Выступления на МО
методическая разработка

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология системно-деятельностного подхода на уроке в начальной школе

Слайд 2

Эпиграф Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость Научиться играть на флейте можно только, играя самому Сократ

Слайд 3

Системно-деятельностный подход обучения Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 4

Сравнительная характеристика Объяснительно-иллюстративный Компоненты учебной деятельности Деятельностный Задаётся педагогом Цель: предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели Используются внешние мотивы Мотивы: побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы Выбираются педагогом. Средства: способы осуществления деятельности Совместный с учащимися выбор. Инвариантные, предусмотренные учителем Действия: основной элемент деятельности Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний Результат: конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами Оценка: критерий достижения целей Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений

Слайд 5

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля

Слайд 6

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе Мотивация к учебной деятельности Актуализация и пробное учебное действие Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление учебного действия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Слайд 7

Этап 1 МОТИВАЦИИ Приёмы "Побуждение" "Психологический тренинг" "Фантастическая добавка" "Удивляй" "Привлекательная цель" "Отсроченная отгадка" "Проблемная ситуация" "Театрализация" "Рифмованное начало уроков" "Эпиграф к уроку" "Оратор" "Фантазёр" "Индуктор" "Ассоциативный ряд"

Слайд 8

Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Приёмы "Столкновение противоречий" "Вопросы, требующие установления сходства и различия." "Вопросы по установлению причинно–следственных связей." "Вопрос к тексту" "Лови ошибку" "Мозговой штурм" "Почини цепочку" "Да-нетка" "Пресс - конференция" "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" "Сравнение" "Проведи исследование" "Раздели на группы" "Дай информацию" "Слепой текст" "Придумай название" "Игры в случайность" "Идеал"

Слайд 9

Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы "Составление алгоритма" "Слепая таблица" "Птичий базар" "Цепочка" "Расшифруй!" "Кластер" "Починить цепочку"

Слайд 10

Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы "Яркое пятно" "Разрешение парадоксов" "Помощники" "Тема в виде проблемного вопроса" "Отгадай ребус, загадку, шараду…" "Проблемная ситуация" "Подводящий диалог " "Работа над понятием" "Группировка"

Слайд 11

Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА Приёмы "Мини – рассказ " "Упрости! " "Создай коллекцию " "Проблемный поиск " "Пары сменного состава " "Послушать – сговориться – обсудить " "Облака мыслей " "Ромб ассоциаций "

Слайд 12

Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Приёмы "Составь меню" "Аукцион" "Феномен" "Чего больше?" "Реклама" "Учимся сообща" "Я беру тебя с собой"

Слайд 13

Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ Приёмы "Фактологический диктант" "Цифровой диктант" "Буквенный диктант" "Тренировочная к/р" "Блиц-контрольная" "Творческий тест" "Соответствие фактов и понятий" "Рядом с художником"

Слайд 14

Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ Приёмы "Создай презентацию" "Своя опора" "Повторяем с контролем" "Приведи примеры" "Составление текста" "Починить цепочку" "Раздели на группы" "Уравнение" "Дай информацию" "Восстанови текст" "Назвать, одним слово" "Кроссворд" "Немая схема" "«Магический» квадрат" "Составь"

Слайд 15

Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приёмы "Опрос – итог " "Пантомима " "Азбука " "Анкета " "Цветные поля" "Увеличение – уменьшение " "Синквейн" "Толстый и тонкий вопрос " "Телеграмма" "Шкатулка"

Слайд 16

Таким образом, реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Доклад учителя начальных классов МАОУ СОШ №22

Кузнецовой С.В.

Нравственное воспитание младших школьников.

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения у детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку - труженику, а также к природе и животным; воспитание положительного отношения к труду, различной деятельности.

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств. Задача развития у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

В последнее время учителя начальной школы испытывают определённые затруднения в организации воспитания младших школьников. Всё больше случаев, когда родители не отзываются на приглашения посетить родительское собрание. Чаще дети остаются без должного внимания со стороны родителей, всё больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают "что такое хорошо и что такое плохо".

Безусловно, современная семья очень изменилась. С одной стороны родители окружают ребёнка всеми благами, а с другой стороны - случаи безответственного отношения к детям. Что может в такой дисгармонии человеческих отношений сделать учитель? От чего зависит нравственность и безнравственность? Как повлиять на "бездушных, порой, родителей"? Эти вопросы задают себе многие учителя.

Семейная среда, стиль семейного воспитания, его особенности и недостатки, оказывают большое влияние на нравственней уровень развития младших школьников, а также на формирование нравственности школьников в современных условиях.

В педагогической науке, эта проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.Д. Алфёрова, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванова, Р.В. Овчаровой, З.И. Васильева, в которых, выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития, принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Правильное, развитие ребёнка во многом определяется силами семейного воспитания, семейной микросредой, которая обуславливает общее развитие личности.

В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей.

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать целенаправленную деятельность по формированию личности гражданина, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В тоже время признаётся и наличие целенаправленных, стихийных влияний. Такое дуалистическое понимание нравственного воспитания уже не соответствует реальной действительности, оно должно быть переосмыслено.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.

Первым важным документом, в котором раскрылось понимание сущности нравственного воспитания, была декларация. Основные принципы единой трудовой школы призывавшей воспитывать детей в духе коллективизма, устранять при этом из их характера черты эгоизма и индивидуализма.

В современной педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания учащихся: интеллектуалистический, который придаёт первостепенное значение формированию у школьников знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у учащихся навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве подходов в построении системы нравственного воспитания.

В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения.

При построении процесса воспитания следует обратить внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность школьника определяется теми отношениями, в которые учащийся вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим.

Первостепенное значение формирования нравственного облика ученика имеет накопление им опыта поведения. Каждый ученик должен накапливать личный опыт нравственного поведения как концентрированное выражение его воли.

Опыт нравственного поведения у подрастающего поколения формируется под влиянием семьи, школы, общественной среды, средств массовой информации и других источников.

Положительный нравственный опыт учащихся формируется и проявляется только в условиях высоконравственных отношений, складывающихся в детском коллективе.

Сложность процесса нравственного воспитания, его жизненно важное значение требует не только уяснения его современных, текущих задач, но и раскрытия тенденций его развития.

Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Если бы новые поколения в своём поведении воспроизводили достигнутое предшествующими поколениями, прогресс общества приостановился бы. Нравственное воспитание - это деятельность, устремлённая в будущие. Формируя сознание, чувства и поведение школьников сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Задачи и основное содержание воспитательной деятельности обычно определяется с опережением. Проектирование новых нравственных качеств в известной мере опережающих достигнутый уровень морального развития народа, учитываются тенденции нравственного прогресса нашего общества, морального развития личности.

Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает школьников к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.

Нравственное формирование подросткового поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду, в школе оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

В начальных классах ребёнок не только овладевает основами знаний - у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы "добротные", то развитие ребёнка идёт должным образом.

Ключ к нравственному развитию младшего школьника - его взаимоотношение со сверстниками - соучениками. В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательность. Совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, завести. Поэтому - то и надо внимательно присматриваться к взаимоотношениям детей и направлять их.

У младшего школьника замечательно расширит круг общения: у него есть товарищи по классу, по совместной работе, по внешкольным занятиям. Товарищ ребенку необходим, как человек, с которым можно обсудить школьные дела. Для младшего школьника друг - предпочитаемый товарищ.

Способствуя формированию того или иного качества личности, мы вместе с тем влияем на личность ребенка в целом.

Надо постоянно иметь в виду, что ребенок развивается как цельная личность, учитывать взаимовлияние отдельных, казалось бы, не связанных между собой ее сторон.

Нравственный облик ребенка зависит от кого, будут повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.

Представления о товариществе, справедливости, добре, которое дети получают на уроках и эстетических беседах, не всегда и не сразу становятся действительным регулятором их поведения и взаимоотношения.

Дети знают, что надо быть добрыми, справедливыми, и знают, как поступить в этом случаи, когда так велико желание самому получить интересную роль или игрушку, когда трудно отказаться от интересуемого поручения.

Потому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуации, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это, прежде всего ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом.

Проблему семьи и деторождения образование и воспитание детей включает в себя социально - демократическая политика. В стране насчитывается свыше семидесятидвух миллионов семей. Все они очень разные по возрасту, социальному положению, интересам и традициям. Человек без семьи - источник многих несчастий и бед. Речь идет, прежде всего, о качестве семьи. Важно не количество детей в семье, а каковы они. Социальные функции семьи отражают характер общественных потребностей в её жизнедеятельности, как социального института, а также индивидуальные потребности, членов семейной группы, которые связанны общностью благ, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья всегда остаётся основой любого общества, и от неё во многом зависит каким оно будет. Благосостояние в семье и здоровье детей залог возрождения и процветания в стране. Поэтому важнейшей задачей государства является забота о каждой семье.

Не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиций социокультурных норм, следуя которым живёт та или иная общность людей.

В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, а не идеальные семьи. Их особенности и наблюдают культурологи, социологи, антропологи, этнографы и психологи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от "идеальной" или "нормальной" семьи.

Несмотря на все трудности, только семья - хранитель нравственности, физического и психического здоровья для людей. Чем больше у каждой семьи будет возможностей выбора стиля жизни, равенства её членов, гармонии в отношениях мужа и жены, родителей и детей, тем стабильнее будет наше общество в целом, и счастливее каждый человек в отдельности.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны её функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит своё "я" с "я" других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей - не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность её, во - первых, состоит в том, что она даёт "первые уроки жизни", которые закладывают основы для руководства к действиям и поведению в будущем, во - вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передаётся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Семья и семейные проблемы (достаточно острые в нашей стране) существуют, но развитой теории и практики семейной психокоррекции пока нет. В последнее время произошли качественные изменения в данной области знания. Возросло как количество различных техник и процедур, используемых в работе с семьёй, так и их качество, что является результатом обмена идеями в профессионально - периодических изданиях, на конференциях, в разного рода центрах исследований помощи семье. Однако вопросы предоставления помощи каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации. В применении любой техники имеет значение временной аспект, процедура применения, мастерство и квалификация психолога, который использует данный материал.

Особенно важной, является проблема семейного воспитания детей в младшем школьном возрасте, когда объективные изменения статуса 6 - 7- летнего ребёнка в предшкольньй и школьный период создают предпосылки качественных изменений в его общении со взрослым. В связи с включением в общественно значимую, общественно оцениваемую учебную деятельность родители более настойчиво предъявляют к детям требования, касающиеся знаний, умений, уровня воспитанности. В этом возрасте происходит осознание ребёнком себя, проявляются знания о своём "Я". А это возможно лишь только через другого человека, партнёра по общению, прежде всего, через родителей.

Поведение в соответствии с нравственной нормой должно восприниматься человеком как единственно для него возможное, выражающее саму сущность его личности, его "Я". Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.

Нравственная само регуляция поведения может быть как преднамеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизвольной. При произвольной саморегуляци человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя своё поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной само регуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, к ребёнку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать всё то, о чём говорит учитель.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который даётся по действующей программе обучения. Однако, для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально - психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях, навыках, что делает учение для одних слишком лёгким, не интересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счёт подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углублённая и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддерживания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6 - 7 - летнего возраста, начинавших обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму, многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

С поступлением в школу изменяется положение ребёнка в семье, у него появляются первые серьёзные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Всё это вместе взятое образует проблемы, которые ребёнку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

С поступлением ребёнка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6 - 7 до 10 - 11 лет.

Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.

Итак, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - эти все качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.




Предварительный просмотр:

С.В.КУЗНЕЦОВА

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 22

г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. И, конечно, если не решать проблемы сбережения здоровья детей, то здоровье детей будет ухудшаться.  

          Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

          Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

         Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.

        Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз,  остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом и тд.

         С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

         Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

          Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

            Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

            Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

           Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

           «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

            Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

           Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Так приобщаю к выполнению домашних заданий своих учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

            Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

           В качестве приема здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы проведения уроков: урок-праздник, КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии, а также творческие уроки.

        Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  1. Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!».

           У нас сложилось  свое правило начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:

Всем говорю я: «Здравствуйте, С добрым утром, друзья. День наступил прекрасный, Потому, что в нем вы и я!».

          Каждое утро первый урок мы начинаем с зарядки под музыку.

Ежедневно по утрам,

Зарядку делать надо нам.

Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.

  1. Создание ситуации выбора и успеха.

            Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Для этого применяю различные приемы.

1) Создание у ребенка субъективного переживания успеха:

  1. снятие страха («Ничего страшного»);
  2. авансирование («У тебя получится»);
  3. внушение («Приступай же»);
  4. высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
  5. усиление мотива («Нам это нужно для…»).

2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:

  1. ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;
  2. формирование веры в успех;
  3. отметка достижений;
  4. концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.

Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки


 

Организация учебного сотрудничества.

             В своей работе применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

           Участвуя в групповой работе, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.

Например, на занятии по внеурочной деятельности «Мысли о здоровье» детям необходимо составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Эта работа выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем в виде стенда и помещаем в классный уголок здоровья.

Аналогичная работа проходит по теме «Азбука безопасного поведения». По группам дети составляют правила безопасного поведения в разных ситуациях:

  1. при пожаре;
  2. при захвате террористами;
  3. при движении по улицам;
  4. при обращении с электроприборами;
  5. во время природных катастроф.

Оформляют свою работу в виде проекта (плаката).

На такую работу отводится неделя. А затем на классном часе проводим защиту своих плакатов. Защита проходит в виде устных выступлений, и творческие работы групп затем помещаем в классном уголке.

  1. Использование приемов рефлексии.
  2. Что на вас произвело наибольшее впечатление?

            Что получилось лучше всего?

  1. Какие задания показались наиболее интересными?
  2. Что вызвало затруднения?
  3. Над чем хочется поразмышлять?
  4. Какой совет дали бы себе?
  5. Кому захотелось сделать комплимент?
  6. Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использую проведение физкультминуток:

  1. Физкульминутки под музыку.
  2. Упражнения, корректирующие осанку.

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

  1.  Гимнастика для глаз.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

            Дыхательная гимнастика.

Вдох пауза выдох

4 сек. 2 сек. 4 сек.

5 сек. 2 сек. 4 сек.

6 сек. 2 сек. 4 сек.

Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.

 

            Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.

Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

  1. Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).

– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

          На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Окружающий мир.

– Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Прочищаю зубы иголкой.

Полощу рот после еды.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Математика

Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

            Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

           Работа в этом направлении проводится как в урочной деятельности, так на внеурочной деятельности.

Для того чтобы заинтересовать своих учеников, я использую прием «Пазлы». Дети знают и любят игру в пазлы, когда из отдельных деталей получается целая картинка, поэтому формулировка задания им понятна и близка. Прием заключается в следующем: ученики делятся на группы, выполняют определенное задание по теме, учатся сами, а затем свои знания передают всем. Таким образом, из частей, на которые условно разделена тема, складывается целостное восприятие материала.

           Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», класс поделили на группы, распределили задания, которые выглядели таким образом:

1-й пазл – «Пища – строительный материал».

2-й – «Пища, которая помогает нам расти».

3-й – «Пища, которая даёт нам энергию».

4-й – «Для чего жиры нужны».

5-й – «Где скрываются белки».

       Внедрение здоровьесберегающих технологий  в обучение ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.

Ожидаемые результаты:

. Снижение заболеваемости среди детей.

. Создание сплоченного коллектива учащихся.

. Личностный рост учащихся.

. Повышение качества обучения.

. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

               Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС  позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

        Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы и очень хотела бы, чтобы работа была продолжена моим преемником при переходе детей в среднее звено обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. – М.: Вако, 2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. – 2004. - № 1.

3.   Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002.

4.   Тукачёва С.И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.

5.   Энциклопедический словарь русской цивилизации. – М., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....