Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
статья

Рыжова Марина Викторовна

Преодоление школьной неуспешности у детей с ОВЗ. На примере детей с задержкой психического развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление школьной неуспешности у детей с ОВЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Каждый учитель в процессе практической деятельности сталкивается с особенными детьми, которые в силу определенных физических, психических или интеллектуальных ограничений не вписываются в образовательный процесс массовой школы.

Для того, чтобы ребенок мог успешно справляться с требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств и компетенций, определяемых понятием «готовность к школе». Она включает мотивационную, интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, социально-психологическую готовность. Сформированность составляющих этой «готовности» даже на минимально необходимом уровне позволяет ребенку успешно осваивать образовательные стандарты.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Таких детей мы сейчас называем – дети с ОВЗ.

И проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является на сегодня актуальной в современном школьном образовании.

Почему так происходит?

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития.  

В коррекционных школах и классах с 2016г. введены ФГОС для обучающихся с ОВЗ согласно типу нарушения развития. Стандарт    регулирует   отношения   в   сфере   образования   следующих   групп обучающихся с ограниченными   возможностями   здоровья:  глухих,   слабослышащих,   позднооглохших,   слепых, слабовидящих,  с  тяжелыми   нарушениями   речи,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается ПМПК. Установленный   статус   может   быть   изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Общие недостатки развития детей с ОВЗ:

  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире к началу школьного обучения;
  • недостатки в развитии моторики;
  • низкая по сравнению с нормально развивающимися детьми познавательная активность;
  • недостатки в развитии речи;
  • замедленное восприятие;
  • недостатки в развитии личности, характеризующиеся повышенной зависимостью от окружающих, неадекватной оценкой окружающих и самооценкой, эгоистическими тенденциями,
  • недостатками в регуляции и саморегуляции поведения, чувством неполноценности.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса   право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  форме  основного  государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, получить качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут и в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.

У ребенка с ОВЗ одно или несколько указанных на слайде качеств являются дефицитарными, то есть сформированы на недостаточном для успешной учебы уровне. Такой ребенок не сможет освоить программу общеобразовательной школы в установленные стандартом сроки без специально созданных условий. Инклюзивное образование как раз и предполагает создание таких условий, благодаря которым ребенок с ОВЗ сможет преодолеть трудности в обучении.

Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Именно дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу среди учеников с ОВЗ, обучающихся в массовой школе.

В 60-х годах проводилось изучение проблем школьной неуспешности, тогда же была выявлена группа детей, особенности в развитии которой позволили выделить ее в особую категорию. Данная группа школьников получила название «дети с задержкой психического развития».

Мод термином «задержка психического развития» понимают недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. Характеризуется неравномерностью формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Причины ЗПР.

  1. Биологические.
  2. Социальные.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

Классификация ЗПР. В последнее время выделяют четыре основных типа ЗПР:

  1. Задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм).
  2. Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери).
  3. Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка).
  4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

Типичные особенности обучающихся с ЗПР

  • Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
  • Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
  • Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
  • У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным.  
  • Для них достаточно трудно обучаться по программе общеобразовательной школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
  • В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Особенности учебной деятельности детей с ЗПР

  • Для усвоения программного материала по любому учебному предмету учащиеся должны располагать некоторыми общими умениями и способами деятельности. Речь идет об умении ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. Недостаточная целенаправленность деятельности детей с ЗПР выражается в их неумении обдумать свою работу и спланировать ход ее выполнения. не проявляют достаточного стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат.

Особенности  усвоения математических знаний

  • Часто допускают ошибки при выполнении  сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20, 100,1000 и т.д.;
  • Заменяют одно математическое действие другим;
  • При решении задач не всегда точно понимают  смысл вопроса задачи, выбирают не то  действие для решения, иногда  могут записать  только краткое условие задачи или вообще отказаться от выполнения задания;
  • У учащихся затруднено понимание   математических знаков «<« (меньше) и «>« (больше), непонимании значения числа 0, возможности получения нуля в результате арифметического действия;
  • Путают разряды многозначных чисел;
  • С трудом осваивают и применяют знания табличного умножения и деления, метрической системы величин;
  • Очень затрудняются в решении задач на движение;
  • При решении текстовых арифметических задач, содержащих отношения «больше/меньше в», у учащихся еще могут встречаться ошибки, обусловленные непониманием смысла этих выражений;
  • слабо усваиваются учащимися правила деления и умножения на ноль, внетабличное деление;
  • Наблюдается также слабая сформированность чертежно-графических навыков и владение чертежно-измерительных средств (линейки, треугольника).

Особенности  усвоение  навыков чтения

  • Техника чтения совершенствуется очень медленно, и отставание,  сказывается на последующих этапах. Причины  заключаются в индивидуальных особенностях  мыслительных процессов, установления связей между восприятием и произношением, а также  в  затруднениях  синтезирования слов во фразу.
  • Учащиеся допускают нестойкие замены парных по глухости и звонкости согласных, перестановки, пропуски, не дочитывают окончания, повторяют звуки и слоги, добавляют при чтении в слова отсутствующие в них слоги или звуки, заменяют звуки в словах, что ведёт  к искажениям слов и даже замене их другими словами (нр, могут прочитать «тянуть» вместо тонуть). Часто встречается чтение по догадке («приходит» вместо придет);
  • Трудности чтения слогов со стечением согласных;
  • Чтение   монотонное, маловыразительное с отсутствием пунктуационной интонации;
  • При пересказе   теряют  смысловую направленность текста); не понимают мотивации поступков действующих лиц, затрудняются сделать вывод из содержания прочитанного;
  • Прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, особенно незнакомых слов, непривычных оборотов речи;
  • Появляются замены слов синонимичными по значению (нр, слово подполз - словами «полез», «подлез»);
  • Могут быть и ошибки ударения в словах, значение которых школьники до конца еще не могут осмыслить, в словах и фразах
  • С увеличением скорости чтения может увеличиваться количество ошибок-добавлений. Обычно встречаются добавления, не противоречащие смыслу содержания, - чаще всего союз и,
  • Развитие понимания читаемого в целом идет за счет усвоения отдельных смысловых звеньев текста;
  • Техника чтения в большей степени поддается коррекции, чем осмысление прочитанного.;  

Особенности  усвоения правил русского языка

  • На письме обнаруживается множество ошибок, связанных с недостатками в звуковом и слоговом составе слов, с незнанием или неумением применять правила правописания.
  • Оформление письменных работ торопливое и небрежное, отмечается незнание и не соблюдение орфографического режима. В работах бесчисленные исправления, большое количество неисправленных ошибок даже после разбора выполненного задания;
  • Большинство учеников  не соблюдают строку, элементы многих из записанных ими букв  растянуты или, наоборот, сужены;
  • Пропускают  гласные и согласные в середине и конце слова, пропускают слоги, звуковые замены, перестановки и добавления, обозначение мягкости согласных с помощью гласных и мягкого знака.
  • Замены по звуковому или артикуляционному сходству занимают значительное место среди ошибок, путают буквы по графическому сходству;
  • Стойкие ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста (для ЗПР);
  • Часто встречаются пропуск гласных («здача» вместо задача), согласных («овет» вместо ответ), недописанные окончания («кошк» вместо кошка). Такие ошибки указывают, что дети недостаточно овладели звуковым составом слова.
  • Плохо запоминают орфографические  правила и затрудняются их применять;
  • Затрудняются в запоминании терминов, определений  понятий русского языка;
  • С трудом осваивают алгоритм разбора слов по составу, фонетический разбор, разбор предложений.

Пути преодоления трудностей в обучении

  • При обучении детей с ЗПР необходимо осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений.
  • Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности учащихся должен быть направлен на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, внимания, памяти, мыслительных операций анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации, умственных операций, действий и умений.
  • Содержание обучения должно предусматривать восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  • Пропедевтика.
  • Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. 
  • Формирование способов учебной деятельности на любом уроке должно происходить поэтапно: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого (учителя, воспитателя), затем – по словесной инструкции при ее последовательном усложнении.
  • Неустойчивость внимания требует повторения одного и того же материала с некоторыми видоизменениями в форме его изложения.
  • Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями.
  • Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой.
  • Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Смена видов деятельности не должна быть слишком частой, т.к. ребенок не может быстро включиться в новое задание, и используемый прием не достигнет своей цели, но следует помнить, что и однообразная, однотипная работа быстро утомляет таких детей.
  • Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Важно использовать интересный, увлекательный материал в начале урока. Это создает условие для сохранения внимания на более длительный срок.
  • Демонстрация наглядного материала должна сопровождаться подробными словесными комментариями. Комментарии, в частности, должны облегчать объединение отдельных элементов материала в целостный образ. Целесообразно привлекать внимание детей к существенным деталям изображения, которые иначе могут остаться вне поля зрения учеников. Если наглядная иллюстрация содержит повернутый в непривычном ракурсе известный детям предмет, надо совместно обсудить, как его следует повернуть, чтобы получилось данное изображение. Предлагаемый детям в процессе обучения наглядный материал должен быть свободен от лишних, не используемых непосредственно на данном уроке деталей. Перегрузка, например, картинной иллюстрации различными персонажами и предметами, о которых учитель не намерен говорить, может привести к отрицательному эффекту – ребенок не усвоит и самого необходимого.
  • Важно оценивать не конечный результат, а познавательный процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии.
  • Исключить действие каких бы то ни было посторонних раздражителей, отвлекающих от процесса обучения.

Немаловажное значение для поддержания непроизвольного внимания имеет речь учителя. Она должна быть четкой, оптимально громкой, переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.

Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющееся у ребенка положительное отношение к школе.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельности

1. Соблюдение охранительного режима:

  • Игнорирование отрицательных поступков;
  • Переключение на другой вид деятельности, если возникают затруднения;
  • Ровный, спокойный, доброжелательный тон учителя;
  • Дозирование учебной нагрузки;
  • Положительная оценка не только успехов, но и прилежания;

2. Поэтапное формирование деятельности:

  • Постановка доступных целей;
  • Дозирование учебной нагрузки;
  • Выполнение заданий по частям или с использованием заданного внешнего алгоритма действия;

3. Оценивание ответов на уроке с учётом имеющихся речевых и психических нарушений;

4. Опора на сохранные анализаторы;

5. Темп деятельности на уроке должен быть снижен;

6.  Проведение дополнительной словарной работы на каждом уроке, проговаривание заданий вслух.

Эмоциональные расстройства и нарушения поведения

Причины:

  • Социально-педагогическая запущенность.
  • Глубокий психический дискомфорт.
  • Отклонения в состоянии психического и здоровья и развития.
  • Отсутствие условий для самовыражения.
  • Безнадзорность.

Основные направления коррекции

  • Развитие и обогащение эмоциональной сферы у обучающихся средствами эмоциональной выразительности.
  • Формирование и актуализация представлений об эмоциях.
  • Развитие социальных эмоций (эмпатии, эстетических переживаний, нравственных эмоций и др.).
  • Помощь в преодолении эмоциональных переживаний.
  • Коррекция проблем общения со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучении детей с РДА в условиях коррекционной школы

Методы и приемы обучения чтению, грамоте, математике детей с РДА...

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы.

Методические материалы по работе с детьми по адаптированным программам в условиях массовой школы....

Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ в условиях массовой школы в соответствии с требованиями ФГОС

Коррекционно-развивающий блок по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи...

"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.        Обучающиеся...

«Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы»

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его ...