ПК 4.3
методическая разработка

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание. 

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. 



Предварительный просмотр:

Игровая технология

УМК «Школа России», Окружающий мир, 2 класс, «В школе»

Игра «Помоги собрать портфель»

Нагляд.: презентация

Практич.: игра

Фронтальная и индивидуальная работа

-Поиграем в игру «помоги Мишутке собраться в школу»

-Перед вами портфель, давайте поможем Мишутке собрать его.

-Возле портфеля находятся различные предметы, выберете те, которые нужно взять с собой в школу Мишутке.

-..,слушаем тебя.

-Молодцы ребята, чему мы научили Мишутку?

 

Анализировать.

- «собирать» портфель

Отвечать на вопрос

-тому, как нужно собираться в школу

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

П.: выполнение действий по алгоритму

УМК «Школа России», Окружающий мир (история), 4 класс, «Свой дом- свой простор»

Игра «Корзина»

II. Постановка учебной задачи

Словес.: эвристическая

беседа.

Наглядный: презентация.

Фронтальная работа

-Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше.

-А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю отгадать загадку.

В нём живёт моя родня, 
Мне без неё не жить ни дня. 
В него стремлюсь всегда и всюду, 
К нему дорогу не забуду. 
Я без него дышу с трудом, 
Мой кров, родимый, тёплый...

-Совершенно верно!

-Может уже кто-то догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Верно, на сегодняшнем уроке речь пойдет о старинном доме.

На доске нарисована корзина, напоминающая старинный дом, ручка корзины, как крыша, на ней написаны слова «СТАРИННЫЙ ДОМ», вокруг неё таблички, на которых написаны слова: опечек, коник, порог, матица, бабий кут, печь, полати, колыбель, железобетон, сайдинг.

-Какие из названий могут принадлежать старинному дому? Предлагайте, что будем складывать в нашу корзину идей?

-Ребята, а вы уверены, что всё, что мы сложили в корзину идей точно принадлежит старинному дому? Проверим наши предположения.

-Давайте поставим цели сегодняшнего урока.

Отвечать на вопросы:

-Дом

 

-"Свой дом- свой простор"

Предположения детей

-познакомиться с тем, как был обустроен дом в старину, познакомиться с новыми понятиями.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ 

Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения.

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Фрагмент урока окружающего мира в 1-м классе по теме: «Природа и еѐ сезонные изменения».  

УМК «Перспективная начальная школа»

 

Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: учебный диалог

 

Практический: выполнение упражнения

 

 

5 мин

  • Итак, ребята, на ваших столах вы можете увидеть карточки с признаками времени года.

Ваша задача, определить какое это время года.

  • Предлагаю  поработать в группе по 4 человека.  (Класс  делится  на  7  групп,  каждая  получает  задание).
  • Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Класс делится на группы

Слушают инструкцию Зима – падает снег, животные поменяли свою шубку, птицы улетают, реки покрыты льдом. Весна – тает снег, возвращаются перелетные птицы,  появляются подснежники,  на деревьях появляются почки, затем листочки.

Лето – можно ходить в легкой одежде, поспевают в садах плоды, солнце светит больше по времени. 

Осень – сбор  урожая, чаще льют дожди,  листья на деревьях желтеют и опадают.

 

 

К: умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли

 

 

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму  

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности
  2. Элементы индивидуализации обучения
  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
  5. Наличие физкультминуток
  6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения
      
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

УМК «Школа России». Русский язык. 2 кл. Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»

Динамическая пауза

«Вышли мыши как- то раз».

Вышли мыши как - то раз

(шаги на месте с высоким подниманием колена)

Посмотреть который час.

(стучат пальцем по руке, изображая часы)

Раз-два-три-четыре,

(делают «пружинку» на месте, качая рукой вверх вниз и при этом считая)

Мыши дёрнули за гири.

(прыжок на месте, хлопок руками над головой)

Тут раздался страшный звон-

(присели, качаем головой в стороны)

Разбежались мыши вон.

(разбежаться в разные стороны)

- Ребята, если я называю собственные имена существительные, то вы выполняете ходьбу на месте.

- А если я называю нарицательные имена существительные, то вы выполняете хлопок в ладоши.

Выполняют упражнения