Повышение учебной мотивации у учащихся начальных классов
статья (4 класс)

Шкляр Юлия Николаевна

Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. В старших классах желание учиться подвержено колебаниям.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, закончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.
Для того, чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение учебной мотивации у учащихся начальных классов

Учебная мотивация— это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и  установками ученика.

Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. В старших классах желание учиться подвержено колебаниям.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, закончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.
Для того, чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
        Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.

Мотивы учения

  • Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
  • Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
  • Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.
  • Компенсаторная мотивация возникает у плохо успевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д. В этом случае потребность ребенка в самоутверждении удовлетворяется в иной, не учебной деятельности, и плохая школьная успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
  • Мотив общения – здесь ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.
  • Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.
  • Мотивация достижения успеха. Это желание правильно выполнить задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного, желание доказать себе, что способен на многое. (Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе).
    Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
  • Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
    Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.
  • Внеучебная школьная мотивация. При такой мотивации ребенок часто охотно посещает школу, но заинтересован он во всевозможных внеучебных занятиях, проходящих в школе – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и пр.

Также выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя проявляется в поощрениях и наказаний, а внутренняя идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности.

Как выработать мотивацию к учебе?

Безусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, получает высокие оценки, не испытывает больших трудностей в обучении.

Можно с уверенностью сказать, что извне сформировать мотив невозможно, это внутренний процесс.

  •  Довольно часто учителя начальной школы не уделяют внимания мотивации школьников. Такие педагоги предполагают, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что говорит учитель. Также некоторые преподаватели используют отрицательную мотивацию, и тогда школьниками движет желание избежать наказания, плохой оценки и т.д. Отрицательная мотивация порождает отрицательные эмоции, и в результате этого  у некоторых детей развиваются неврозы.
  • Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
    Большинство взрослых используют внешнее мотивирование. Но важно при этом понимать, что главным должно оставаться само знание, а не вознаграждение.  Многие применяют для мотивирования детей убеждение. При этом основными аргументами в пользу хорошей учебы являются следующие - угрозы бедности и низкого статуса в будущем: «Будешь плохо учиться, не поступишь в институт, станешь дворником!» Эти доводы не действуют на детей, особенно в начальной школе - они не способны оценить будущих выгод образования, у них еще не сформирован механизм прогнозирования.
    Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности преподавателя…
                 Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе?

Наиболее естественный способ – делать это через любознательность ребенка. Важно понять, что именно ему интересно. Найдя значимую для него сферу, можно соотнести школьные предметы с этой областью, и он станет стремиться к необходимым знаниям самостоятельно.
Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Ряд исследователей считает, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать в первую очередь в системе школьного обучения. Одна из задач школы – преподавать предметы в интересной и живой форме, чтобы ребенку захотелось изучать их. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно
поддерживать в нем состояние успеха.

  • Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим.
  • Мотив придает деятельности различный смысл. Когда ребенок решает задачу, им могут двигать разные мотивы. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы стать первым в классе, или порадовать  хорошей отметкой.

Мотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

  • Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой.  Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на  Петю, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!». Лучше сказать: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать ребенка на собственное совершенствование.
  • Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Данная цель может быть не достигнута, что может вызвать у ребенка огорчение, неудовлетворение собой
  • Не стоит помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него.
  • Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

        Важно отметить, что изучать и формировать мотивацию необходимо не только у неуспевающих учеников, но и у внешне благополучных детей.

Использованные ресурсы:

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004

  1. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998

  1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/09/06/uchebnaya-motivatsiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации у учащихся начальных классов

Развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях: развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повыш...

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.

Выступление Долговой Н.Н. - председателя ШМО по теме: "Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях в рамках реализации ФГОС."...

Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся

Выступление на методическом объединении. Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся...

Доклад на тему: «Условия формирования устойчивой учебной мотивации у учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.Формирование мотивации — это воспитание у школьников и...

Доклад: «Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»

Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,  закладываются  в младшем школьном возрасте.  И...

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях

Мы гордимся нашими сегодняшними успехами и, как писал Выготский,  «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоя...