Выступление на МО
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Лариса Филаретовна Ильина

"Оценочная деятельность на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС"

 «Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника»

"Эффективный урок: слагаемые успеха".Презентация

​"Эффективный урок: слагаемые успеха".Выступление

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"

"Учиться надо весело". Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценочная деятельность на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС Презентацию подготовила учитель начальных классов Ильина Л.Ф.

Слайд 2

Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления Н. Островский

Слайд 3

Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

Слайд 4

Оценки сформированности устной речи полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения; культура речи

Слайд 5

Оценки сформированности устной речи Высокий уровень: полные, правильные, связанные последовательные ответы обучающегося без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи

Слайд 6

Оценки сформированности устной речи Средний уровень: ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но обучающийся допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Слайд 7

Оценки сформированности устной речи Низкий уровень: ответы обучающегося в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами,

Слайд 8

Оценки сформированности устной речи Низкий уровень: Ответы обучающегося в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построе-нии словосочетаний или предложений

Слайд 9

Контроль за уровнем достижений обучащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий

Слайд 10

Форма работы Диктант - средство проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков Грамматический разбор – средство проверки - степени понимания обучащимися изучаемых грамматических явлений, - умения производить простейший языковой анализ слов и предложений

Слайд 11

Форма работы Контрольное списывание - способ проверки - усвоенных орфографических и пунктуацион - ных правил, - сформированности умений и навыков, - умения списывать с печатного текста, - умения обнаруживать орфограммы, - умения находить границы предложения, - умения устанавливать части текста, - умения выписывать ту или иную часть текста

Слайд 12

Форма работы Изложение и сочинение (обучающее) – способ проверки - формирования навыка письменной речи; - формирования умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; - формирования умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила языка

Слайд 13

Форма работы Тестовые задания – динамичная форма проверки - уровня сформированности умений исполь-зовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях

Слайд 14

в 1 классе По итогам 1 и 2 полугодия учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности (УУД) универсальных учебных действий. Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений.

Слайд 15

Оценка письменных работ по русскому языку Диктант « 5 » - за работу, в которой нет ошибок « 4 » - за работу, в которой допущены 1-2 ошибки « 3 » - за работу, в которой допущены 3-5 ошибок « 2 » - за работу, в которой допущено более 5 ошибок

Слайд 16

Учет ошибок в диктанте: За 1ошибку считается: повторная ошибка в одном и том же слове: ученик дважды в слове «п е сок» написал « п и сок » две однотипные пунктуационные ошибки; две негрубые ошибки.

Слайд 17

За 2 ошибки считаются на одно и то же правило, допущенные в разных словах: ученик вместо «лоша д ка» написал « лоша т ка » и в слове «пово з ка»написал « пово с ка »

Слайд 18

Негрубой ошибкой считается: повторение одной и той же буквы в слове: пос аа дка ; при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена; дважды написано одно и то же слово в предложении

Слайд 19

Ошибкой считается: нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями – словарные слова );

Слайд 20

Ошибкой считается: отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; наличие ошибок на изученные правила по орфографии; НО отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы

Слайд 21

Недочеты отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие " красной" строки; неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

Слайд 22

Важно помнить Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если: в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений; работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки)

Слайд 23

Важно помнить При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку ( за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. П о мидор п а мидор п о мидор

Слайд 24

Важно помнить Оформление работы не должно влиять на оценку, так как в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык и характер ошибок, а не только их количество

Слайд 25

Грамматическое задание « 5 » - без ошибок « 4 » - выполнено правильно не менее 3/4 заданий « 3 » - выполнено правильно не менее 1/2 заданий « 2 » - выполнено правильно менее 1/2 заданий

Слайд 26

Словарный диктант Клас-сы 1-й кл . 2-й кл . 3-й кл . 4-й кл . Кол-во слов 6-8 сл. 8-10 сл. 10-12 сл. 12-15 сл. Крите- рии оценки «4» - 1 ошибка и 1исправление. «3» - 2 ошибки и 1исправление. «2» -3-5 ошибок.

Слайд 27

Контрольное списывание Оценки Допустимое количество ошибок II класс III класс IV класс «5» Нет ошибок. Один недочет граф. харак-ра . Нет ошибок. Нет ошибок. «4» 1 ош . или 1-2 испр . 1 ош . или 1-2 испр . 1 ош . или 1-2 испр . «3» 2 ошибки 1 испр . 2 ош . 1 испр . 2 ош . 1 испр . «2» 4 ош . и более 4 ош . и более 4 ош . и более

Слайд 28

Тест « 5 » - верно выполнено более 3/4 заданий « 4 » - верно выполнено 3/4 заданий « 3 » - верно выполнено 1/2 заданий « 2 » - верно выполнено менее 1/2 заданий

Слайд 29

Изложения и сочинения Необходимо помнить Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер . При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки : за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4)

Слайд 30

Основные критерии оценки изложений и сочинений достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста - изложение или составление собственного текста, в котором грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность - сочинение

Слайд 31

Оценка содержания и речевого оформления. Отметка «5» ставится за изложение , в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение , в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. В излож - ении и сочинении предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.

Слайд 32

Оценка содержания и речевого оформления. Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. Допускается не более трех ошибок (содержательных или речевых).

Слайд 33

Оценка содержания и речевого оформления. Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).

Слайд 34

Оценка содержания и речевого оформления. Отметка «2» ставится а работу, в которой имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушен а последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь

Слайд 35

Оценка за грамотность. « 5 » - допускается 1-2 исправлений; « 4 » - допускается 1-2 орфографических ошибки, 1 пунктуационная; « 3 » - допускается 3 – 5 орфографических, 2 пунктуационные ошибки. « 2 » - не ставится в начальной школе. Учитель исправляет все ошибки и дает работе содержательную оценку на словах

Слайд 36

Ошибки на полях в условных знаках I – орфографическая; V – пунктуационная; С – ошибка в содержании; Р – речевая ошибка. Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях

Слайд 37

Классификация ошибок в содержании композиционные ошибки логические ошибки речевые ошибки

Слайд 38

Композиционные ошибки: несоответствие изложения, сочинения плану неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений

Слайд 39

Логические ошибки: пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета нарушение логической последовательности и обоснованности употребление в одном ряду понятий разных уровней нелепые, парадоксальные суждения

Слайд 40

Речевые ошибки Лексико - стилистические Синтаксико – стилистические Морфолого – стилистические

Слайд 41

Лексико - стилистические Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка. Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая, всё время ласкается.

Слайд 42

Лексико - стилистические Употребление слова без учёта его эмоционально –экспрессивной или оценочной окраски : Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки .

Слайд 43

Лексико - стилистические Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его Мама сварила рыбий суп . НАДО: Мама сварила рыбный суп . Дед одел шапку и вышел на мороз. НАДО: Дед надел шапку и вышел на мороз .

Слайд 44

Лексико - стилистические Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний : Отец ехал взади . НАДО: Отец ехал сзади . С утра о братно пошёл снег. НАДО: С утра о пять пошёл дождь.

Слайд 45

Лексико - стилистические Нарушение сочетаемости употребляемых слов : Ветер постепенно принимал силу. НАДО: Ветер постепенно набирал силу. Маме выдали благодарность. НАДО: Маме объявили благодарность .

Слайд 46

Морфолого – стилистические ошибки ошибки в словообразовании (детское словотворчество); употребление диалектных или просторечных форм; пропуск морфем (суффиксов, постфиксов); образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Слайд 47

Морфолого – стилистические ошибки Детское словотворчество: На стройке работают бетонщики, штукатурщики. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: Трудящие дружно вышли на субботник. НАДО : Трудящиеся дружно вышли на субботник. Волнующее море сегодня встретило нас. НАДО : Волнующее море сегодня встретило нас.

Слайд 48

Морфолого – стилистические ошибки Образование просторечных форм слов общелитературного языка : « они хочут » , « ихняя мама» , « стрельнул» Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в ед. числе: У нас не хватало оружий. НАДО: У нас не хватало оружия. Съел два супа. НАДО : Съел две тарелки супа.

Слайд 49

Синтаксико – стилистические ошибки Неправильное образование слов и форм слов Строители работали на стройке в течение месяца. (на стройке) Дорога каждая минута времени. (времени) Соревнования намечены на апрель месяц. (месяц) Вчера я решила выступать на первом уроке. (выступать)

Слайд 50

Синтаксико – стилистические ошибки 1)Нарушение управления : Все радовались красотой природы. (радовались ( чему ? ) красоте ). Ребята смеялись с него . (смеялись над ним ) 2 ) Нарушения согласования: Вся семья радостно встретили Новый год. ( семья … встретила )

Слайд 51

Синтаксико – стилистические ошибки 3) Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла : Только равнодушным оставался кот Борька. (Равнодушным оставался только кот Борька) 4) Нарушение смысловой или грамматичес-кой связи между местоимениями и теми словами , на которые они указывают : Когда Коля прощался с отцом , он не плакал . (Кто: Коля или отец?)

Слайд 52

Синтаксико – стилистические ошибки 5) Местоимённое удвоение подлежащего Кирилл – он был самый сильный в отряде. 6) Употребление глаголов в несоотнесён-ных временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же вид : Незнакомец входит в хижину и поздоровался.

Слайд 53

Синтаксико – стилистические ошибки Неумение находить границы предложе-ний : а ) неоправданное деление сложного предложения на простые : Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов . б) неумение делить текст на предложения : Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , …

Слайд 54

Грамотные люди могут жениться по объявлению, безграмотные — только по любви (Дон Аминандо ) Убивают статусы безграмотных барышень: «Я тИбя люблю», «Ты мне нужИн », «Я без тИбя нИ мАгу »…Без мозгов она, значит, может, а без нИго — ну никак!!!))



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42»

 «Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Обобщение педагогического опыта

                                   

Нижневартовск, 2020

                                         «Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

                                                Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека».

Восточная мудрость.

Испокон веков люди ценили духовно-нравственную воспитанность. Именно духовно-нравственное воспитание является  основой формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время в нашем обществе мы видим, другими становятся нравственные ориентиры, большинством граждан недостаточно сознательно принимаются принципы и правила жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Другими словами, ощущается духовный кризис. И как никогда вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наши дни приобрел большую значимость и актуальность.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ставит задачу освоения традиционных ценностей на важное место в структуре образовательных задач, которые должна решать школа. В документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», которая является «методологической основой разработки и реализации ФГОС» раскрывается  значение традиционных ценностей для решения воспитательных задач стандарта. И большая роль в решении этих задач принадлежит учителю.

Работая в начальной школе более 35 лет, я всегда уделяла много внимания нравственному воспитанию моих учеников. Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы, ведь пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому первостепенной своей задачей считаю не только научить детей различать и понимать, что такое добро и зло, но и жить и совершать добрые поступки. Часто говорю детям, что человеку, поступающему по-доброму, это добро возвращается стократно.

Анализируя поступки героев произведений на уроках литературного чтения, обязательно провожу беседу, делая вывод, «как вы бы поступили, если бы вы были свидетелями действий из рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»? Или, работая над произведением Л.Толстого «Лев и собачка», стараюсь показывать, какие переживания происходят в душе даже у животных. И обязательно вспоминаем о городских объявлениях на сайтах разных порталов, когда люди находят брошенное домашнее животное,.. Какое сердце должно быть у таких людей? Анализируя любое прочитанное произведение, стараюсь добиться понимания детей, какие мысли хотел донести автор до читателя и каких поступков ждет от нас.

Огромную помощь в духовном росте и становлении ученика в начальной школе играют уроки ОРКСЭ, каждый урок несет не только знания, а учит их размышлять, как нужно поступать в жизненных ситуациях с родителями, незнакомыми людьми, с одноклассниками – каким быть? Дети учатся взвешивать свои решения, за мной они повторяют: «Поступай так, как  бы ты хотел, чтобы с тобой поступали». Своими наработками поделилась на заседании  городского методического объединения учителей учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики», выступая по теме «Значимость курса ОРКСЭ и особенности в его преподавании».

Большую роль в духовно-нравственном воспитании моих детей играет занятия внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», их участие  в беседах со свещеннослужителями Храма Великомученика и Целителя Пателеимона, участие в праздниках и конкурсах, посвященных православным праздникам, русским обычаям и традициям. Эти мероприятия помогают детям быть милосердными, создают культуру семейных отношений, развивают этическую культуру. Ежегодно дети становятся артистами и выступают перед обучающимися младшего звена и родителями на праздниках «Рождество Пресвятой Богородицы – день Господень», «Рождество Христово», «Светлая Пасха». Они принимают активное участие  в конкурсах рисунков и поделок декоративно-прикладного искусства, посвященных этим праздникам, в праздниках чтецов, посвященных охране природы. Мои ученики становились победителями и лауреатами городского экологического конкурса «Знатоки природы родного края», «Природе края строки посвящаем» в рамках международной экологической акции «Марш парков», ученик класса получил специальный приз от жюри на городском конкурсе чтецов «Джалиловские чтения».

Одним из направлений работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников  является воспитание трудолюбия, уважения к людям труда. С 1 класса приучаю быть внимательными к труду работников школы, обеспечивающих чистоту и порядок, к труду работников столовой. Ни кому не секрет, не все дети любят убирать  рабочее место после занятий, современные дети не ждут с нетерпением своей очереди дежурства в классе, как это делали дети лет 10 назад. Но когда, оценивая работу, выполненную на уроке технологии, внимание обращаю на ученика, который идеально убрал свое рабочее место, благодарю его и хвалю, на следующем уроке к числу таких учеников обязательно добавляется несколько других. Формирование нравственной культуры принадлежит классным часам («Кто такой вежа и невежа»?, «Что такое ответственность?», «Я в ответе за свои поступки», «Кого мы называем добрым?», «Мои друзья – мое богатство»), к которым готовятся вместе со мной и дети: рисуют газеты, придумывают задания для групп обучающихся, находят нужный материал.

Добиться желаемых результатов в воспитании обучающихся без помощи родителей невозможно. Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, которые ребёнок усваивает с первых лет жизни, имеют огромное  значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе. Через семью, родственников, друзей, его окружение ребенок начинает понимать конкретные содержания и  такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Родители являются первыми помощниками и в подготовке к вышеперечисленным праздникам, ко всем нашим выступлениям на школьных и городских конкурсах. Планируя свою работу с родителями, определяю такие темы родительских собраний и темы бесед, которые раскрывают вопросы  воспитания ответственности за своих детей, за сохранение в семье и передачи нравственных и духовных ценностей и обычаев. Стараюсь показать, что ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.

В.А.Сухомлинский писал: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком- то заботится, о ком – то печется и беспокоится, кому – то отдает сердце». Работая членом Совета ГМО учителей основ религиозных культур и светской этики и являясь много лет руководителем творческой группы учителей, преподающих ОРКСЭ,  я тоже стараюсь отдать своим коллегам частицу своей души, а воспитанников стараюсь научить любить, ценить и уважать все то, что накоплено и сохранено нашими дедами и отцами. Хочу научить  любить свою Родину, свой народ и желаю всем быть духовно богатыми  и нравственными людьми.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42»

Эффективный урок: слагаемые успеха

(Выступление на МО)

 Составитель: Ильина Лариса Филаретовна,

учитель начальных классов

Нижневартовск, 2018

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 45 минут урока - это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное. За период своей педагогической деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, педагогов, учащихся и их родителей.

Что влияет на эффективность урока?

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

  • знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;
  •  умение планировать, проводить и анализировать урок.

Слово «эффективность» в переводе с латинского означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем материала, выработать нужные навыки и умения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

1.        Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

2.        Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3.        Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4.        Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.

5.        Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

6.        Продумать форму подведения итогов урока.

7.        Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Для построения урока в рамках ФГОС важно знать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой тип урока учитель выбрал. Критериями эффективного урока являются:

- активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;

- обеспечение психологического комфорта и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;

- мотивация познавательной деятельности на уроке;

- обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

- наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;

- достижение целей урока.

         Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

- сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий;

- использование элементов проблемного обучения;

- рациональное использование времени;

- применение наглядных пособий;

- использование презентаций, кино- и видеофильмов.

Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель подбирает соответствующие элементам этого содержания методы и приемы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании времени урока.

Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности. Оно поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность обучения.

Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Задача которого – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызывается несколько учеников. Часть из них работает у доски, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях.

Для того чтобы избежать формализма в знаниях, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, школьник не только должен объяснить, почему он так решил, обосновать свой ответ.

Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения материала и изжитию формализма в обучении. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.

В практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий:

  • демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую;
  • демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально;
  • после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала;
  • использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников.

Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты образовательного процесса. Так, одним из наиважнейших факторов достижения высоких педагогических целей на уроке считается психологический комфорт учащихся.

Исследование понятия «психологический комфорт» позволяет заключить, что это:

  • условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют;
  • качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности;
  • исходное условие продуктивного достижения требований государственных стандартов, целью которых является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.

Множество примеров из школьной действительности показывают, что в условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижается успеваемость. Очень часто ученики, психологически зажатые, испытывают трудности в выражении собственных мыслей, что серьезно влияет на их образовательные возможности. Это может быть связано с застенчивым характером самого ребенка, однако на уроке, обстановка которого не вызывает психологического дискомфорта, даже самые робкие ученики способны раскрыть себя.

Школа – один из важнейших институтов социализации в жизни человека, именно в школе начинается процесс формирования личности, закладываются основы мировоззрения и самосознания. Это значит, что только в атмосфере одобрения, взаимного понимания и уважения возможно раскрытие индивидуальности ребенка. Именно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока, комфортного и безопасного для всех участников образовательного процесса.

Мотивация познавательной деятельности на уроке

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий.

Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать.

Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого педагог должен показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценивания.

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность.

3-й этап.  Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке

Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет самостоятельная работа. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы.

Сегодня быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Однако самопроизвольное формирование рациональных приемов учения протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной учебной работы.

По основной дидактической цели самостоятельную работу можно разделить на работу, направленную на:

  • приобретение и расширение знаний;
  • овладение умениями и навыками;
  • применение знаний, умений, навыков.

При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику его выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.

Достижение целей урока

Содержание урока – это первая ступенька к результату, правильный подбор методов и приёмов – это вторая ступенька к результату, а вот качество знаний и умений, использование их в жизни, в новых ситуациях, а также саморазвитие, самообучение, самообразование ученика является результатом.

По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока.

Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.

«Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций.

  • Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке.
  • Отношение учащихся к учебному труду.
  • Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
  • Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.
  • Наличие у учащихся познавательного интереса.
  • Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
  • Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит и от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета; культуры общения; любви к детям. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства. Эффективный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения. Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный. Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, педагогу необходимо использовать систему пяти организационных правил:

  • доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;
  • сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей способы выполнения требования;
  • предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;
  • предъявлять доступные для детей требования в настоящий период их развития;
  • переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личного Я. самоконтроле и критической самооценке


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....