ПК 4.3.
методическая разработка

Рахматулина Адиля Руслановна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология проектного обучения в начальной школе»

Технология проектного обучения ‒ это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией».

Проектная технология ‒ это личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу обучающихся по конкретной теме, проблеме, а школьникам даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом, у обучающихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Предъявляют следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности обучающихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

- информационные;

- творческие;

- практико-ориентированные;

- исследовательские.

Информационные проекты ‒ нацелены на поиск информации обучающимися по какой-либо теме и на дальнейшую работу с найденной информацией.

Творческие проекты ‒ ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты ‒ также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности школьников.

Исследовательские проекты ‒ отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные ‒ внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные ‒ проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные ‒ проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.

Кратковременные ‒ проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные ‒ проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста обучающихся и их заинтересованности темой проекта. Тематика проектных работ должна определяться содержанием курса школьных предметов.

Элементы проектной технологии начинают внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Чаще всего дают задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира ‒ подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе изучают тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока дети получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет ‒ зависит от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе они ещё не могут выполнить проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности.

Общие подходы к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются школьниками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята демонстрируют понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Проектная технология ‒ технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у школьников различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Составление сборника пословиц и поговорок»

Цели деятельности учителя: организация деятельности учащихся по созданию проекта «Глагол»; формирование умения составлять сборник пословиц и поговорок.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности составления сборника пословиц и поговорок, как результат проекта «Глагол».

Уметь составлять сборник при помощи дополнительной литературы.

Оборудование: карточки с пословицами и поговорками; конспект урока; учебная презентация; учебник «Русский язык».

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III. Постановка учебной задачи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа с учебником).

1 – 2 мин

- Как вы думаете, какую часть речи мы будем сегодня исследовать?

- Правильно! Глагол. Актуальна ли эта тема для нас с вами?

- Как вы думаете, в чем состоит актуальность нашего проекта «Глагол»?

- А вот поставить цель нашего проекта и его задачи нам поможет минутка чистописания.

I) Ешь, ишь, ете, ите

- Запишите буквосочетания. Чем они являются в глаголах?

- Окончание в форме глаголов какого лица?

II) Слушать, держать, любоваться

- Запишите данные глаголы в форме 2 лица единственного числа.

- Определите спряжение.

- Кто догадался, какой будет цель нашего сегодняшнего проекта?

- Выполним упражнение 1. (Читают сами)

- Что такое пословицы?

- Что такое поговорки?

- Кто может добавить?

- (Глагол!)

- Да, мы изучаем глаголы.

- Мы будем искать глагол в пословицах и поговорках. Запоминать, как они пишутся.

- Окончанием.

(2л. ед. и мн. ч.)

Слушаешь, держишь (исключение), любуешься

- Формирование навыка правильно писать личные окончания глаголов в форме 2-го лица единственного числа, через изучение пословиц и поговорок.

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

V. Первичное закрепление во внешней речи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в тетради).

4 – 5 мин

- Предлагаю поработать в группах. У каждой группы на листе записаны пословицы. Данные в скобках глаголы нужно поставить в форму 2-го лица единственного числа и правильно их записать, объяснить смысл пословицы.

1 группа:

В бою (побывать), цену жизни (узнать).

Слово (сказать), как узлом (завязать).

Близок локоток, да не (укусить).

2 группа:

Чего себе не (хотеть), того другому не делай.

Крепкую дружбу и топором не (разрубить).

Не рой другому яму, сам в нее (упасть).

3 группа:

Не разгрызть ореха, не (съесть) ядра.

НЕ (потрудиться) – мёду не (поесть).

Тише (ехать), дальше (быть).

4 группа:

Перед смертью (не надышаться).

Не (знать), где (найти), где  (потерять).

Подальше (положить), поближе (взять).

Физкультминутка.

Делятся на 4 группы

Каждая группа выполняет задание

П: умение извлекать информацию из иллюстраций, умение на основе анализа выражений делать выводы;

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой:

 - словесный (слово учителя).

7 – 8  мин

- Дома вы должны были выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ. Записать его и проиллюстрировать.

- Я приведу вам пример: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.»

- В группах нужно будет составить рассказ, в котором глаголы должны быть в форме 2-го лица.

 

- Ребята, дома вы оформите свои рассказы к пословицам. Закончите рисунки. И мы с вами сможем получить результат нашего проекта – продукт – рукописную книгу с пословицами и поговорками.

- А что мы сможем сделать с этой книгой?

Работа в группах, в парах или индивидуально. (В пословицах должны быть глаголы в форме 2-го лица.)

Получают задание на дом

Поможет обогащать словарный запас и знание пословиц и поговорок.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Для стимулирования поисковой, самостоятельной деятельности обучаемых уже многие годы в системе образования широко используется проблемное обучение. Его психологической основой является противоречие, возникающее в сознании обучаемого, между тем, какими знаниями он уже обладает, и тем, что необходимо знать, чтобы разобраться в предлагаемой педагогом проблеме, проблемной ситуации. Известный специалист по проблемному обучению М. И. Махмутов сформулировал общие и специальные функции проблемного обучения.

Общие функции такого обучения включают:

  • – усвоение участниками взаимодействия в учебном процессе системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • – развитие интеллекта обучаемых, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
  • – формирование диалектико-материалистического мышления участников обучения;
  • – развитие всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения включают:

  • – воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
  • – формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
  • – формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных способностей.

Технологии проблемного обучения ориентируют обучаемых на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей. Считается, что управлять формированием личностных качеств нельзя, а можно лишь управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.

Проблемный подход позволяет решить проблему источников современного общего образования. Понятно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но, как показывает практика, современное обучение все еще не решает задачу формирования такого опыта. Оно может дать преимущественно опыт решения познавательных проблем, но и в этом случае какая-то часть проблем, значимых для обучаемых, может оказаться вне рамок взаимодействия участников образовательного процесса.

Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т.д.), так и тех, которые приобрели особую актуальность для данного поколения обучаемых в связи с изменениями, происходящими в обществе. Считается, что проблема – это осознание субъектом невозможности разрешить сложившееся противоречие, возникшее в той или иной ситуации, средствами имеющегося знания, опыта и интуиции. В любой проблеме существует как объективный момент (а именно – исходные данные, создающие проблему и позволяющие ее решить), так и субъективные, свидетельствующие о готовности обучаемого принять эту проблему на уровне его развития.

Специалисты рассматривают необходимость осуществлять всю последовательность этапов организации проблемного обучения в образовательном процессе. Внедрение такой технологии начинается:

  • – с выявления противоречий, неизвестных или непонятных моментов в учебном материале, осознания их как трудностей, появления стремления к их преодолению и с этой целью формулировки проблемы как сложной задачи;
  • – анализа проблемной задачи, определения зависимостей между данными;
  • – выявления всего перечня проблем, ранжирования их по значимости или по трудностям решения, определения механизмов анализа и решения проблем;
  • – поиска знаний и способов деятельности, необходимых для решения задачи;
  • – выдвижения гипотезы, генерирования идей, способствующих решению.

Далее выбор решения и его практическое описание: система действий, инструментов и процедур, необходимых для решения проблемной ситуации и снятия проблемы; проверка решения и его анализ с точки зрения достижения целей ("разбор полетов").

Проблемный подход даст возможность решить проблему согласования целей образования и мотивов образовательной деятельности обучаемых. Этот подход предполагает отказ от ориентации на образование исключительно как на способ подготовки к будущей жизни, понимание того, что образование должно обеспечивать возможность решения проблем, которые являются актуальными для обучаемых "здесь и сейчас", а не только в будущем, которое может казаться им достаточно далеким и весьма неопределенным, что может снижать мотивацию к обучению. К методам проблемного обучения специалисты в сфере педагогики относят:

  • – проблемное изложение (педагог ставит вопросы и формулирует проблемные ситуации, показывает варианты их анализа и решения, а обучаемые могут высказать свое отношение к предлагаемым версиям анализа и принятого решения);
  • – частично-поисковый (эвристический) метод, предполагающий включение субъектов в процесс обсуждения, анализа и решения проблемной ситуации; при этом процесс поисковой деятельности обучаемых осуществляется под контролем со стороны педагога;
  • – исследовательский метод, который предполагает включение обучаемых в процесс формулировки проблемной задачи, выбор инструментов и методов изучения, определение целей и задач, а также разработку программы исследования, отбор базы, определение участников взаимодействия и обработку полученных результатов.

Таким образом, технология проблемного обучения позволяет показать обучаемым образцы решений, технологию анализа проблемы и выработки решений, построение доказательств и аргументаций, освоение алгоритмов разрешения проблемных ситуаций. При организации проблемного обучения нельзя обойтись, как считают специалисты, без разумного сочетания традиционных технологий обучения с репродуктивными, объяснительно-иллюстративными, поисковыми, экспериментальными и эвристическими технологиями, активизирующими взаимодействие участников образовательного процесса.

В качестве источников проблемных ситуаций специалисты по технологиям выделяют:

  • – задачу поиска новых вариантов использования имеющихся знаний;
  • – противоречие между очевидностью теоретической возможности решения и отсутствием способа решения;
  • – сложность перевода модели (схемы, чертежа, алгоритма) в реальность;
  • – противоречие между статикой и динамикой, тенденцией и фактом;
  • – противоречие на уровне объяснения расхождения предполагаемого и реального.



Предварительный просмотр:

Технология коллективного способа обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:

Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.

Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже).

Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения - развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Опыт работы Смолиной Татьяны Яковлевны, учителя начальных классов, показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

  1. изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
  2. объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
  3. найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
  4. отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Принципы КСО:

  • ориентация на высшие конечные результаты;
  • непрерывная передача полученных знаний друг другу;
  • сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
  • разнообразие тем и заданий;
  • разноуровневость участников педагогического процесса;
  • обучение по способностям индивида;
  • педагогизация деятельности каждого участника.

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Взаимные диктанты

Учащимся выдаются карточки с текстом и заданиями по вариантам. Текст в карточках разный. Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать. Затем все ученики рассаживаются по парам.

Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется. Диктующий каждое предложение читает два раза. Читает негромко, так, чтобы не мешать работе других пар, но, чтобы его слышал сосед-партнёр. Диктуют и пишут по очереди.

Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке, проверенной учителем.

Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший (он же и проверяющий) их не исправляет, а лишь подчёркивает, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. Проверяющий спрашивает, на какое правило допущена ошибка, как нужно писать данное слово и почему. Если ошибка в слове из словаря, то оно проговаривается по буквам.

После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны не только устно, но и письменно, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверял Сидоров», «Проверяла Иванова».

После того как диктанты проверены, ученики обмениваются карточками, ищут себе нового напарника. Для этого достаточно высоко поднять руку или встать и посмотреть, кто ещё в классе закончил свою работу. Пересаживаются тихо, не мешая остальным, — об этом учитель должен предупредить заранее. Теперь они диктуют ему тот диктант, который каждый из них писал.

Диктант

1 вариант.

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега.

Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям птицы. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

 

Задания:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

4) озаглавить текст именем прилагательным

2 вариант.

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку.

Задания:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в первом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать имя прилагательное как часть речи в третьем предложении.

4) озаглавить текст именем прилагательным

3 вариант.

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.

Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!

Много счастливых минут доставляют книги.

Задания:

1) указать падежи существительных и прилагательных в третьем и шестом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать имя прилагательное как часть речи в первом предложении.

4) озаглавить текст именем прилагательным

4 вариант.

Теплое солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Чистая вода не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и разноцветные цветы.

Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики.

Задания:

1) указать падежи существительных и прилагательных в третьем и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в первом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать имя прилагательное как часть речи в шестом предложении.

4) озаглавить текст именем прилагательным

5 вариант.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кусты и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!

Задания:

1) указать падежи существительных и прилагательных в первом и третьем предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать имя прилагательное как часть речи в девятом предложении.

4) озаглавить текст именем прилагательным