детей

Компоненты

психологической готовности

Уровни / баллы

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Информационный

2 балла

1 балл

0 баллов

Психофизиологический

2 балла

1 балл

0 баллов

Произвольность

2 балла

1 балл

0 баллов

Личностно-мотивационный

сформирован

не сформирован

2 балла

Результаты теста "Грустный – веселый"

(вторичная психодиагностика)

Положительное

отношение к школе

Отрицательное

отношение к школе

1 балл

0 баллов

        По сумме полученных баллов определяется уровень школьной готовности:

  • высокий уровень – 7-8 баллов;
  • средний уровень – 3-6 балла;
  • низкий уровень – 0-2 балла.

        В системе двухуровневой оценки школьной готовности с позиции "готов – не готов" готовыми к обучению в школе следует считать детей, набравших по результатам диагностики 3-8 баллов; не готовыми – 0-2 балла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                        РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

1 уч.

2 уч.

3 уч.

4 уч.

5 уч.

6 уч.

7 уч.

8 уч.

9 уч.

10 уч.

11 уч.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Умение понимать связь событий,   устанавливать причинно-

следственные связи

Сколько картинок разложил правильно

5

5

5

5

3

5

4

4

4

3

3

Устанавливает причинно-следственные связи

+

 –

+

+

+

+

Выделяет главных героев

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Верно ли понимает окружающую героев обстановку

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Устанавливает взаимоотношения между героями

+

+

+

+

+

+

+

+

Сколько картинок удерживает в поле зрения

4

3

4

4

3

3

3

2

3

2

2

Результат уровня

В

С

В

В

С

С

С

С

С

С

С

Уровень развития вербального мышления

Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем?

Для чего во всех автомобилях тормоза?

Чем похожи молоток и топор?

Почему люди занимаются спортом?

Чем отличается школа от детского сада?

Результат уровня

15б

12б

14б

15б

12б

13б

12б

В

С

С

В

С

Н

С

Н

С

С

С

Результат информационного компонента  (ТЕСТ 1 + ТЕСТ 2) : 2

10

8

10

10

6

6

8

5

9

8

6

В

С

В

В

С

С

С

Н

С

С

С

ИТОГ информационного компонента:

1 уч.

2 уч.

3 уч.

4 уч.

5 уч.

6 уч.

7 уч.

8 уч.

9 уч.

10 уч.

11 уч.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Способность действовать

по образцу

Наличие всех деталей рисунка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Зрительно соотносит каждый элемент с образцом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Наличие ошибок

3

5

5

5

3

5

4

4

2

5

4

Часто отвлекается

+

Соотнесение окончательного результата своей работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Результат (уровень)

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

ИТОГ произвольности:

ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Оценка направленности ребенка на процесс обучения  

Отказ от предложения еще один год посещать детский сад

+

+

+

+

+

+

+

+

Направленность на учебную деятельность

+

+

+

Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются

+

+

+

+

+

+

+

+

Предпочтение школы с определенными правилами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ориентация на обучение в группе, в классе

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Выбор отметки как формы оценки учебной работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ИТОГ личностно-мотивационного компонента:

В – высокий уровень        С – средний уровень        Н – низкий уровень

1 уч.

2 уч.

3 уч.

4 уч.

5 уч.

6 уч.

7 уч.

8 уч.

9 уч.

10 уч.

11 уч.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Зрительно-моторная координация

Правильный ромб (Ф1)

Размеры фигур приблизительно одинаковые (Ф1)

Обе фигуры соприкасаются угла-ми или почти соприкасаются (Ф1)

Горизонтальная ось проходит через все три вершины (Ф2)

Есть хотя бы два четких угла (Ф2)

Число элементов правильное (Ф2)

Расстояние между элементами одинаковое (Ф2)

У внешней фигуры все углы правильные (Ф3)

Внешняя фигура расположена горизонтально (Ф3)

Внутренняя фигура лежит посредине большой (Ф3)

Внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу (Ф3)

Результат (уровень)

12б

10б

16б

10б

14б

10б

10б

10б

В

Н

Н

С

В

С

В

Н

С

С

С

ИТОГ психофизиологического компонента:

ОБЩИЙ ИТОГ ДИАГНОСТИКИ:

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

С

Н

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

ИТОГИ

инфор-мацион-ный

произ-воль-

ность

личностно-

мотиваци-онный

психо-физио-логичес-

кий

инфор-мацион-ный

произ-воль-

ность

личностно-

мотиваци-онный

психо-физио-логичес-

кий

Итог

Уровень

Готовность

1

1 уч.

В

готова

2

2 уч.

С

готова

3

3 уч.

С

готова

4

4 уч.

В

готов

5

5 уч.

 --

С

готова

6

6 уч.

С

готова

7

7 уч.

С

готова

8

8 уч.

С

готов

9

9 уч.

С

готова

10

10 уч.

С

готов

11

11 уч.

С

готова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

Материал подобран для проведения родительских собраний в 1 классе....

Психодиагностика для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе

Психодиагностикадля определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе. Разработано педагогом-психологомНОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.(на основе раб...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

«Психологическая готовность детей к школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Педагогическая психология»на тему:«Психологическая готовность детей к школе»...

Психологическая готовность детей к школе

При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учитья в школ...

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность детей к школе...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Методичсекие материалы о ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ...