Развитие устного счета на уроках математики.
статья (2 класс)

Кривкова Ирина Вильевна

В помощь учителю.Развитие устного счета на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnogo_scheta.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков устного счета на уроках математики

в начальной школе.

     Формирование навыков устного счета занимает особое место в начальной школе и является одной из основных задач начального обучения математике. В первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное. Умение считать в уме помогает детям улучшать память и скорость мышления.

     Практика работы в школе указывает на трудности формирования у школьников навыков счётно-вычислительной деятельности. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

     Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного вида деятельности на другую, во- вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала.

     Требования к проведению устного счета:

- упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно;

- задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть лёгкими, но и не должны быть «громоздкими»;

- тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее;

- к устному счету должны привлекаться все ученики;

- при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

    Формы построения устного счёта.

  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуй орнамент, узор; посчитай сколько линий.
  • Задания на развитие наблюдательности (найди закономерность, что лишнее?)
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.

    Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками ( математический, арифметический и графические диктанты, математические лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.

    К основным формам восприятия устного счета относятся:

1) беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) зрительный ( таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления ( не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) комбинированный.

  Упражнения в форме игры ( «Диалог», «Математический поединок», «Магические квадраты», «Лабиринт сомножителей», «Викторина», «Волшебное число», «Индивидуальное лото», «Лучший счетчик», «Кодированные упражнения», «Фишка», «Кто быстрее», «Цветок, солнышко», «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», «Математический феномен», «Молчанка», «Математическая эстафета»).

    Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. В классе есть дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу они начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их и не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет.

   Работу в парах начинать  вводить надо с 1 класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности и объёму учебного материала).    

    После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам,  можно предлагать  учиться работать в парах «учитель-ученик». Знакомимся с правилами общения.

    Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей проверкой).

   Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

    Как показывает опыт работы многих учителей, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Особенно трудно в начале. Учащиеся с трудом привыкают к устным упражнениям: проделывать несколько математических действий, несколько математических операций в уме им тяжело. И все же, необходимо выдержать первые временные трудности и тогда применение на уроках устного счета даст ощутимые положительные результаты в обучении учащихся.

     Организовать устный счет можно по-разному:
- вопрос, устный или на экране – устный ответ;
- развернутый устный ответ с пояснениями решения;
- тестовые задания на экране –одновременный опрос всего класса с записью ответа каждого ученика в бланке ответов;
- комбинированный устный счет.

     Первая часть его – любой из вышеперечисленных способов, вторая часть проводится следующим образом: задания устного счета выдаются на экран в автоматическом режиме. Время на каждое задание можно настроить в зависимости от подготовки учащихся. Ответы записываются в специальные бланки. Затем в течение урока учитель проверяет их. Требуется 1-2 минуты для проверки. При подведении итога урока сообщает и анализирует результат.

    Систематическое применение устного счета на уроках со временем выработает у учащихся умение быстро считать в уме. Решая простые задания устно, ученик более глубоко понимает приемы решения тех или иных заданий, усваивает алгоритмы их выполнения. Более сложные задания уже не будут вызывать у него затруднений.

    Среди основных методов совершенствования навыков устного счёта всегда выделялось:
- традиционные игры («расставь лучики», «спрячь зайчиков»);
- весёлые задачи в виде коротких стихотворений на счёт до 10;
- дидактические игры;
- геометрические фигуры («весёлые квадраты»);
- и, наконец, приёмы устного счёта.
Формы проведения устного счета.

Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но последние задания предлагаются уже не с помощью карточек, а только устно.

Для таких упражнений полезно подобрать такие, в которых особенно заметен эффект прикидки.

Равный счет. Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух определять, верно ли составлен пример, на слух воспринимать названные числа.

«Лесенка». На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Или команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда продолжает подъём. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

«Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагается четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы давать можно молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

«Торопись, да не ошибись». Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.


   Устные вычисления на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

     Применение различных видов устных упражнений на уроке, будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бурлакова О. И. Устный счёт на уроках математики. //Начальная школа, 2011 г.
  2. Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Начальная школа, 2011 г.
  3. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа, 2014 г.
  4. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1класса. –

М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2010 г.
  2. Иванова Т. Устный счёт. – М.: ВАКО, 2012 г.
  3. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. -М.: Академия, 2013г.
  4. Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Начальная школа, 2013 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет к урокам математике 4 класс

Презентация для устного счета по математике в 4 классе...

карточки для устного счета на уроках математики

Данный материал содержит карточки для организации учтного счета в 1-2 классах....

статья "Устный счет на уроках математики"

Данный материал содеожит теоретическое обоснование и практический материал к урокам математики в начальной школе...

Устный счет на уроках математики 4 класс

Использовать на уроках математики устный счет....

Устный счет к уроку математики

Презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Табличное умножение и деление".Упражнения для устного счета....

Материал для проведения устного счета на уроках математики

Наглядный материал для устного счета на уроках математики в 1 классе...

развитие навыков устного счета на уроках математики

развитие навыков устного счета на уроках математики...